Этапы развития грамматического строя речи.
статья по логопедии (старшая группа)

Якуш Ирина Сергеевна

Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка.               Полное овладение  грамматическим строем  речи                   происходит    к 8 годам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx96.93 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

https://ozon-st.cdn.ngenix.net/multimedia/1005435931.jpg

К. Д. Ушинский говорил, что грамматика – логика языка, поэтому об овладении каким-либо языком можно говорить тогда, когда человек овладел его грамматическим строем.

Грамматика – свод правил, в которых содержаться основные законы об изменении слов (это изучает раздел морфология) и их сочетании в предложении (это изучает синтаксис).

Усвоение грамматического строя языка, как и речи в целом происходит постепенно, на основе подражания. Поэтому качество усвоения во многом зависит от окружения ребёнка.               Полное овладение  грамматическим строем  речи                   происходит    к 8 годам. Постепенность и длительность овладения  грамматическими  категориями объясняется следующими причинами:

• Возрастные закономерности нервной деятельности (ребёнок в 2 года не может усвоить то, что он должен знать в 5 лет);

• Сложность грамматической системы русского языка:

-очень много исключений из общих правил: разносклоняемые существительные, разноспрягаемые глаголы, несклоняемые существительные;

-нет постоянного ударения: окнО, Окна; чАс, часЫ,

-чередование звуков: ложись, лечь, лягу; бегу, бежать;

-разнообразие окончаний: нет козлов, столов, слонов, но нет стульев;

-большое количество слов-неологизмов: фаст-фуд, хот-дог, роуминг;

-введение новых правил произношения общеупотребительных слов.

В процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста выделяют ряд этапов. Основными критериями сформированности  грамматического строя речи являются следующие показатели.

В 3 года ребёнок должен:

•Образовывать имена существительные именительного падежа множественного числа: дом – дома, кошка – кошки;

•Образовывать имена существительные в родительном падеже единственного числа: нет яблока, нет мамы;

•Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: мышь-мышка, рубашка-рубашечка;

•Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе используя уменьшительно-ласкательные суффиксы (без изменения основы): котёнок – котята, слонёнок – слонята, мышонок – мышата;

•Согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: красный шар – красные шары;

•Правильно употреблять предлоги: в, на, за, под.

В 4 года ребёнок должен:

•Образовывать имена существительные в родительном падеже множественного числа: нет яблок, много домов;

•Употреблять глаголы повелительного наклонения: пиши, читай, играй, иди;

•Правильно употреблять предлоги: над, перед, за, около;

•Образовывать названия детёнышей животных в единственном и множественном числе (с изменением основы): телёнок – телята, жеребёнок – жеребята;

•Правильно согласовывать слова в предложении.

В 5 лет ребёнок должен:

•Согласовывать существительные с числительными два, пять в роде и числе: два лыжника – двое лыжников, пять лыжников – пятеро лыжников;

•Образовывать существительные множественного числа с уменьшительно-ласкательными суффиксами: домик – домики, гномик – гномики;

•Образовывать названия детёнышей животных и птиц в единственном и множественном числе: цыплёнок – цыплята, скворчонок – скворчата;

•Правильно употреблять предлоги: в, с, со, из, между.

В 6 лет ребёнок должен:

•Подбирать однокоренные слова: снег-снеговик-снегоход-снегурочка-снежный-снежки-снежок-снежинка-снегопад;

•Образовывать трудные формы повелительного и условного наклонения глаголов: спрячься, потанцуй, искал бы;

•Образовывать глаголы приставочным способом: ехал – въехал – заехал – выехал – подъехал – объехал - съехал;

•Образовывать глаголы совершенного вида: читал – прочитал, вешал – повесил, ставит – поставил;

•Образовывать относительные прилагательные от существительных: малиновый, деревянный, дубовый,  притяжательные: лисий, волчий, папин, Катин;

•Употреблять трудные формы родительного падежа существительных во множественном числе: карандашей, ягнят, помидоров;

•Правильно употреблять предлоги: из-за, из-под.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Консультация на тему: «Этапы формирования грамматического строя речи у детей с ОНР»

Систематическая работа по формированию грамматического строя речи является важнейшим источником и резервом успешного речевого и познавательного развития дошкольника, в результате которого ребенок полу...

Этапы формирование грамматического строя речи в дошкольном детстве.

Грамматический строй речи-это взаимодействие слов междй собой в словосочетаниях и предложениях.Его становление как структуру речи в онтогенезе описано в работах А.Н.Гвоздева,Н.Т.Ушаковой,А.М.Шахнорови...

Основные компоненты речи. Практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование и развитие грамматического строя речи.

Предлагаемый  материал - это подробный план-конспект семинара-практикума, проводимого логопедом для педагогов (воспитателей), с целью систематизации знаний педагогов по формированию и развитию ле...