Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка
консультация (подготовительная группа) на тему

Ерёмина Наталья Николаевна

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon avtomatizatsiya_zvukov_v_seme.doc124.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка»

Уважаемые родители!

   Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно)  звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на  этапе так называемой  «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных  звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы от 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям  ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки.

    Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и  не даст улучшения в произношении.

    Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами,  как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

    Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.  Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка: не ругать ребенка за неправильную речь;  ненавязчиво исправлять неправильное произношение;  не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов; осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами и специалистами. Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Коррекция и автоматизация  нарушенного звукопроизношения происходит постепенно и состоит из 4 этапов:

Этапы

Цель

Работа

Первый

Подготовительный

Подготовка речеслухового и речедвигательного анализаторов к правильному восприятию звуков. Создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, чувства полноценностей.

Логопед

Воспитатели

  Родители

Второй

Постановка звуков

Добиться правильного звучания изолированного.

Логопед

Третий

Автоматизация звуков

Добиться правильного произношения во фразовой речи.

Логопед

Воспитатели

Родители

Четвертый

Дифференциация звуков

Научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Логопед

Воспитатели

Родители

Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:

автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);

автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

автоматизация звука в предложениях;

автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;

автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

автоматизация звука в разговорной речи.

   В процессе автоматизации звуков проводится работа над произносительной стороной речи: над ударением, интонацией….  при закреплении произношения звука в предложении, связной речи. Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи,  на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.

Методы проведения занятий дома.

   Дети в возрасте до 5-7 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом или воспитателем, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они  не новые, а родителями должны быть прочитаны до конца, объяснены и отработаны под контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Артикуляционные упражнения в идеале должны быть ежедневными, а также процесс автоматизации звуков.

Правила работы в домашних тетрадях и по рекомендациям логопеда:

  • тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник или  вторник;
  • не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;
  • задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и т.д.) выполняются карандашами;
  • весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;
  • Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;
  • артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;
  • задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим;
  • все задания выполняются до конца;
  • занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

 Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, старайтесь чаще хвалить его за успехи - это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

                        Роль семьи в автоматизации поставленных звуков...

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков

Консультация для родителей о роли семьи в автоматизации поставленных логопедом звуках....

"Роль семьи в автоматизации поставленных звуков"

Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные логопедом звуки. Почему родителями, а не логопедом? Не надо думать, что...

Консультация для родителей Тема: «Роль семьи в автоматизации поставленных звуков»

Роль семьи в автоматизации поставленных звуков велика, поскольку большее количество времени ребенок проводит дома, в окружении близких....

«Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка»

Уважаемые родители!   Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете лого...

«Роль семьи в автоматизации поставленных звуков у ребёнка»

Уважаемые родители!   Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка? Ваш ребенок ходит (или ходил) на занятия к логопеду, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете лого...