Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Прокофьева Татьяна Викторовна

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_tsvetnye_ladoshki.docx40.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
дополнительного образования

«Цветные ладошки»

для детей среднего дошкольного возраста

Руководитель кружка:
Прокофьева Татьяна Викторовна
воспитатель

2023-2024 учебный год

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
  2. Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»……………………………...3
  3. Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»………………………………………………………..4
  4. Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет…………….7
  5. Перспективное тематическое планирование занятий……………………9
  6. Педагогическая диагностика художественно-творческого развития детей 4 – 5 лет……………………………………………………………..15
  7. Литература………………………………………………………………...16

 

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности.

Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки»

Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Основные задачи: 
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов. 2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно-образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
8.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я – концепции творца».

Дидактические принципы построения и реализации Программы «Цветные ладошки»

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства дошкольной группы:
- принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
- принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;
- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
- принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
- принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
- принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
- принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
- принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и художественной деятельности;
- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);
- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
- принцип организации тематического пространства (информационного поля) - основы для развития образных представлений;
- принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
- принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом. Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной) форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и индивидуальных особенностей.

Модель эстетического отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального переживания. Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность. 
2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются практические художественные умения и в результате - складывается опыт художественно-творческой деятельности. Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребёнку самостоятельно переносить свой опыт (уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях. 
3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество). В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

Методы эстетического воспитания:
- метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
- метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);
- метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);
- метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;
- метод разнообразной художественной практики;
- метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником, сверстниками);
- метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;
- метод эвристических и поисковых ситуаций.

Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.

Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет

Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием. Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ, объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и поддерживать другими видами художественной деятельности (словом, жестом, игровой ситуацией). Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков, ткани, природного материала.

В средней группе воспитатель ставит и реализует следующие задачи:

- Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
- Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать сюжет коллективной работы.
- Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
- Поощрять детей воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать личностное творческое начало.
- Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный).
- Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
- Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).
- Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись), (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
- Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник», «музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
- Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).
- Консультировать родителей на тему того, как организовать дома изобразительную деятельность ребенка.
- Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
- Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
- В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.
- Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами, изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные - для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.


Перспективное тематическое планирование занятий

Месяц

Неделя

вид деятельности

тема

задачи

стр.

Сентябрь

1

Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации
(педагогическая диагностика)

Картинки для наших шкафчиков

Учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку и обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о планировке своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду

18

2

Рисование сюжетное по замыслу с элементами аппликации
(педагогическая диагностика)

Посмотрим в окошко

Учить детей рисовать простые сюжеты по замыслу. Выявить уровень развития графических умений и композиционных способностей. Познакомить с новым способом выбора сюжета (определение замысла) – рассматривание вида из окна. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.

20

3

Аппликация коллективная

Цветочная клумба

Учить детей составлять цветок из 2-3 бумажных форм, красиво сочетая их по цвету, форме, величине. Показать приемы оформления цветка: наклеивать меньшую форму на большую, нанося клей на середину цветка-основы. Вызвать интерес к оформлению цветами коллективной клумбы или поляны.

26

4

Лепка предметная (коллективная композиция)

Жуки на цветочной клумбе

Учить детей лепить жуков, передавая строение (туловище, голова, шесть ножек). Закрепить способ лепки полусферы (частичное сплющивание шара). Развивать координацию в системе «глаз-рука», синхронизировать работу обеих рук. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.

28

Октябрь

1

Рисование по представлению

Храбрый петушок

Учить детей рисовать петушка гуашевыми красками, красиво сочетая формы и цвета. Совершенствовать технику владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта. Развивать наблюдательность, чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к отражению своих представлений об окружающем мире в изобразительном творчестве.

36

2

Лепка с элементами конструирования из природного материала

Петя-петушок, золотой гребешок

Учить детей создавать выразительный образ петушка из пластилина и природного материала. Показать варианты гармоничного сочетания различных художественных материалов. Развивать способности к формообразованию композиции. Вызвать интерес к экспериментированию в художественном творчестве. Воспитывать уверенность, инициативность.

34

3

Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками)

«Кисть рябинки, гроздь калинки…»

Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе.

48

4

Лепка предметная по представлению

Мухомор

Учить детей лепить мухомор из четырёх частей (шляпка, ножка, юбочка, полянка). Показать рациональный способ изготовления крапин: раскатывание жгутика и разрезание стекой на мелкие кусочки. Уточнить представление о строении мухомора для более точной передачи формы и пропорций частей. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению впечатлений в разных видах изодеятельности.

46

Ноябрь

1

Аппликация-мозаика с элементами рисования

«Тучи по небу бежали»

Познакомить детей с техникой аппликативной мозаики: разрезать узкие полоски бумаги на кусочки и наклеивать в пределах нарисованного контура – дождевой тучи. Вызвать интерес к созданию выразительного цветового образа. Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к художественному экспериментированию.

52

2

Лепка сюжетная

«Вот ёжик – ни головы, ни ножек…»

Учить детей лепить ёжика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки». Направить на самостоятельный поиск средств образной вариативности. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать уверенность, инициативность в изодеятельности.

54

3

Рисование красками по мотивам литературного произведения

«Мышь и воробей»

Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Подвести к пониманию обобщённого способа изображения разных животных (мыши и воробья) на основе двух овалов разной величины (туловище и голова). Развивать способности к формообразованию. Воспитывать самостоятельность, уверенность в изобразительном творчестве.

56

4

Аппликация сюжетная (на основе незавершенной композиции)

Заюшкин огород (капустка и морковка)

Учить детей создавать аппликативные изображения овощей: морковку – способом разрезания прямоугольника по диагонали и закругления уголков, капусту – способом обрывной и накладной аппликации. Вызвать интерес к составлению коллективной композиции «Заюшкин огород». Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к сотворчеству.

58

Декабрь

1

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения

Морозные узоры
(зимнее окошко)

Учить детей рисовать морозные узоры в стиле кружевоплетения. Создавать условия для экспериментирования с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, волнистая линия и пр.). Формировать умение рисовать концом кисти. Развивать чувство формы и композиции.

68

2

Лепка сюжетная

Снегурочка танцует

Учить лепить Снегурочку в длинной шубки рациональным способом – из конуса; располагать фигурку вертикально, продавая ей устойчивость. Показать возможность передачи движения лепной фигурки путём небольшого изменения положения рук (разведены в стороны, вытянуты вперёд или подняты вверх), будто Снегурочка танцует. Развивать чувство формы и пропорций.

70

3

Аппликация с элементами рисования

Праздничная ёлочка
(поздравительная открытка)

Учить детей составлять аппликативное изображение ёлочки из треугольников. Формировать умение получать треугольники из квадратов, разрезанных пополам по диагонали. Вызвать желание создавать поздравительные открытки своими руками. Поддерживать стремление самостоятельно комбинировать знакомые приёмы декорирования аппликативного образа (оформлять созданные формы ритмом красочных мазков и пятен). Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать самостоятельность, инициативность, творчество.

74

4

Рисование

Наша ёлочка

Учить детей рисовать новогоднюю ёлку гуашевыми красками, передавая особенности её строения и размещения в пространстве. Показать зависимость конкретных приёмов работы от общей формы художественного объекта (рисование ёлки на основе треугольника). Формировать способы зрительного обследования натуры. Развивать координацию в системе «глаз-рука».

76

Январь

1

Лепка сюжетная

Снежная баба-франтиха

Продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Пояснять связь между пластической формой и способом лепки. Учить планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей. Показать приемы оформления вылепленной фигурки дополнительными материалами. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

78

2

Рисование красками
(по представлению)

Снеговики в шапочках и шарфиках

Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность
инициативность, интерес к экспериментированию.

80

3

Рисование цветными карандашами по замыслу

Кто-кто в рукавичке живёт
(по мотивам сказки «Рукавичка»)

Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.

84

4

Лепка сюжетная по мотивам венгерской сказки

«Два жадных медвежонка»

Учить детей лепить медвежат конструктивным способом (в парах) и разыгрывать сюжет по мотивам венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка». Синхронизировать движения обеих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.

86

Февраль

1

Лепка сюжетная коллективная

«Прилетайте в гости»
(воробушки на кормушках)

Учить детей лепить птиц конструктивным способом из четырёх-пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов. Направить на самостоятельный поиск способов передачи движения лепной фигурки. Развивать чувство формы, способности к композиции. Воспитывать интерес к природе, желание помогать зимующим птицам в холодное время года.

90

2

Рисование сюжетное
(гуашевыми красками)

«Как розовые яблоки, на ветках снегири»

Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенность внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

92

3

Аппликация предметная

Быстрокрылые самолёты

Учить детей создавать изображение самолёта из бумажных деталей разной формы и размера. Показать возможность видоизменения деталей (срезание, загибание уголков, разрезание прямоугольника пополам и по диагонали). Показать аналогию между аппликативной техникой и конструированием из бумаги. Развивать творческое мышление. Воспитывать интерес к познанию техники и отражению полученных представлений в изодеятельности.

100

4

Рисование гуашевыми красками

Мышка и мишка

Учить детей выделять в сказке один эпизод и создавать простую сюжетную композицию. Создавать творческую ситуацию – предложить нарисовать контрастные по размеру образы мишку и мышку – и передать взаимоотношения. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками, рисовать разные по размеру силуэты животных. Воспитывать интерес к сюжетосложению в изодеятельности по мотивам литературных произведений.

96

Март

1

Лепка рельефная декоративная

Цветы-сердечки

Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям – мамам и бабушкам. Показать варианты изображения цветов с элементами-сердечками. Учить лепить сердечки разными способами: моделировать пальцами рук, вырезать формочкой или стекой. Вызвать интерес к обрамлению лепных картин. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать эстетический вкус.

106

2

Рисование декоративное
(с натуры)

Весёлые матрёшки
(хоровод)

Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки. Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды». Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

108

3

Лепка декоративная по мотивам народной пластики

Филимоновские игрушки-свистульки

Познакомить детей с филимоновской игрушкой как видом народного ДПИ, имеющим свою специфику и образную выразительность. Формировать представление о ремесле игрушечных дел мастеров, знание о том, какими материалами и инструментами пользуются мастера.

114

4

Рисование декоративное

Красивые салфетки

Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии). Показать зависимость орнамента от формы салфетки. Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

113

Апрель

1

Аппликация обрывная
(по замыслу)

«Живые облака»

Учить детей изображать облака, по форме похожие на знакомые предметы или явления. Продолжать освоение обрывной аппликации. Развивать воображение, внимание, наблюдательность. Координировать движения глаз и рук. Воспитывать интерес к познанию природы, чувство юмора.

122

2

Рельефная лепка

Звёзды и кометы

Продолжать освоение техники рельефной лепки. Вызвать интерес к созданию рельефной картины со звёздами, созвездиями и кометами. Инициировать самостоятельный поиск средств и приёмов изображения. Познакомить со способом смешивания цветов пластилина, пластилиновой растяжкой. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать навыки сотрудничества (умение создавать работу в парах).

126

3

Рисование

Кошка с воздушными шариками
(по мотивам Д. Хармса)

Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам литературного произведения, передавать характер и настроение персонажа (кошки, поранившей лапку). Закреплять представление о геометрических формах. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес отражению впечатлений о литературных произведениях в изодеятельности.

124

4

Аппликация
(коллективная)

Рыбки играют, рыбки сверкают
(на основе незавершённой композиции)

Учить детей создавать гармоничные образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Активизировать способы вырезания кругов и овалов из квадратов или прямоугольников путём закругления углов. Развивать комбинаторские и композиционные умения: составлять варианты изображений (рыбок) из нескольких частей, красиво размещать на композиционной основе. Обогащать опыт сотрудничества и сотворчества при создании коллективной композиции.

136

Май

1

Рисование дидактическое

«Радуга-дуга, не давай дождя»

Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Развивать чувство цвета. Воспитывать эстетическое отношение к природе.

138

2

Аппликация сюжетная с элементами рисования

«У солнышка в гостях»

Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам сказок. Закрепить технику вырезания округлых форм из квадратов разной величины. Подвести к пониманию обобщенного способа изображения разных животных (цыплёнок, утёнок) в аппликации и рисовании – на основе двух кругов или овалов разной величины (туловище и голова). Развивать чувство цвета, формы, композиции. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

140

3

Рисование-фантазирование

Путаница

Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.

4

Лепка сюжетная коллективная

«Муха-цокотуха»

Учить лепить насекомых в движении, передавая характерные особенности строения и окраски. Вызывать интерес к созданию коллективной композиции по мотивам литературного произведения «Муха-цокотуха». Показать возможность сочетания разных материалов для создания мелких деталей. Формировать коммуникативные навыки. Развивать согласованность в работе глаз и рук (при этом синхронизировать движение рук в процессе создания скульптурного образа).

142

Педагогическая диагностика
художественно-творческого развития детей 4 – 5 лет

  К 5 годам ребёнок активно, уверенно, с интересом изображает знакомые объекты и явления, самостоятельно находит и воплощает в рисунке, коллаже, фигурке, конструкции простые сюжеты на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передавая при этом своё отношение к окружающему миру.
 В создаваемых образах передаёт доступными графическими, живописными и пластическими средствами различные признаки изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), уверенно владеет разными техниками; начинает понимать «язык искусства».
 Выражает свои представления, переживания, чувства, мысли доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами; проявляет эстетические эмоции и чувства при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Высокий уровень – в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественного труда и конструирования ребёнок создаёт оригинальные, эмоционально выразительные образы и выражает своё отношение к ним; создаёт сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; даёт эстетические оценки воспринимаемому в природе, искусстве и в быту (красиво или не красиво, грустно или весело).

Средний уровень – ребёнок интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством, выражает своё отношение вербально и доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднения при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу. Охотно включается в коллективную деятельность, но неохотно выступает инициатором; обращается за помощью к взрослому и сверстникам.

Низкий уровень – ребёнок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в рисование, лепку, аппликацию лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает своё отношение к её процессу и результату; создаёт схематическое изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.

Литература

Учебно-методическое пособие И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа, издательский дом «ЦВЕТНОЙ МИР», Москва 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование программы дополнительного образования «Юный художник» для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

Развитие способностей и творческого потенциала у детей среднего дошкольного возраста посредством технологии нетрадиционного рисования...

Парциальная программа детей среднего дошкольного возраста «Цветные ладошки» (Рисование).

Этот материал может быть использован за основу разработки своей программы, для работы В ДОУ....

Конспект НОД по ФЭМП "Доброе утро в ладошку" для детей среднего дошкольного возраста

Конспект НОД по ФЭМП "Доброе утро в ладошку"  Цель НОД:закрепить представления детей о геометрических фигурах и цветах.Задачи приоритетной образовательной области:Познавательное ра...

Дополнительная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей среднего дошкольного возраста "Волшебный пластилин".

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами пластилинографии....

Дополнительная образовательная программа конструктивно-модельной направленности для детей среднего дошкольного возраста «Город Лего-мастеров».

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.Форм...