камешки "Марблс"
консультация по логопедии

Наталья Вячеславовна Химич

Применение камешков "Марблс" - это один из нетрадиционных приемов обучения детей дошкольного возраста, который очень интересен. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_marbls.docx271.46 КБ

Предварительный просмотр:

Камешки «Марблс»

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому, обучение не может проводиться без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в игре.  Работа с ребенком должна быть эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием камешков «Марблс».

Марблс - сияющий стеклянный шарик, что в переводе с английского означает мрамор, далёкий потомок глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей. Некоторые камешки имеют форму приплюснутого шара и носят название - кабошоны, что в переводе означает «шляпка гвоздя». Кабошоны использовать в своей работе более удобно, так как этот камешек более устойчив и не перекатывается. Так, с одной стороны камень выпуклый, а с другой – ровный. Уже многие тысячелетия они используются в качестве игрушек. Ранее их делали из глины, потом из камня, фарфора и стекла.

      Взяв в руки первый раз камешки Марблс, дети испытывают положительные эмоции: восторг, удивление, желание к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними. Так эстетическая привлекательность марблс усиливает интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

Камешки марблс - интересный, доступный материал для множества маленьких затей. В процессе целенаправленных занятий с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание мира, повышается мотивация, осознанность, интерес, формируется стремление к самостоятельности.

Камешки марблс, являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:

 - развитие мелкой моторики;

 - упражнение в ориентировке на плоскости листа;

- упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными;

 - развитие связной, фразовой речи, эмоциональной лексики;

- упражнение в звукобуквенном разборе слова, закрепление правильного образа буквы и многое другое;

- профилактика дисграфии, работа по автоматизации поставленных звуков;

 - развитие тактильных ощущений, эстетическое восприятие;

 - развитие образного мышления, зрительное внимание, память.

1. «Чудесный мешочек» 

Вариант. 1. В непрозрачный мешочек кладут камешки разной формы, величины, цвета. Перед ребенком находится образец-камушек. Взрослый просит ребенка найти в мешочке такой же.

Вариант 2. Ребенку завязывают глаза, дают камушек, который необходимо обследовать тактильно и на ощупь в мешочке найти такой же.

 2. «Сухой бассейн» 

Вариант 1. У ребенка глубокая чаша, наполненная шариками марблс, среди которых - мелкая игрушка. Взрослый предлагает ребенку найти игрушку и на ощупь угадать ее.

 Вариант 2. У ребенка глубокая чаша, наполненная крупой, в которой находятся шарики.  Ребенку предлагается найти и описать их.

 3. «Золушка»

 Вариант 1. Разбери по цвету.

 Вариант 2. Разбери по форме.

 Вариант 3. Разбери по размеру.

4. «Гирлянда» 

У ребенка - лист бумаги с нарисованными произвольно изогнутыми линиями и разноцветные камешки. Показываем элемент-образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Ребенок по памяти собирает гирлянды из разноцветных камешков в соответствии с образцом.

 5. «Изучаем» (буквы, цифры, геометрические фигуры, эмоции и т.п.) Закрепляем зрительный образ изучаемой буквы с помощью камушков.

 6. «Волшебная дорожка» 

У ребенка - подносы с разноцветными камушками, взрослый называет слово, предлагает определить в нем первый звук и найти камешек, в названии цвета, которого в начале находится выделенный звук. Например, взрослый называет и показывает картинку с изображением жука. Ребенок показывает первый звук в слове «желтый» и выкладывает желтый камешек.

 7. «Графический диктант», или «Найди место камешку»

 Взрослый дает устную инструкцию: положи красный камушек в центр листа. Синий - в верхний левый угол, зеленый - в правый верхний угол, синий- в правый нижний, зеленый - в левый нижний.

Взрослый предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребенку необходимо повторить рисунок.

8. «Собери по образцу» 

Предлагается картинка - образец, как в мозаике, по которому и необходимо собрать свою картинку.

Дается готовый схематичный рисунок для наложения камешков, или просто картинка предмета для украшения её камешками.

Советы при покупке и применении камушек Марблс:

  • марблс можно купить в магазинах для дома, декора, творчества, товаров для праздника;
  • существуют готовые наборы разноцветных стекляшек, но можно купить отдельно разных цветов, они относительно недороги;
  • покупайте как матовые, так и прозрачные фактуры;
  • покупайте марблс плоские с одной стороны - круглые шарики не стоят на месте и раскатываются; но их можно использовать как дополнение;
  • возьмите также набор марблс, отличных по размеру и форме;
  • купленные стекляшки промойте в тазике с шампунем, высушите в полотенце - игрушка готова;
  • поиграйте первые разы вместе, покажите, что с ними можно делать, предложите ребенку придумать свои развлечения;
  • заведите красивую емкость для хранения марблс, куда убирайте сокровище после игры;
  • в дальнейшем можно расширять свою коллекцию, добавлять другие цвета, формы.

Правила безопасности:

  • вы знаете своего ребенка, но даже если доверяете ему в этом вопросе, объясните несколько раз, что камешки марблс, не сьедобны, не вкусны, и нельзя тянуть их в рот;
  • даже если ребенок старше 3 лет, поиграйте вместе хотя бы первые разы, чтобы убедиться, что он все понимает правильно.