Мои публикации и статьи
статья по логопедии

Шейко Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

«Использование метода наглядного моделирования

в коррекционно-образовательной деятельности

с детьми с ТНР»

(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ № 312  Шейко Н.А.)

   Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем,  стараться быть успешным и конкурентоспособным.

      А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших  воспитанников помимо  нарушений языковых средств общения,  отмечается   незрелость психических процессов. То  можно предположить, что такие дети испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Таким образом,  работа учителя-логопеда направлена на  развитие и совершенствование языковых средств общения, всесторонне  гармоничное  развитие  личности  дошкольника,  успешную подготовку к обучению в школе.  Педагоги в свою очередь находятся  в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.

   Одним из таких методов для меня стал метод наглядного моделирования. Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Поскольку помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального. Опорные схемы и модели  – это попытка задействовать зрительную, двигательную, ассоциативную память,  следовательно, развивать  умственные способности дошкольников.
   
Метод наглядного моделирования активно применяем мной в коррекционно-образовательной деятельности по:

- развитию связной речи и коммуникативных навыков;

- развитию и совершенствованию  лексико-грамматического строя речи;

- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты.

  Внедрение данного метода повлекло за собой обогащение и преобразование  предметно-пространственной  развивающей среды  как в логокабинете, так и в  групповом помещении.   Она организуется таким образом, чтобы  быть доступной, способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

Разработанные мною дидактические игры и  пособия, на основе наглядного моделирования обладают многофункциональностью, вариативностью, мобильностью в процессе использования.  

 Так на  занятиях по развитию связной речи широко использую рассказы цепной организации предложений, придуманные мною на каждую лексическую тему.  Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они  самостоятельно составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и выстраивают их в нужной последовательности. Так же это позволяет преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы, зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в процессе пересказа и при придумывании собственных рассказов (как программирование внутреннего плана высказывания).

   Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также применяю дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного моделирования, в рамках тематического планирования. Эти пособия  многофункциональные, вариативные. Позволяющие применять  их как на групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В процессе работы с пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы маркерами, выполняют различные штриховки). Так одно им тоже пособие можно применять для различных игр. Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят овощи по контуру, наносят штриховку, а далее  ведут линии от овоща в большую и маленькую корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы сущ-х и употреблении в распространенных предложений с союзом. А: «Я сорвал с грядки большую луковицу и положу в большую корзину, а маленькую луковку в маленькую корзиночку» и пр.), а так же использовать в качестве игры «Вершки и корешки».

Игра «Фруктовый  сад» направлена на согласование кол-х числит-х с сущ-ми и построение связных предложений (Это яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве, значит яблоко – это фрукт. Я )

Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного проговаривания, а так же развивать  мелкую  моторику).

Мною было разработано дидактическое пособие «В мире животных и птиц». Оно многофункциональное,  развивает и совершенствует навыки словоизменения и словообразования, позволяет отрабатывать навык словообразования и словоизменения, посредством образования притяжательных прилагательных. Которые чаще всего у наших  воспитанников вызывают определенные трудности и аграмматизмы.

Игровые упражнения на согласование  числительных с существительными: «Сосчитай-ка», «Бросай-считай-ка»

Использую многофункциональные наглядные модели в системе речевых игр и упражнений для развития и совершенствования лексико-грамматического строя речи. Представленые модели,  можно вариативно использовать  в играх «Речецветик», а также самостоятельно выкладывать с использованием деревянной  ритмической дорожки.

В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты активно применяем модели для характеристики звуков по  акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей для самостоятельной характеристики звука. Далее дети способны не только самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне Звукобуквенного цветка.

Используем условные модели при дифференциации твердости-мягкости согласных звуков.

При определении позиции заданного звука в слове используем модели «Звуковой дельфинчик», «Звуковая рыбка».  И отрабатываем полученные навыки с помощью разработанного мною пособия «Грамотейка», который представлен  в виде индивидуальных альбомов на каждого воспитанника.

Обучение элементам Грамоты, так же не обходиться без использования приемов наглядного моделирования. Дидактическое пособие «В гости к букве мы идем, песни весело поем!» и индивидуальные альбомы «Я читаю», в котором дети могут упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.

В нашей группе используется инновационная технология  «Говорящие стены».  Которая позволяет в доступной и приемлемой для ребенка форме закреплять полученные навыки, посредством выполнения предложенных заданий (конверт с зашифрованными моделями заданиями от Веселого Грамотейки, тематические комплексные карты) при выполнении этих заданий дети организуют  работу, как в парах, так и подгруппой.

  Метод наглядного моделирования активно применяется нашими воспитанниками при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов. Где дети самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы подготовки к этому событию. Тем самым проявляя творческую активность, самостоятельность и инициативность.

Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного моделирования в коррекционно-образовательной  работе с дошкольниками с ТНР:

- мотивирует и  вызывает интерес к деятельности;

-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.  Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

- учит  детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;

- самое главное развивает и совершенствует языковые средства общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 312 «Цветик-семицветик»

ул. Гусарова  д 47,  г. Красноярск, 660130  т.(391) 245-04-22,   247-28-34  E-mail: dou312@mailkrsk.ru

Представление материала (из опыта работы):

«Кинезиология, как метод коррекции недостатков  речевого развития у детей дошкольного возраста

с эмоционально-волевыми и коммуникативными нарушениями»

«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный».

Мишель де Монтень

     

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, и  ориентироваться в нем,  стараться быть успешным и конкурентоспособным.

              А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с различными нарушениями в развитии (эмоционально-волевыми и коммуникативными и пр.), характеризующиеся незрелостью психических процессов, речевыми недоразвитиями - они в свою очередь испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении школьных программ. Эти воспитанники посещают специализированные коррекционные дошкольные учреждения, которые призваны    сохранить  и укрепить психофизическое здоровье  детей,  всесторонне  гармонично  развить личность  детей  и успешно подготовить их к обучению в школе, а педагоги в свою очередь находятся  в постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов и технологий при воспитании и обучении дошкольников.

           Нерофизиологи, кинезиологи считают, что определяющую роль в возникновении нарушений развития играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.       Для преодоления имеющихся нарушений необходимо проведение специализированной комплексной коррекционной работы.

           Одним из наиболее результативных методов является развитие межполушарного взаимодействия, который называется кинезиология - наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они  позволяют создать новые нейронные связи и улучшить  работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности  полушарий головного мозга, их взаимодействия.     Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь комплекс упражнений, заданий в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.

Основная цель  кинезиологии: Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

- Развитие  межполушарной специализации.

- Синхронизация работы полушарий.                                                                                                         - Развитие общей и мелкой моторики.                                                                                                         - Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.                                                                               - Развитие речи.                                                                                                                                                            - Формирование произвольности.

 - Снятие эмоциональной напряженности.                                                                                                   - Создание положительного эмоционального настроя.                                                                                    - Профилактика дислексии и дисграфии.

Методологическая основа:

           Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет  выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, сихронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.  В результате повышается уровень  эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т.е. накапливающийся эффект.

           Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать следующие условия:

- занятия проводятся утром, длительностью 5-15 минут,

- занятия проводятся систематично, без пропусков,

- занятия проводятся в доброжелательной обстановке,

- от детей требуется точное выполнение движений и приемов,

- упражнения проводятся стоя и сидя за столом.

   Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.

- длительность занятий по одному комплексу составляет 2 недели.

Методы и приемы:

Растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, кинезиологические упражнения, упражнения на релаксацию.

1. Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

2.  Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

3. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

4.  При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.

5. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Весь материал, в котором предполагаются движения обеих рук, лучше давать в стихотворной форме. Ритм речи, особенно ритм стихов, способствует развитию  речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти. Проговаривание, оречевление деятельности дает большой эффект (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Это является одной из форм коррекции нарушений слоговой структуры.

Широко использую в своей  практике: зеркальное рисование, плетение кос на специальных тренажерах, собирание счетных палочек одноименными пальцами рук, скатывание тесьмы, прокатывание мячей по обозначенным лабиринтам одновременно обеими руками.

    Вашему вниманию предлагаю один из  адаптированных комплексов кинезиологической гимнастики:

1. Растяжки.

“Тряпичная кукла и солдат”. Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

“Сорви яблоки”. Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.

2. Дыхательные упражнения.

“Свеча”. Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

3. Телесные упражнения.

“Перекрестное марширование”. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать, касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

“Паровозик”. Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

4. Упражнения на релаксацию.

“Путешествие на облаке” Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

5. Упражнения для развития мелкой моторики.

«Кулак-ладонь». Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в    кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак,  И так повторять смену позиций.

Вот -  ладошка, вот – кулак!

Все быстрее делай так.

“Колечко”. Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно.

«Оладушки». Правая рука лежит  ладонью вниз, левая – ладонью вверх. Одновременная смена позиции.

Мы играли в ладушки –

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

«Лягушка» (кулак-ребро-ладонь).  Три положения руки на столе.

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь)!

6. Глазодвигательные упражнения.

Горизонтальная восьмерка”. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т.е. одновременно с глазами следить за движением пальцев хорошо выдвинутым изо рта языком.

“Глаз – путешественник”. Развесить в разных углах и по стенам кабинета  различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный учителем.

7. Массаж

1. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 10

2. «Наши уши».   Прощупать  подушечками пальцев  раковины ушей сверху-вниз (сначала одно ухо, затем перейти на другое). Затем надавливая, растирая, покалывая.

8. Зеркальное рисование.  Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

      Подводя итог, следует отметить, что регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать  работу  полушарий. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс  в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

     Развивающая кинезиологическая программа оказывает благотворное влияние на коррекцию обучения,  развитие интеллекта и улучшает состояния физического здоровья и социальной адаптации детей. Позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю,  а в свою очередь и корригировать  недостатки речевого развития дошкольников.            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 312 «Цветик-семицветик»

ул. Гусарова  д 47,  г. Красноярск, 660130                             т.(391) 245-04-22,   247-28-34      

Номинация: «Педагогические смыслы журналистики для
дошкольников»

Статья: «Саморазвитие детей старшего дошкольного возраста и взрослых по средствам игры в журналистику»

Авторы статьи: учителя-логопеды Н.А.  Шейко, С.Я. Харлампиева, Е.Г. Воронова.

Проблема развития связной речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

С целью активного влияния на коммуникативную деятельность и повышения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста, был создан инновационный образовательный проект “Связная речь и детская журналистика”. Проект посвящён проблеме общения и его роли для развития личности ребенка. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме общего речевого развития дошкольника.

Связная речь дошкольника - наиболее простая, естественная форма общения начинает развиваться у ребенка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована. Именно в диалоге дети учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. Актуальность данного опыта определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка - дошкольника.

Цель проекта - формирование культурной, творческой, социально-активной личности.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач выделили следующие:

  • развивать связную диалогическую речь;
  • развивать коммуникативность и личное взаимодействие детей;
  • расширять и активизировать словарный запас и навыки ведения диалога;
  • способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников;
  • развивать умение слушать собеседника, общаться в паре, коллективе;
  • формировать начальные представления о профессии журналиста.

Основным направлением нашего проекта является помощь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми включенной в систему коммуникации общения. Принципами реализации проекта являются систематичность работы по воспитанию положительного отношения к журналистике, к средствам массовой информации (СМИ), взаимосвязь с занятиями по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи, логикой, математичкой, свободной, игровой деятельностью детей и др., сотрудничество взрослых и детей, воспитателей и родителей.

Таким образом, инновационный образовательный проект стал неотъемлемой частью нашей педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал.

Поставленные задачи реализуются в  образовательной деятельности с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматриванием рисунков и фотографий, рассказы детей, беседы, обсуждения.

Занятия построены в соответствии с личностно - ориентированным подходом к воспитанию детей. Совместно с родителями разрабатывается система занятий, позволяющая не только развивать связную диалогическую речь дошкольников, но и одновременно работать над уровнем ориентировки в окружающем мире, над повышением уровня звуковой культуры речи. Занятия представляют собой развивающие и ролевые игры (“Выборы президента”; “Интервью литературного героя”, “Митинг сказочных героев”, “Опиши портрет журналиста”, “Звукооператор” и др.). В практической части планируется организация экскурсий (в местную типографию, издательство газеты “Красноярский рабочий”), встречи с интересными людьми (журналистами, работающими на ведущих телекомпаниях города).

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Ребятам предлагаются игры “Узнай по описанию”, “Что лишнее?”, “Звукооператор”, “Журналист - профессия творческая”. Дети учатся соблюдать последовательность в передаче событий, вести диалог. Они учатся планировать и проводить интервью, выделять смысловые звенья диалога.

Одним из средств реализации проекта является коммуникативные игры по теме “Детская журналистика”. Прежде чем взять интервью у представителя какой-либо профессии (того же врача), проводятся беседы с детьми на эту тему, предлагаются дидактические игры “Что лишнее?”, “Играем в профессии”, “У кого микрофон?”, “Кем быть?”, “Что за профессия”, “Не ошибись” и т.д. В ходе предварительной речевой подготовки обогащается словарный запас детей, расширяются знания не только по данной теме, но и в области смежных с ней лексических тем, таких, как “Больница”, “Спорт” и т.д. И только после того как дети получают достаточное количество сведений о профессии врача, становится возможным обсуждение круга вопросов, которые можно задать ее представителю.

Совместно с педагогами, родителями и детьми издаются газеты. Каждый выпуск посвящен той или иной теме: “Этикет телефонного разговора”. “Что такое язык”, “Жизнь природы”, “Наша планета” и другое.

В результате реализации проекта дети приобретают знания норм речевого общения с взрослыми и сверстниками, используют эти знания, не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети относятся друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее, уменьшается число конфликтных ситуаций. Кроме того, значительно обогащается их лексический запас, он пополняется словами и выражениями из словаря речевого этикета.

Можно сделать вывод, что уже в дошкольном возрасте журналистика вызывает у детей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой и коммуникативной компетентности воспитанников и как способ саморазвития детей и взрослых.

Телерепортаж с места событий «Подготовка праздничного полдника»


                      Интервью с медицинской сестрой: «Как быть здоровым?»

                    Репортаж телеведущего передачи «Новости дня»



Предварительный просмотр:

Реализация образовательной программы дошкольного образования в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи: взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда

Воронова Е.Г, Шейко Н.А., учителя-логопеды

Анисимова Н.Д, Чернова Л.А., воспитатели

МБДОУ «Детский сад № 312 комбинированного вида»

В традиционной практике было принято считать, что учитель-логопед играет ведущую роль в осуществлении коррекционно-образовательного процесса, взаимодействие между учителем-логопедом и воспитателем носило строгий, регламентированный характер, в котором логопед определял: что и как должен делать воспитатель. Изменения в системе дошкольного образования с учетом ФГОС ДО, повлекли за собой преобразования в выстраивании взаимодействия логопеда и воспитателя в осуществлении образовательной деятельности.

С введением ФГОС ДО в МБДОУ №312 была разработана и утверждена образовательная программа дошкольного образования, целями которой являются:

  1. Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
  2. Коррекция и развитие всех компонентов языковой системы в группах компенсирующей направленности для детей с туберкулезной интоксикацией с общим недоразвитием речи.

Реализация целей образовательной программы МБДОУ №312, в группе компенсирующей направленности для детей старшего возраста с общим недоразвитием речи повлекла изменения в осуществлении образовательного процесса с учетом комплексно-тематического планирования. Это повлияло на изменение характера и содержания взаимодействия воспитателя и учителя-логопеда, как в планировании, так и в организации образовательного процесса, учитывая следующие принципы, которые задают новую стратегию этого взаимодействия:

  1. Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-образовательного процесса, обеспечивающий решение коррекционных, развивающих, воспитательных и оздоровительных задач благодаря тесному взаимодействию специалистов педагогического и медицинского профиля и родителей.
  2. Принцип единства диагностики и коррекции. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной психологической и педагогической диагностики. Учитель-логопед и воспитатель предъявляют единые требования к ребенку с речевыми отклонениями, учитывая структуру нарушения. Осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания и умения, приобретенные во время проведения непосредственно образовательной деятельности.
  3. Принцип дифференцированного подхода к детям с речевыми нарушениями в процессе воспитания у них правильной речи.
  4. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса означает, что образовательная тема проецируется на все виды детской деятельности. При таком всестороннем деятельностном подходе ребёнок более успешно осваивает те темы, в рамках которых осуществляется образовательная деятельность.
  5. Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателем, родителями и детьми.
  6. Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.

Таким образом, руководствуясь принципами и комплексно-тематическим планированием воспитателем и учителем-логопедом была разработана единая модель образовательного процесса с учётом ФГОС:

Совместная деятельность взрослых и детей

НОД

В режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей

Данная модель образовательной деятельности легла в основу разработки и реализации совместных групповых проектов по лексическим темам согласно комплексно-тематическому планированию.

Содержание образовательной деятельности осуществляется в двух формах:

  • совместная деятельность взрослых и детей в непосредственно образовательной деятельности и в ходе режимных моментов;
  • самостоятельная деятельность детей.

Функции учителя-логопеда и воспитателя в процессе образовательной деятельности.

Работа над лексическими темами.

Воспитателя и учителя-логопеда объединяет единая лексическая тема недели, а она в свою очередь сюжетна, социально-личностно значима, носит развивающий, деятельностный характер и задаётся общим комплексно-тематическим планированием. Образовательная тема проецируется на все виды детской деятельности. При таком подходе ребёнок более успешно осваивает те темы, в рамках которых осуществляется образовательная деятельность.

Ознакомление с лексической темой начинается в начале недели с появлением в групповом помещении игрового персонажа, который мотивирует детей на самостоятельность и инициативность. Дети «проживают» с героем на протяжении всего тематического периода, обсуждая мир явлений, вещей, отношений, социально-моральные нормы одновременно актуализируя этот лексический словарь.

Учитель-логопед

Воспитатель

  • В групповых и фронтальных НОД обеспечивает активность детей за счет отработки лексических тем.
  • Создает условия, чтобы в самостоятельной деятельности дети пользовались этой лексикой.
  • Знакомит детей с лексико-грамматическими категориями, выявляя детей с которыми необходимо работать на индивидуальных занятиях.
  • Проводит НОД по познавательному, речевому развитию и художественному творчеству с учетом лексических тем.
  • Пополняет, уточняет и активизирует словарный запас детей в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, дежурство, умывание, игра).
  • Систематически контролирует грамматически правильность речи детей в течение всего времени общения с ним.

Работа воспитателя и учителя-логопеда при коррекции звукопроизношения.

Учитель-логопед

Воспитатель

  • Корригирует речевые нарушения:  готовит артикуляционный уклад дефектных звуков, ставит их, автоматизирует.
  • Активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленные звуки в словах, фразах, стихах, связной, свободной речи под руководством учителя-логопеда.

Подготовительный этап

  • Вырабатывает и тренирует движения артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали.
  • По заданию учителя-логопеда в игровой форме закрепляет у детей положения и движения органов артикуляционного аппарата.

Этап появления звука

  • Ставит звуки, используя специальные приемы и отработанные на предыдущем этапе движения органов артикуляционного аппарата.
  • Закрепляет произношение поставленного логопедом звука, фиксируя внимание ребенка на его звучании и артикуляции, используя картинки-символы и звукоподражания.

Этап усвоения правильного произношения

  • Автоматизирует поставленные звуки, дифференцирует их на слух и в произношении, последовательно вводит их в речь (в слог, слово, предложение, чистоговорки, стихи, связную речь).
  • По заданию учителя-логопеда с отдельными детьми закрепляет поставленный логопедом звук, дифференцирует со смешиваемыми фонемами на слух и в произношении, используя речевой материал, рекомендуемый логопедом.

Задачи взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.

Задачи учителя-логопеда:

  1. Обследование, выявление детей с нарушениями речи.
  2. Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного и индивидуальных особенностей детей.
  3. Определение основных направлений и содержания работы с каждым ребенком.
  4. Систематическое проведение коррекционной работы с детьми согласно их индивидуальным программам.
  5. Оценка результативности и помощи детям и определение степени их готовности к школьному обучению.
  6. Формирование у педагогического коллектива ДОО и родителей информационной готовности к коррекционной работе. Помощь в организации полноценной речевой среды.
  7. Координация усилий педагогов и родителей. Контроль над качеством проводимой работы.

Задачи воспитателя:

  1. Обеспечение воспитанникам комфортных условий развития, обучения и воспитания.
  2. Создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка:
  • закрепление речевых навыков на индивидуальных НОД по заданию логопеда;
  • проведение групповых и фронтальных НОД по речевому развитию;
  • систематический контроль над поставленными звуками и грамматически правильной речью;
  • обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы;
  • развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, упражнениях на бездефектном речевом материале;
  • проведение необходимой работы по профилактике и коррекции речи;
  • обеспечение эффективности общей и речевой подготовки к школе;
  • повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по индивидуальному развитию дошкольника в семье;

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в режимных моментах.

Всё пространство группового помещения является широкой наглядной базой для формирования словарного запаса у детей. В течение дня взрослые имеют возможность отслеживать звукопроизносительную сторону речи детей в различных видах деятельности и общения.

Педагогами группы созданы условия для самостоятельной деятельности детей посредством варьирования образовательной среды, которая активизирует деятельность и формирует новые потребности и новые формы активности, позволяет раскрыть индивидуальные особенности каждого ребёнка, и он осваивает только то, что ему интересно.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Это неотъемлемая часть образовательного процесса, которая является локомотивом в развития ребёнка. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом и воспитателем коррекционный процесс, позволяют значительно повысить эффективность работы. Родитель вливается в изучение лексической темы и активно проживает её вместе с ребёнком посредством выполнения творческо-познавательных работ, непосредственного участия в итоговых мероприятиях. Зачастую родители становятся инициаторами различных совместных мероприятий (конкурсы, викторины, мастер-классы, соревнования).

Проведение совместных тематических итоговых интегрированных мероприятий планируются педагогами группы согласно комплексно-тематическому планированию ДОО. Подготовка детей к таким мероприятиям осуществляется в процессе естественных видов деятельности и позволяет в игровой форме проявить им полученные знания, умения и навыки, в рамках которых организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики, что в свою очередь реализует основную цель образовательной программы МБДОУ, а именно, развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Взаимодействие логопеда и воспитателя с семьями воспитанников осуществляется в следующих формах: совместная работа логопедов с родителями; индивидуальные беседы и консультации; советы; рекомендации; памятки; анкетирование; тестирование; родительские собрания; пятиминутки; семинары-практикумы; круглый стол; «горячие линии»; открытые занятия; домашние задания; информационный стенд; родительские уголки; папки-передвижки.

Учитель-логопед

Воспитатель

  • Устанавливает партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, чтобы сделать родителей своими союзниками и активными участниками коррекционного процесса.
  • Приобщает родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
  • Повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в области развивающей и коррекционной педагогики.
  • Разрабатывает и внедряет в практику работы разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей в вопросах коррекционного сопровождения.
  • Ориентирует родителей на изменения в личностном развитии старших дошкольников – развитии любознательности, самостоятельности, инициативы и творчества в детских видах деятельности, помогает родителям учитывать эти изменения в своей педагогической практике.
  • Способствует укреплению физического здоровья дошкольников в семье, обогащению совместного с детьми физкультурного досуга, развитию у детей умений безопасного поведения дома, на улице.

Для осуществления совместной работы воспитателя и учителя-логопеда были разработаны:

  • перспективный план взаимодействия со специалистами;
  • план взаимосвязи воспитателей и учителей-логопедов для организации коррекционно-образовательной деятельности во второй половине дня;
  • планы на неделю по изучению и закреплению лексических тем, в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности МБДОУ;
  • экран звукопроизношения речи, в котором отображаются индивидуальные этапы работы по автоматизации и дифференциации звуков речи у каждого ребенка;

В процессе взаимодействия педагогов использовались следующие формы:

  1. Совместное еженедельное планирование коррекционно-образовательной деятельности с детьми группы коррекционной направленности в рамках комплексно-тематического планирования.
  2. Оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях и логопедическом кабинете посредством организации предметно-пространственной среды для самостоятельной и непосредственной образовательной деятельности.
  3. Мастер-классы с целью оказания помощи педагогам в организации и проведении коррекционно-образовательной деятельности с детьми, основу которых составляют формы, методы и приемы работы с использованием авторских дидактических игр и пособий. Главный девиз наших мастер-классов: «Послушай – и ты узнаешь, посмотри – и ты поймёшь, сделай – и ты научишься, сделай лучше нас!»
  4. Координированное планирование совместной деятельности по итогам коррекционно-развивающей работы, помогающее определить перспективы дальнейшей образовательной деятельности с детьми.

Таким образом, результатом взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя стало:

  1. Единые подходы к осуществлению образовательного процесса с учётом комплексно-тематического планирования с целью реализации образовательной программы для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи согласно ФГОС ДО.
  2. Конкретизация способов взаимного действия педагогов, способствующих созданию условий для успешного развития личности детей старшего дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей; коррекции и развития всех компонентов языковой системы.



Предварительный просмотр:

«Адаптация детей с особыми возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности ДОУ»

Учителя – логопеды: С.Я. Харлампиева, Н.А. Шейко, Е.Г. Воронова.

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в реальную жизнь общества является актуальной во всем мире. Всего в мире насчитывается 200 миллионов детей с ОВЗ.

Рост численности детей с ОВЗ  в России  сопровождается поиском путей решения проблем этой группы населения, создания для них без барьерной среды жизнедеятельности, а также форм их адаптации в обществе. Вместе с тем ожидания этой группы детей не всегда согласуются с условиями российской действительности, которая не может удовлетворить все потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья и семьи, в которой он проживает.

ОВЗ у детей связана непосредственно с нарушениями в их физическом и психическом развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками. Содействие успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья,  создание для этого соответствующих условий являются предметом заботы и практической деятельности не только педагогов и медицинских работников, но и значительного числа других специалистов социальных работников, психологов, юристов.

Опыт адаптации детей  с ОВЗ реализуется на базе МБДОУ «Детский сад № 312 комбинированного вида» г. Красноярска. Данное учреждение ориентировано на лечение и реабилитацию детей с малыми затихающими формами туберкулёза. В МБДОУ существуют группы оздоровительной и компенсирующей направленности. Воспитанники  групп  компенсирующей направленности  помимо туберкулезной интоксикации имеют тяжелую речевую патологию. К тому же в группе есть дети с  задержкой интеллектуального и  психического развития, дети – инвалиды, дети с синдромом двигательной расторможенности, со стрессом аутического спектра.

               Большинству детей с ОВЗ необходим длительный адаптационный период. Адаптация – это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.) В этот период педагоги должны снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.

Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно – развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных. У детей с ОВЗ, как правило, неустойчивая самооценка, они не верят в собственные силы, эмоционально-волевая сфера у таких детей искажена. У них наблюдаются нарушения координации движений, замкнутость, агрессивность, гиперактивность, медлительность, сниженный уровень памяти, внимания, восприятия, мышления. Все компоненты языковой системы речи ниже возрастной нормы. Наша задача – помочь семье, воспитывающей такого ребенка. Необходимо предусмотреть не только коррекционные проблемы, направленные на предупреждение и преодоление недостатков речи, но и использовать другие приемы и методы воздействия. Необходим комплексный подход к нормализации речи детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для более успешной адаптации детей с ОВЗ используем следующие методы:

1. Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Наблюдая за героями, ребенок учится решать проблемы. Мы тактично направляем мысли, чувства, поступки детей в нужное русло. Здоровая идея, что все можно исправить, изменить, становится главной установкой.

2. Смехотерапия – метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.

3. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Мы с детьми выяснили, что замысел игрушки мастер может взять из жизни, из сказки. Игрушки могут отражать лексические темы, а могут отсутствовать в реальной жизни. Есть у нас игрушки, помогающие снять агрессию. Это игрушки, которые надевают на руку. Игрушки диких животных мы используем для выражения гнева, страха, хитрости. От имени кукол мы проводим развивающие игры, занятия. Таким образом, осуществляется связь состояния ребенка с ситуациями, которые могут встречаться ему в жизни. В группе у каждого ребенка имеется любимая игрушка, с которой он не расстается даже во время сна. Возможности куклотерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ОВЗ с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

4. Пескотерапия – метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ОВЗ. Наши наблюдения показывают, что игры с песком положительно влияют на эмоции и являются замечательным средством для развития детей. Ребенок анализирует свои действия, лучше понимает себя и других, у него быстрее развиваются тактильно-кинестетические ощущения и мелкая моторика пальцев рук. Дети становятся более коммуникабельными, раскрепощенными.

5. Арттерапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Очень удобно использование этого метода на логопедических и логоритмических занятиях. Мы используем музыку, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе.

6. Игротерапия помогает исследовать отношения детей. Познавая реальный мир, ребенок проецирует воспринимаемый опыт в игровую ситуацию.

Для оказания всесторонней квалифицированной помощи детям с ОВЗ в  штате МБДОУ, кроме педагогического персонала, представлены: врач – педиатр, медицинская сестра, инструктор по физическому воспитанию, психолог, учитель-логопед и др. специалисты.

Совместно со всеми специалистами для каждого ребенка разрабатывается и осуществляется индивидуальная программа развития.

Таким образом, в результате комплексной работы учителей-логопедов и других специалистов МБДОУ дети с ОВЗ успешно адаптируются  в ДОУ, восстанавливается функция общения, контролируется  поведение, достигается компенсация утраченных способностей, реализуется возможность получения общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои научные публикации и статьи

Полный список научных публикаций и статей....

Статья научных публикаций воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Фендик Ольги Кирилловны. Статья для родителей младшей группы. Адаптация ребёнка в детском саду.

Статья научных публикаций воспитателя ГБДОУ детский сад №81 Фендик Ольги Кирилловны. Статья для родителей младшей группы. Адаптация ребёнка в детском саду....

Свидетельство о публикации научной статьи

Свидетельство о публикации научной статьи...

Публикация в статью

Духовное наследие ВОВ- важнейший источник патриотического воспитания молодежи...

Публикация научной статьи на тему: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраст, является ...

Публикация материала, статьи и т.д.

Статья «Использование информационно-коммуникативных технологий в логопедической работе с детьми раннего и дошкольного возраста»; публикация в сборнике научно-методических статей. Организов...

Мои публикации и статьи из сборников и журналов

Формирование оптико-пространственной ориентации у детей дошкольного возраста через использование спортивных перестроений в физкультурной образовательной деятельности...