"Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Мятлева Ольга Александровна

Учимся играя.

«Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»

Цель:

-Расширить представление о необходимости сотрудничества ребенка, родителя и логопеда по автоматизации звуков.

- Оказать практическую помощь по автоматизации поставленных звуков у детей.

В результате посещения занятий с учителя-логопеда, у детей появляются правильные звуки в речи и наступает время перехода к следующему этапу – его автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. И здесь должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести звук в связной речи.

У всех деток, занимающихся с логопедом, есть положительная динамика. Звуки изолированно поставлены, но в речи «теряются». Многие думают, почему же… Изолированно ребенок говорит, а в словах не всегда получается. А получается только тогда, когда просим ребенка правильно произнести, т. е. под контролем.

«Кабинетная речь» - явление, с которым часто сталкиваются многие логопеды.

Когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. И от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.

Для того, чтобы правильно закрепить поставленный логопедом звук, родители должны понимать, как и по каким принципам ведется работа по введению звука в речь ребенка.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

• подготовительный этап,

• этап постановки звука,

• автоматизация звука.

Что же такое «автоматизация звука»?

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи;

Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи на данном этапе необходима и очень важна. Ведь необходим полный контроль за всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях. Если ребенок неправильно произносит звук, нужно каждый раз его поправлять.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности и под контролем учителя-логопеда:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука во фразах, предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в повседневной речи ребенка.

Наряду с развитием звуковой стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого необходимо:

  • постоянно контролировать речь ребенка, исправлять неправильное произношение;
  • прочитывать или повторять отраженно речевой материал, насыщенный закрепляемыми звуками;
  • заучивать чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук, повторять с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения;
  • стараться чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое);
  • активизировать речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.).

Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Выполняя упражнения по автоматизации звуков речи в домашних условиях, прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти задания — не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными, и результат не заставит себя ждать.

Проводя  обыкновенные  традиционные  занятия  с  детьми,  я заметила,  что  очень  трудно  бывает  удержать  внимание,  пробудить интерес  к  изучаемому  звуку,  а  еще  сложнее  закрепить  и  активно использовать  автоматизируемый  звук  в  самостоятельной  речи. Причиной этому являются монотонные упражнения при автоматизации звуков, которые очень быстро утомляют ребенка, вызывают негативное отношение к речевой деятельности.

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?         Сегодня мы познакомимся с некоторыми игровыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно  использовать  на  разных  этапах  автоматизации  звука,  меняя речевой материал.

Обычно  это  происходит  следующим  образом:  логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие  рекомендации  содержат  исключительно  речевой  материал, проговаривание  которого  обычно  быстро  надоедает  детям.  Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

Условно  разделяют приёмы автоматизации  поставленных звуков в речь на четыре группы:

•Проговаривание   с   элементами   пальчиковой   гимнастики;

•Приёмы   на   основе   продуктивной   деятельности   детей;

•Приёмы   с   использованием информационно-компьютерных технологий;

•Приёмы,  предусматривающие  использование  различных  предметов.

Уважаемые родители! Как же сделать Ваши занятия с ребенком интересными, разнообразными, а главное продуктивными?

Предлагаю Вам различные игровые задания, направленные не только  на  автоматизацию  поставленных  звуков,  но  и  на  развитие мелкой  моторики,  чувства  ритма,  графических  навыков  у  детей.  Ребенок быстрее запомнит новый звук, если его не просто механически повторять,  а  играть  с ним. Если играть с ребенком каждый день, то  речь будет чистой и правильной. Шепелявость и картавость не будут больше спутниками Ваших детей. Успехов Вам!

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

 Во-первых,  нам  могут  помочь  наши  пальцы  и  пальцы  ребёнка.  Я предлагаю следующие упражнения.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же  по  очереди  со  всеми  пальцами:  на  каждое  колечко  произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный  слог  (слово)  проговаривается  с  постепенным разгибанием  и  загибанием  пальчиков  (лепестки  открываются  и закрываются). 

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук:  большие,  указательные,  средние,  безымянные,  мизинцы.  На каждое соединение произносим заданный слог(звук, слово).

«Пианино» .Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На  каждое  прикосновение  называем  слог  или  слово. Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [с] –«смелый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом (смелый мальчик, смелый котёнок и другие).

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колокольчик». Ребенок  проговаривает  речевой  материал  с отрабатываемым  звуком.  Родители  оценивают  правильное произношение звоном колокольчика (бубна и т.д.)

«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком,  нажимая  пальчиком  на  «кнопочку»  (нарисованный  кружок, квадрат,  рыбка,  цветок  и  другие).  Сколько  кнопочек – столько повторов.

«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая звук, предложения, чистоговорки.

 «Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено  на  счетах,  либо  произносит  речевой  материал  с одновременным движением колесика.

Приёмы на основе продуктивной деятельности детей. Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа.

Автоматизация  звука  происходит  в  процессе  продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла  в  огород.  Ребёнок  проговаривает  слово  и  рисует  палочку –дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно  рисовать  на  песке,  манке. Лепка шариков  из пластилина.

«Узоры». Ребенок рисует чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

 «Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные  палочки  с  одновременным  произнесением  двух заданных слов.

«Строим дом». Уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь  пять  кирпичей со, теперь  шесть  кирпичей ус и  т.д.  Можно сопроводить эту игру рисованием домика. Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Жук». Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его. Самая современная  группа  приёмов –это  конечно специальные компьютерные игры. Они, несомненно, заинтересуют ребёнка. Однако,  необходимо  помнить,  что  перед  использованием любой  из  таких  игр  необходима  консультация  учителя-логопеда. (Логопед  с  помощью  экрана  и  ноутбука  демонстрирует  игры  для автоматизации звуков).

Самая  большая  группа  приёмов -упражнения  с  различными предметами.

 Песочные часы. Проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок. Юла  (маленький  волчок).Проговариваем речевой  материал,  пока крутится  волчок  или  юла.  Можно  использовать  маленький  волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

 Массажный мяч. Проговаривание речевого материала сопровождается действиями  с  массажным  мячом –поглаживанием,  катанием, сжиманием.

 Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку  будет, если  скрепки  разноцветные.  На  каждую  скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн.ч., в уменьшительно -ласкательной форме и т.д.)

Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета,  в  названии  которых  слышится  звук  [р].

Другой  вариант, например, красный –«са», желтый –«со», синий –«су», зеленый –«сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие –тихо. Прищепки. Цепляем прищепки на какую–нибудь  фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и  лучики.  Присоединение  каждого  лучика  сопровождается произнесением речевого материала.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок  ловит  мяч,  повторяет звук  (слог,  слово) и  бросает  мяч взрослому.

Скакалка. На каждый прыжок называем слог.

Заключение. Выше  перечисленные приёмы  способствуют  не  только повышению  интереса  ребёнка  к  занятиям,  но  и  развивают дополнительные  процессы:  мелкую моторику, внимание,  мышление, ловкость. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех  этих  упражнений – следить  за  правильным  произнесением автоматизируемого  звука  и  соблюдать  рекомендации  учителя – логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_dlya_roditeley_po_avtomatizatsii_zvukov.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся играя.

«Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»

Цель:

-Расширить представление о необходимости сотрудничества ребенка, родителя и логопеда по автоматизации звуков.

- Оказать практическую помощь по автоматизации поставленных звуков у детей.

В результате посещения занятий с учителя-логопеда, у детей появляются правильные звуки в речи и наступает время перехода к следующему этапу – его автоматизации. Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. И здесь должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок мог безошибочно произнести звук в связной речи.

У всех деток, занимающихся с логопедом, есть положительная динамика. Звуки изолированно поставлены, но в речи «теряются». Многие думают, почему же… Изолированно ребенок говорит, а в словах не всегда получается. А получается только тогда, когда просим ребенка правильно произнести, т. е. под контролем.

«Кабинетная речь» - явление, с которым часто сталкиваются многие логопеды.

Когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. И от контроля произношения данных звуков в "домашней речи". В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 10-15 минут в день.

Для того, чтобы правильно закрепить поставленный логопедом звук, родители должны понимать, как и по каким принципам ведется работа по введению звука в речь ребенка.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа:

• подготовительный этап,

• этап постановки звука,

• автоматизация звука.

Что же такое «автоматизация звука»?

Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда.

Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи;

Для того чтобы звук автоматизировать его прежде необходимо научиться произносить изолировано, то есть отдельно от других звуков. Поставленный изолированный звук очень хрупкий, так как у ребенка или взрослого произносящего тот или иной звук неправильно сложилась привычка дефектного произношения. Автоматизируя звук в речи, вы избавляетесь от негативного стереотипа и закрепляете новый правильный. Помощь родителей, всех взрослых членов семьи на данном этапе необходима и очень важна. Ведь необходим полный контроль за всей речью ребенка в обычных жизненных ситуациях. Если ребенок неправильно произносит звук, нужно каждый раз его поправлять.

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности и под контролем учителя-логопеда:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука во фразах, предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в повседневной речи ребенка.

Наряду с развитием звуковой стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Закреплять звук не сложно, главное не терять внимания к его правильному произношению, а для этого необходимо:

  • постоянно контролировать речь ребенка, исправлять неправильное произношение;
  • прочитывать или повторять отраженно речевой материал, насыщенный закрепляемыми звуками;
  • заучивать чистоговорки, стишки на отрабатываемый звук, повторять с ребёнком при любом удобном случае, даже вне занятия. Это поможет быстрее добиться более устойчивых результатов в исправлении звукопроизношения;
  • стараться чаще стимулировать речевую активность ребенка. Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ним: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое);
  • активизировать речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.).

Но главное, необходимо постоянно следить за правильным произношением поставленного звука в обычном разговоре. Исправляя ошибки ребенка, делайте это тактично. Выполняя упражнения по автоматизации звуков речи в домашних условиях, прежде всего, будьте дружелюбны и уважительны к ребенку. Он должен чувствовать, что эти задания — не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Пусть недостатки выглядят легко исправимыми, а разговоры со взрослыми — доступными и интересными, и результат не заставит себя ждать.

Проводя  обыкновенные  традиционные  занятия  с  детьми,  я заметила,  что  очень  трудно  бывает  удержать  внимание,  пробудить интерес  к  изучаемому  звуку,  а  еще  сложнее  закрепить  и  активно использовать  автоматизируемый  звук  в  самостоятельной  речи. Причиной этому являются монотонные упражнения при автоматизации звуков, которые очень быстро утомляют ребенка, вызывают негативное отношение к речевой деятельности.

Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной?         Сегодня мы познакомимся с некоторыми игровыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно  использовать  на  разных  этапах  автоматизации  звука,  меняя речевой материал.

Обычно  это  происходит  следующим  образом:  логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Зачастую такие  рекомендации  содержат  исключительно  речевой  материал, проговаривание  которого  обычно  быстро  надоедает  детям.  Для повышения эффективности коррекционной работы и интереса детей к занятиям используются различные игровые приёмы.

Условно  разделяют приёмы автоматизации  поставленных звуков в речь на четыре группы:

•Проговаривание   с   элементами   пальчиковой   гимнастики;

•Приёмы   на   основе   продуктивной   деятельности   детей;

•Приёмы   с   использованием информационно-компьютерных технологий;

•Приёмы,  предусматривающие  использование  различных  предметов.

Уважаемые родители! Как же сделать Ваши занятия с ребенком интересными, разнообразными, а главное продуктивными?

Предлагаю Вам различные игровые задания, направленные не только  на  автоматизацию  поставленных  звуков,  но  и  на  развитие мелкой  моторики,  чувства  ритма,  графических  навыков  у  детей.  Ребенок быстрее запомнит новый звук, если его не просто механически повторять,  а  играть  с ним. Если играть с ребенком каждый день, то  речь будет чистой и правильной. Шепелявость и картавость не будут больше спутниками Ваших детей. Успехов Вам!

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

 Во-первых,  нам  могут  помочь  наши  пальцы  и  пальцы  ребёнка.  Я предлагаю следующие упражнения.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же  по  очереди  со  всеми  пальцами:  на  каждое  колечко  произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный  слог  (слово)  проговаривается  с  постепенным разгибанием  и  загибанием  пальчиков  (лепестки  открываются  и закрываются).  

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук:  большие,  указательные,  средние,  безымянные,  мизинцы.  На каждое соединение произносим заданный слог(звук, слово).

«Пианино» .Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На  каждое  прикосновение  называем  слог  или  слово. Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [с] –«смелый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом (смелый мальчик, смелый котёнок и другие).

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

«Колокольчик». Ребенок  проговаривает  речевой  материал  с отрабатываемым  звуком.  Родители  оценивают  правильное произношение звоном колокольчика (бубна и т.д.)

«Кнопочки». Ребенок проговаривает слог (слово) с автоматизируемым звуком,  нажимая  пальчиком  на  «кнопочку»  (нарисованный  кружок, квадрат,  рыбка,  цветок  и  другие).  Сколько  кнопочек – столько повторов.

«Волшебная веревочка». Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая звук, предложения, чистоговорки.

 «Счеты». Ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено  на  счетах,  либо  произносит  речевой  материал  с одновременным движением колесика.

Приёмы на основе продуктивной деятельности детей. Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа.

Автоматизация  звука  происходит  в  процессе  продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла  в  огород.  Ребёнок  проговаривает  слово  и  рисует  палочку –дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно  рисовать  на  песке,  манке. Лепка шариков  из пластилина.

«Узоры». Ребенок рисует чередующиеся фигурки с одновременным произнесением слов. Каждая фигурка обозначает слово.

 «Дорожка». Дети рисуют или выкладывают поочередно вертикальные и горизонтальные  палочки  с  одновременным  произнесением  двух заданных слов.

«Строим дом». Уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь  пять  кирпичей со, теперь  шесть  кирпичей ус и  т.д.  Можно сопроводить эту игру рисованием домика. Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Жук». Игровое поле помещено в файл, на поле изображен большой жук. Во время произношения ребенок фломастером рисует кружки на изображении жука, «украшая» его. Самая современная  группа  приёмов –это  конечно специальные компьютерные игры. Они, несомненно, заинтересуют ребёнка. Однако,  необходимо  помнить,  что  перед  использованием любой  из  таких  игр  необходима  консультация  учителя-логопеда. (Логопед  с  помощью  экрана  и  ноутбука  демонстрирует  игры  для автоматизации звуков).

Самая  большая  группа  приёмов -упражнения  с  различными предметами.

 Песочные часы. Проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок. Юла  (маленький  волчок).Проговариваем речевой  материал,  пока крутится  волчок  или  юла.  Можно  использовать  маленький  волчок, который раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

 Массажный мяч. Проговаривание речевого материала сопровождается действиями  с  массажным  мячом –поглаживанием,  катанием, сжиманием.

 Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку  будет, если  скрепки  разноцветные.  На  каждую  скрепку называем звук (слог, слово, предложение).

«Лови – бросай». Взрослый бросает мяч ребенку и говорит слова с заданным звуком. Ребенок бросает мяч обратно и повторяет названное слово. Можно повторять, изменяя слово (в ед. и мн.ч., в уменьшительно -ласкательной форме и т.д.)

Бусинки. Собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например брать только те цвета,  в  названии  которых  слышится  звук  [р].

Другой  вариант, например, красный –«са», желтый –«со», синий –«су», зеленый –«сы». Нанизывая большие бусины, ребенок произносит слог громко, а нанизывая маленькие –тихо. Прищепки. Цепляем прищепки на какую–нибудь  фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и  лучики.  Присоединение  каждого  лучика  сопровождается произнесением речевого материала.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок  ловит  мяч,  повторяет звук  (слог,  слово) и  бросает  мяч взрослому.

Скакалка. На каждый прыжок называем слог.

Заключение. Выше  перечисленные приёмы  способствуют  не  только повышению  интереса  ребёнка  к  занятиям,  но  и  развивают дополнительные  процессы:  мелкую моторику, внимание,  мышление, ловкость. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех  этих  упражнений – следить  за  правильным  произнесением автоматизируемого  звука  и  соблюдать  рекомендации  учителя – логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

                        Роль семьи в автоматизации поставленных звуков...

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка...

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

Консультация для родителей о роли семьи в автоматизации поставленных логопедом звуках....

"Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"

Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Почему родителями, а не логопедом? Не надо думать, что...

Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков велика, поскольку большее количество времени ребенок проводит дома, в окружении близких....

«Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка»

Уважаемые родители!   Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете лого...

Консультация для родителей "Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная...