Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности "Обучение чтению" для старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)

Никифорова Наталья Юрьевна

Обучение чтению - это общеразвивающая программа социально педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста. Цель программы: построение системы обучения чтению дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общеразвивающая  программа

дополнительного образования

социально-педагогической направленности

Обучение чтению

для старшего дошкольного возраста

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель: Никифорова Н. Ю.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

Актуальность программы

3

Новизна и педагогическая направленность программы

4

Цель программы

4

Задачи программы

4

Возраст детей и срок реализации программы

4

Форма организация занятий

4

Планируемые результаты реализации программы

4

Календарный учебный график

5

1. Учебно-тематический план. Первый год обучения

5

2. Содержание программы. Первый год обучения.

5

3. Учебно-тематический план. Второй год обучения

9

4. Содержание программы. Второй год обучения.

10

5. Методическое обеспечение программы

16

6. Организационно-педагогические условия реализации программы

16

Литература

17


Пояснительная записка.

«Обучение чтению» - общеразвивающая программа социально-педагогической направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают  участие различные анализаторные системы: зрительная, речеслуховая, речедвигательная.

Чтение начинается со зрительного восприятия, различия и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение  звукового образа слова - его прочитывание. Вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого.

Научиться читать непросто. Знать алфавит и складывать буквы в слоги, а слоги в слова - это ещё не всё. Многие так и остаются на уровне складывания слов, не научившись видеть смысл в прочитанном. Обучение чтению, без сомнения, является одним из главных условий успешного развития личности. Ребёнок, который начал читать в дошкольном возрасте, безусловно, имеет преимущество перед своим не умеющим читать сверстником.

Если бы по какой-либо причине ребёнок должен был обладать только одним навыком, то таким навыком, без сомнения, должно было бы стать умение читать. Этот навык лежит в основе всех занятий, с которыми он сталкивается в жизни.

Главная задача работы по обучению чтению дошкольников – сделать для ребенка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной, интересной. Когда дети в игровом, звукоподражательном действии научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится новая задача запомнить знак, которым записывается на письме данный звук. Для более легкого запоминания графических элементов - букв используются следующие приемы работы: конструирование из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги; штриховка; обводка образца буквы.

Программа «Обучение чтению» предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Овладение навыками чтения становится одним из основных, базисных моментов образования, так как является частью процесса речевого развития. Одновременно чтение выступает одним из важнейших способов получения информации. Оставляя процесс овладения навыками чтения на первые годы школьной жизни, взрослые ставят ребенка в сложную ситуацию: поток информации, необходимый для усвоения, резко возрастает со вступлением в школьную жизнь. Кроме того, возникает необходимость приспособления детей к новым внешним условиям школы, к изменению режимных моментов, адаптации в новом школьном коллективе. Если к этому добавляются трудности освоения навыков первоначального чтения, то увеличивается опасность, что какой-либо из компонентов новой школьной жизни не будет освоен. Таким образом, необходимость более раннего, чем в школьные годы, обучения детей чтению, продиктована потребностями общественного развития и формирования личности ребенка, обучения чтению и задач возрастного психического развития ребенка

Актуальность программы.

Определяется ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе.

Новизна и педагогическая направленность программы. 

Программа направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей группы дошкольного учреждения. Представленная программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения слогового чтения, а также умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Цель программы: Целью данной программы является построение системы обучения чтению дошкольников в возрасте с 5 до 7 лет.

Для реализации поставленной цели определены следующие задачи программы:

  • Овладение умением работать с полным составом звуков и букв русского языка.
  • Обучение дошкольников аналитико-синтетическому слиянию слоговых сочетаний – чтению.
  •  Развитие мыслительных процессов (элементов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации), способности слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание.
  • Применение полученных знаний, умений и навыков в познавательной деятельности.
  • Воспитание культуры общения, которая способствует умению излагать свои мысли, чувства, переживания.

Данная программа отличается от уже существующих своей адресной направленностью на детей старшего дошкольного возраста, интегрированным подходом к обучению дошкольников чтению, применением современного игрового оборудования. 

Процесс обучения строится на общедидактических и специфических принципах:

  1.  принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от простого к сложному»);
  2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;
  3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;
  4. онтогенетический принцип (учет возрастных особенностей обучаемых).

Возраст детей и срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 года обучения детей 5-7 лет.

Форма организации занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме, по 25-30 минут.

Планируемые результаты реализации программы.

К концу года дети могут:

  • читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов,
  • дифференцировать  понятия: '' слово'', ''звук'', ''буква'', ''предложение'';
  • различать гласные и согласные звуки;
  • делить слова на слоги;
  • определять место звука в слове;
  • давать характеристику звуку;
  • составлять звуковые схемы слов;
  • свободно и осознанно читать трехбуквенные слова,
  • двухсложные слова  простой слоговой структуры;
  • составлять из букв разрезной азбуки слоги всех видов и слова простой

слоговой структуры.

Формы подведения итогов реализации программы.

Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований. Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации.

Календарный учебный график.

Программа рассчитана на 1 год для детей 5-7 лет. Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 25 - 30 минут. Второй год обучения – 32 занятия в год. Работа проводится фронтально.

1.Учебно-тематический план.

№ занятия

Тема

Количество занятий

1.

«Знакомство со звуками. Встреча Звука и Буквы»

«Звук и буква «А»»

«Звук и буква «У»»

«Сочетание «АУ»»

1

2.

«Звук и буква «О»»

1

3.

«Звук и буква «И»»

1

4.

«Звук и буква «Ы»»

1

5.

«Звук и буква «Э»

1

6.

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

1

7.

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

1

8.

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

1

9.

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

1

10.

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

1

11.

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

1

12.

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

1

13.

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

1

14.

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

1

15.

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

1

16.

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

1

17.

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

1

18

«Звук  и буква «Ш»»

1

19

Буква «Я»

1

20

«Звук и буква «Ж»»

1

21

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

1

22

Буква «Е»

1

23

«Звук и буква «Щ»»

1

24

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

1

25

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

1

26

Буква «Ю»

1

27

«Звук и буква «Ц»»

1

28

Буква «Ё»

1

29

«Звук и буква «Й»»

1

30

«Звук и буква «Ч»»

1

31

«Буквы [Ь] и [Ъ]»

1

32

Повторение. Закрепление.

Обобщающие занятия

1

2.Календарно-тематический план.

Месяц

Тема занятия

Цель занятия

Навыки чтения

октябрь

«Знакомство со звуками. Встреча Звука и Буквы»

«Звук и буква «А»»

«Звук и буква «У»»

«Сочетание «АУ»»

Развитие речевого и фонематического слуха дошкольников

Сформировать представления у детей о звуках и буквах «А», «У».

Подготовка дошкольников к восприятию звуков и букв русского языка; формирование мотивации к занятиям.

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

Закрепление зрительных образов изученных букв;

Чтение сочетания «АУ», «УА».

«Звук и буква «О»»

Сформировать представления у  детей о звуке и букве «О»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Звук и буква «И»»

Сформировать представления у  детей о звуке и букве «И»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Звук и буква «Ы»»

Сформировать представления у  детей о звуке и букве «Ы»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы.

«Звук и буква «Э»

Сформировать представления у  детей о звуке и букве «Э»

ноябрь

«Звуки [М] и [М'], буква «М»»

Сформировать представления дошкольников о звуках [М] и [М'], букве «М»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов: ам, ум, ом, им, ым, эм

Чтение слов:  ум, мама, мимо, му-му

«Звуки [В] и [В'], буква «В»»

Сформировать представления  дошкольников о звуках [В] и [В'], обозначаемой их буквой «В».

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов: ва, во, ву, вы, вэ, ви

Чтение слов:  ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам

«Звук [Н], [Н']  и буква «Н»»

Познакомить дошкольников со звуками [Н] и [Н'], буквой «Н»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ан, он, ун, ын, эн, ин

Чтение слов:  Ната, Нина, мина, тина, пони, пан, тон, нам, Дон, туман

«Звуки [П] и [П'], буква «П»»

Сформировать представления у детей о звуках [П] и [П'], их графическим обозначением.

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ап, оп, уп, ып, эп, ип.

Чтение слов:  папа, пума, пимы

«Звуки [Т] и [Т'], буква «Т»»

Сформировать представления  дошкольников о звуках [Т] и [Т'], обозначаемой их буквой «Т».

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ат, от, ут, ыт, эт, ит

Чтение слов: : боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти

декабрь

«Звуки [К] и [К'], буква «К»»

Сформировать представления о звуках [К] и [К'], букве «К»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов: ак, ук, ок, ык, эк, ик

Чтение слов:  Капа, мука, Кама, кума, Куба, маки, кино, куда, кипа, Ника

«Звуки [С] и [С'], буква «С»»

Сформировать представления детей о звуках [С] и [С'], об их графическом символе - букве «С»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Синтез слогов:  са, со, су, сы, сэ, си

Чтение слов:  совы, бусы, сова, сани, косы, носы, сады, киса, соки, гуси

«Звуки [Х] и [Х'], буква «X»»

Научить детей различению звуков [Х] и [Х'], закрепить представления о букве «Х»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ах, ох, ух, эх, ых, их

Чтение слов:  хата, муха, тихо, духи, ухо, уха, эхо, мох, хохот, хобот

январь

«Звуки [З] и [З'], буква «3»

Познакомить дошкольников с новыми звуками [З] и [З'], обозначаемой их буквой – «З»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  за, зу зо, зы, зэ, зи

Чтение слов:  зубы, тазы, козы, ваза, газон, бизон, музыка, низина, мимоза, Зина

«Звуки [Б] и [Б'], буква «Б»»

Сформировать представления дошкольников о звуках [Б] и [Б'], букве «Б».

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов: ба, бо. бу, бэ, бы, би

Чтение слов:  бум, бом, бам, бим

«Звуки [Д] и [Д'], буква «Д»»

Обучить детей различению звуков [Д] и [Д'], сформировать представления о букве «Д».

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  да, до, ду, ды, дэ, ди

Чтение слов:  дома, дата, дубы, Дима, вода, дама, дума, мода, ода, иди

февраль

«Звуки [Г] и [Г'], буква «Г»»

Научить детей различению звуков [Г] и [Г'], закрепить представления о букве «Г»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  га, го, гу, гы, гэ, ги

Чтение слов:  гага, губа, губы, годы, ноги, нуга, Гога, бумага, гамак, гам

«Звук  и буква «Ш»»

Сформировать представления у дошкольников о звуке и букве «Ш»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ша, шу, шо, шэ, ши

Чтение слов: шаги, шипы, шина, шуба, Маша, Даша, Миша, шапка, мышка, камыши

Буквы «Я»

Сформировать представления у детей о звуке и букве «Я»

Буква: «Я»

Чтение слов:  Яша, Яна, мясо, яблоко, яма, яхта, ярко, ясно,

няня, ястреб.

«Звук и буква «Ж»»

Сформировать представления дошкольников о звуке и букве «Ж».

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  жа, жу, жо, жи, жэ

Чтение слов:  жаба, ножи, кожа, вижу, хожу, жатва, пижама, вожди, вожак, жди

март

«Звуки [Л] и [Л'],  буква «Л»»

Познакомить детей со звуками [Л] и [Л'], обозначаемым их графическим символом – буквой «Л»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ал, ул, ол, эл, ыл, ил

Чтение слов:  лак, лама, лапа, лупа, луна, лужа, мыло, лопата, полка, ландыш

Буква «Е»

Познакомить детей со звуком и буквой «Е»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Буква для чтения: «Е»

Слова для чтения: ем, еда, Ева, Егор, пена, Вера, небо, сено, перо, лес.

«Звук и буква «Щ»»

Научить дошкольников синтезу слоговых сочетаний, содержащих звук «Щ»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ащ, ош, ущ, эщ, ыщ, ищ

Чтение слов:  щи, ищи, пища, щука, пищит, овощи, тащи, тащит, угощу, ищу

«Звуки [Р] и [Р'], буква «Р»»

Обучить дошкольников  синтезу слоговых сочетаний, содержащих  звуки [Р] и [Р']

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ра, ро, ру, ры, рэ, ри

Чтение слов:  руки, роза, рабы, ранка, дорога, гром, кран, барабан, рис, риск

апрель

«Звуки [Ф] и [Ф'], буква «Ф»»

Сформировать представления  дошкольников о звуках [Ф] и [Ф'], обозначаемой их буквой «Ф».

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтении слогов:  фа, фо, фу, фы, фэ, фи

Чтение слов:  Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы

Буква «Ю»

Научить детей различению звука и буквы «Ю», синтезу слоговых сочетаний, содержащих этот звук.

Буква для чтения: «Ю»

Чтение слов: юла, юг, Юля, Нюра, юбка, Юра, люк, союз, Люба, юрта.

«Звук и буква «Ц»»

Познакомить детей со звуком и буквой «Ц»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Синтез слогов:  ац, оц, уц, эц, ыц, иц

Синтез слов:  овцы, овца, цыпа, нал, цокот, цапка, цикада, цинга, цинк, синица

Буква «Ё»

Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Ё»

Буква для чтения: «Ё»

Чтение слов: ёж, ёрш, ёлка, мёд, лён, тётя, Сёма, Лёня, чёлка, котёл.

май

«Звук и буква «Й»»

Познакомить дошкольников со звуком и буквой «Й»

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ай, ой, уй, эй, ый, ий

Чтение слов:  дай, лай, майка, сайка, зайка, сойка, Зойка, мойка, байка, лайка

«Звук и буква «Ч»»

Научить дошкольников верному произношению звука [Ч], синтезу слоговых сочетаний, содержащих изучаемый звук

Характеристика звука; Фонематический анализ;

Знакомство с буквой;

Характеристика буквы;

Письмо буквы и слогов.

Чтение слогов:  ач, оч, уч, эч, ич

Чтение слов:  чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок

«Буквы [Ь] и [Ъ]»

Сформировать стойкие представления у дошкольниках о буквах [Ь] и [Ъ]

Слова для чтения (с «ь»): пень, мать, боль, топь, рысь

Слова для чтения (с «ъ»): съел, въехал, подъехал, объехал, съела

Повторение. Закрепление.

Обобщающие занятия

Закрепить полученные на протяжении всего курса обучения умения и навыки чтения

Чтение слов и коротких фраз.

  1. Методическое обеспечение программы.
  • Подвижная азбука используется для знакомства с буквой и для составления слогов и слов.
  • Магнитная доска
  • Индивидуальные разрезные азбуки.
  • Карточки для совершенствования техники чтения.
  • Индивидуальные карточки для определения позиции звука в слове.
  • Картинки, игрушки и др. наглядность.
  • Буквари.
  • Тетради на печатной основе.
  1. Организационно-педагогические условия реализации программы.

Для эффективного обучения детей старшего дошкольного возраста  чтению необходимы следующие педагогические условия:

  1. Разработанное планирование образовательной работы обучению чтению.
  2. Создание развивающей среды для занятий по обучению чтению.

Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, проведена влажная уборка в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.

Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал должны быть содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны.

Литература

1. Белоусова Л.Е. Ура, я научился! СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

2. Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. М: «Питер», 2015.

3. Голубина Т.Г. Чему научит клеточка... М.: «Мозаика-Синтез», 2014.

4. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: «Гном и Д», 2013.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М.: «Гном и Д». 2014.

6. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном и Д», 2014.

7.Колесникова Е.В., Баренцева Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: «Гном-Пресс»,2015.

8.Савичев В.Н. Азбука веселая в картинках и стихах. Ярославль: «Академия развития», 2013.

9.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: «Владеем, 2014.

10.Сказка о веселом язычке. М.: Издательский дом «Карапуз», 2014.

11.Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа». СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

12.Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4-х лет к обучению грамоте. М.: «Гном и Д», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста

Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....

Доклад «Программа дополнительного образования «Степ-данс» для детей старшего дошкольного возраста».

Работа в окружной образовательной  выставке  «Переход на новые стандарты образования: опыт, результаты, проблемы»,   филиал КГБОУ АКИПКРО в г. Бийске.  Доклад «Программа допол...

Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Развивайка»

Развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового тел...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....