РОЛЬ ИКТ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДА.
статья по логопедии

В статье рассматриваются возможности и преимущества использования ИКТ в деятельности современного логопеда. Раскрываются особенности и эффективность средств ИКТ в практико – методологическом процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_v_rabote_logopeda_.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ИКТ В РАБОТЕ СОВРЕМЕННОГО ЛОГОПЕДА.

Аннтотация. В статье рассматриваются возможности и преимущества использования ИКТ в деятельности современного логопеда. Раскрываются особенности и эффективность средств ИКТ в практико – методологическом процессе.

Ключевые слова: логопед, современный подход логопеда, икт в работе логопеда.

Abstract. The article discusses the possibilities and advantages of using ICT in the activities of a modern speech therapist. The features and effectiveness of ICT tools in the practice-methodological process are revealed.

Keywords: speech therapist, modern approach of a speech therapist, ICT in the work of a speech therapist.

Приоритетной задачей национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения. Внедрение инновационных технологий в коррекционное образование, прежде всего, даст возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний.

Основой интенсивного развития любой страны является система образования, которая занимается подготовкой кадров для всех сфер деятельности. Современный мир диктует свои требования к специалистам из разных областей, в том числе педагогических профессий. Выпускники должны обладать не только прикладными знаниями в своей области, но и уметь системно мыслить, быстро анализировать большой поток информации, перерабатывать его и запоминать. В российском образовании прослеживается тенденция смены образовательных ориентиров. Такой подход в обучении связан с обновлением содержания образования, а также его персонификацией.

Как и любая другая сфера, логопедия вбирает в себя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), развивая и совершенствуя методы и формы образовательного процесса. Многие отечественные ученые выделяют противоречие между необходимостью перспективного развития профессионального образования в вузах и трудностью внедрения новых цифровых технологий вследствие отсутствия разработанного и апробированного научно-методического инструментария [8, с. 96]. Главным запросом общества в этой ситуации становится не просто поиск и обработка информации, но и компетентный педагог, который сможет в полной мере раскрыть потенциал использования электронных ресурсов.

Современная образовательная политика позволяет структурировать и дополнять уже имеющиеся образовательные практики. В настоящее время исследователи соотносят виртуальные способы образования с традиционными методиками преподавания в соответствии с компетентностным подходом, который реализуется в рамках подготовки кадров по ФГОС.

С. В. Липина выделяет два подхода к определению информационной технологии в профессиональной деятельности специалиста. В первом варианте определения понятия предлагается рассматривать технологию в качестве дидактического процесса, в котором используются новые методы обучения, формирующие целенаправленную работу с информационными продуктами и ориентированные на закономерности познавательной деятельности студентов. Второй подход определяет информационную технологию как формирование необходимой среды подготовки специалиста, где особое значение приобретают цифровые и мультимедийные технологии [8, с. 132].

Традиционная форма образования разрабатывалась и постепенно дополнялась десятилетиями. Отсутствие инновационных разработок в преподавании формирует ряд проблем и противоречий, обусловленных невозможностью полноценной передачи опыта студентам. Мы предлагаем рассмотреть некоторые из них: высокий уровень теоретических фундаментальных знаний и невозможность их применения обучающимися на практике; высокий темп развития науки, появление новых технологий в специальности и их низкая актуализация в практической деятельности; отсутствие гибкости мышления студентов; отсутствие четко определенной творческой и инновационной ориентации.

Объединение технических и педагогических наук способно дать толчок развитию совершенно новых технологий, применимых для подготовки педагогических кадров. Р. О. Агавелян указывает на необходимость внедрения инновационных специфических образовательных форматов в обучении студентов психолого-педагогической и дефектологической направленностей, таких как проектно-исследовательская деятельность и методики математической обработки данных [2, с. 58].

Формирование у детей правильной, лексически богатой речи, которая дает возможность полноценной коммуникации с окружающими и подготавливает ребенка к обучению в школе – это важнейшая задача по обучению детей родному языку в ДОУ и семье. Если ребенок не научится правильно говорить в дошкольном возрасте, то аналогичные проблемы «перейдут» с ним из детского сада в школу, что приведет к существенным проблемам в освоении школьной программы.

В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения детей с различными речевыми нарушениями. Помимо стандартных способов, используемых в логопедической практике, активно используются нетрадиционные методики, применение которых предотвращает преждевременное утомление ребенка, поддерживает в нем познавательную активность, а также повышает общую эффективность работы учителя-логопеда. Одной из таких методик является использование ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным. В нашем детском саду педагоги используютразнообразное оборудование: телевизоры с DVD приставками, компьютеры, интерактивные доски, магнитофоны, видео и фотокамера и т. д. Компьютер уверенно вошёл в нашу жизнь и занял в ней прочное положение.

Современные информационные технологии (ИКТ) активно используютсяи в логопедической практике: коррекционно-развивающая работа с детьми, взаимодействие с педагогами, родителями, научно-методическая деятельность.

ИКТ реализует следующие задачи:

– Формирование и развитие у детей речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодики, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

– Формирование и развитие навыков учебной деятельности: развитие познавательной активности, самоконтроля, развитие мелкой моторики рук, развитие и координация психических процессов;

– Задачи творческого цикла: развитие воображения, развитие познавательной активности, развитие потребности к познанию.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ: работа над звукопроизношением, обучение грамоте, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи, формирование зрительно-пространственных координаций, коррекционно-оздоровительное.

Принципы использования ИКТ: принцип активности, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности [1, с. 24].

Основные задачи это вызвать у детей интерес к логопедическим занятиям с помощью ИКТ, вызывать положительные эмоции у детей при помощи ИКТ; развитие всех основных психических процессов (речь, память, мышление, воображение, восприятие и т.д) при помощи ИКТ .
Нами были выбраны основные  логопедические программы, с помощью которых осуществляется автоматизация звуков в речи, происходит развитие фонематического слуха, осуществляетсязвуковой анализ слов и т.д. К таким программам относятся:

  • «Домашний логопед. Практический курс»;
  • «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Цель программы «Домашний логопед. Практический курс» - преодоление неречевого восприятия, а также звукоразличительного слуха, подготовка артикуляционного аппарата, формирование правильных произносительных навыков. Данную программу использую в своей работе на подготовительном этапе логопедического воздействия по формированию неречевого восприятия, фонематического слуха, подготовке артикуляционного аппарата, постановке звуков, которые преодолеваются двумя способами (по подражанию и смешанным способом – объяснением и показом). В программе содержатся две мини-игры, которые направлены на развитие неречевого слуха и формирование речевого восприятия. Формирование неречевого слуха и речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей.

По подготовке артикуляционного аппарата в программе содержатся основные упражнения с показом и красочными картинками, опираясь на которые ребенок может без помощи взрослого сделать данные упражнения, обязательно зрительно себя контролируя (перед ребенком на компьютерном столе стоит небольшое зеркало). По постановке звуков в программе «Домашний логопед» разработан блок- правильного звукопроизношения. Опять же, опираясь на изображение на экране и зрительно контролируя себя в зеркале, ребёнок правильно ставит язычок.

Также в коррекционной программе большой выбор чистоговорок и скороговорок, которые помогают автоматизировать и закреплять звуки в речи.

Программа «Развитие речи. Учимся говорить правильно» подходит для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Цель программы направлена на формирование слухового восприятия, развитие навыков правильного произношения звуков русского языка, слогов, слов и умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания, предложения. Выполняя красочные задания, дети расширяют знания об окружающей действительности, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи.

Современная эпоха – это эпоха всеобщей глобализации и активного развития цифровых технологий. В связи с этим использование ИКТ в логопедической практике не просто является одним из возможных способов коррекции, а настоящей необходимостью в условиях современного мира. Только такой подход к коррекционно-развивающему процессу позволяет идти в ногу со временем, делая эффективными все направления профессиональной деятельности логопеда [1, с. 36]. Использование компьютеров позволяет оптимизировать педагогический процесс, сделать обучение детей с речевыми дефектами более индивидуальным. Использование инструментов программного обеспечения позволяют сделать занятия интересными и насыщенными. При необходимости мы можем выделить цветом нужный объект, сделать записи на экране, использовать аудио – и видеозаписи. Инструмент Drag&drop (тащи и отпусти) даёт возможность передвигать объекты, классифицировать, соединять, группировать, заполнять пропуски. Все эти задания очень нравятся дошкольникам, следовательно, они внимательны и сосредоточены на протяжении всего занятия [5, с. 48].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что:

  • компьютер становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;
  • использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;
  • способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);
  • с помощью использования ИКТ у детей быстрее происходят изменения в развитие фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи;
  • ИКТ   способствует повышению речевой и познавательной активности;
    вызывает положительные эмоции у детей;
    компьютер дает знания в увлекательной и визуализированной форме;
  • вызывает чувство удовольствия от интереснейшего процесса познания;
  • с помощью ИКТ ребенок овладевает компьютерной грамотой;
    -развивает творческие способности.

В современное время компьютерные технологии очень плотно вошли в логопедический процесс. Информационные технологии помогают совершенствовать процесс обучения, делают его мобильным. Главная их особенность – это интерактивность. В компьютерных технологиях происходит взаимодействие аудиовизуальных информационных и, технических возможностей. Именно это помогает осуществлять на логопедических занятиях образовательные, коррекционные, развивающие, воспитательные и коммуникативные функции. Применение ИКТ в работе современного логопеда вносят игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений; позволяют многократно повторять отрабатываемый речевой материал, не подавляя интерес ребенка к занятиям, использовать разнообразный стимулирующий материал; отрабатывать различные уровни сложности; создавать собственный дидактический материал, учитывая требования коррекционной программы и уровень подготовки детей, и структуру нарушения.

Таким образом, использование ИКТ в работе современногоо логопеда повышает положительную мотивацию обучения; активизирует познавательную деятельность обучающихся, организует деятельность с детьми на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, повышает качество знаний; вносит радость в жизнь ребенка, то есть делает процесс обучения и развития речи детей дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, открывает новые возможности образования, развития и воспитания.


Список литерратуры

  1. Александрова О.В. «Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова». – М.: Эксмо, 2013. - 48 c.
  2. Бутусова Н.Н. «Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова». – СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
  3. Гербова В. «Развитие речи в детском саду. 6-7лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова». – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.
  4. Гербова В. «Развитие речи в детском саду. 5-6лет. Старшая группа / В. Гербова». – М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 144 c.
  5. Гомзяк О.С. «Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк». – М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 c.
  6. Коротяева Е.В. «Развитие речи: тетрадь -тренажер / Е.В. Коротяева». – Рн/Д: Феникс, 2016. - 176 c.
  7. Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Тесты на развитие речи для детей от 2 до 7 лет / Е.М. Косинова». – М.: Эксмо, 2012. - 112 c.
  8. Липина С.В. «Развитие речи / С.В. Липина, И.В. Полещук». - М.: Эксмо, 2017. - 222 c.
  9. Логинова Е.А. «Общее недоразвитие речи. Алалия: Учебно-методическое пособие / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая». – М.: Форум, 2017. - 24 c.
  10. Ляско Е.Е. «Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е. Ляск». – СПб.: Речь, 2010. - 190 c.
  11. Матвеева А.С. «Говорю легко, красиво и правильно. Развитие речи 6-7 лет / А.С. Матвеева, Н. Н Яковлева». – М.: АСТ, 2016. - 224 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Роль ИКТ в работе учителя - логопеда

Материал к презентации на тему:"Использование ИКТ в работе Учителя - логопеда"...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Современные образовательные технологии в логопедической работе. Использование элементов ТРИЗ в коррекционной работе учителя – логопеда.

В этой публикации  я хотела рассказать об обобщенной модели логопедического занятия.  Обобщенная модель  представляет собой карту города, благодаря которой занятие превращается в ...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...