Мастер класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"
презентация по логопедии

Барашева Алёна Юрьевна

Рекомендации воспитателям по проведению Артикуляционной гимнастики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_master_klass.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию представляется мастер класс «Артикуляционная  гимнастика в работе воспитателя».

Прежде чем перейти к артикуляционной гимнастике хотелось бы поговорить о таких аббревиатурах как: ОВЗ, ФН, ФФН, ОНР.

В детских садах, где есть логопедический кабинет, воспитатели наверняка сталкивались с этими понятиями и будет полезным разобраться что это такое. 

Слайд 2. 

 В первую очередь нужно сказать, что Дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

К таким детям относятся: 

Категории детей с нарушениями в развитии:

1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (РАС);

8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).

Слайд 3.

ФН (фонетическое недоразвитие речи) – это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно.

Такие расстройства могут проявляться:

  • в отсутствии (пропуске) звука, вместо ракета -акета
  • в искажениях – горловое произнесение звука р.

НЕ ОТНОСЯТСЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ, но посещают логопедический кабинет.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

Т.е., проще говоря, у таких детей нарушены, и фонематический слух, и фонематическое восприятие, и звукопроизношение.

- данные дети не дифференцируют (не различают) произношение пар или групп звуков

- заменяют одни звуки другими, имеющими более простую артикуляцию

- смешивают звуки, т.е. изолированно у ребенка звук есть, но он не автоматизирован в речи.

ОНР (общее недоразвитие речи) – это нарушение всех компонентов речевой системы в целом при сохранном слухе и интеллекте.

Т.е. здесь у нас нарушены и ФС, и ФВ, и звукопроизношение, и слоговая структура, словарный запас, грамматический строй, и связная речь.

Слайд 4.

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет четкая, точная работа артикуляционного аппарата. 

Органы артикуляционного аппарата:

Для выработки полноценных движений органов артикуляционного аппарата полезна артикуляционная гимнастика. 

Слайд 5. 

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений для органов артикуляционного аппарата (голосового и дыхательного отделов).

Основная цель АГ – выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а так же для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата.  

Задачами артикуляционной гимнастики являются:

- учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;

- формировать правильное произношение звуков;

- воспитывать умение переключаемости с одного вида упражнений на другой.

АГ делятся на 2 группы:

- статические – правильное положение органов артикуляционного аппарата и

- динамические – правильные движения органов артикуляционного аппарата.

Слайд 6.  

Рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики.

  1. Артикуляционную гимнастику надо проводить ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.  
  2. Продолжительность АГ 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3.
  3. Нежелательно проводить гимнастику сразу после еды.
  4. Артикуляционную гимнастку выполняется сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  5. Упражнения выполняются от простого к сложному.
  6. Упражнения выполняются перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо.
  7. Воспитатель следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое.

Логопед включает в домашнюю работу только те упражнения, которые ребенок выполняет автоматически, т.е. 100% правильно.

Артикуляционная гимнастика разработана для постановки разных групп звуков, т.е. для свистящих, шипящих и сонорных.

Рассмотрим комплекс упражнений для постановки свистящих звуков:

Слайд 7.  Комплекс упражнений для свистящих звуков [с], [с’] [з], [з’], [ц].

Слайд 8.  «Заборчик»

Слайд 9. «Блинчик»

Слайд 10. «Чистим зубки»

Слайд 11.«Месим тесто»                   

Слайд 12. Комплекс упражнений для шипящих звуков [ш], [щ] [ж], [ч].

Слайд 13. «Киска сердится»

Слайд 14. «Дудочка»

Слайд 15. «Загнать мяч в ворота»

Слайд 16.«Грибок»

Слайд 17.«Вкусное варенье»

Слайд 18.«Чашечка»

Слайд 19.«Лошадка»

Слайд 20. «Парус»

Слайд 21. Комплекс упражнений для свистящих звуков [р], [р’] [л], [л’].

Слайд 22.«Гармошка»

Слайд 23.«Качели»                                         

Слайд 24.«Индюк»

Слайд 25. «Маляр»

Слайд 26. «Барабанщики»

Слайд 27. «Пароход гудит»

Слайд 28. «Орешек»

Слайд 29. Речь взрослого является образцом для ребёнка. Поэтому при общении с детьми взрослые должны постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, чётко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения. 

Слайд 30.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства гимнастики в работе воспитателя

Потребность детей в двигательной активности достаточно высока, но не всегда реализуется на должном уровне. Согласно данным исследований М.А. Руновой (2000) лишь около 30% времени пребывания в де...

семинар-практикум для воспитателей "применение артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя"

очень важно, прежде  чем использовать артикуляционную и дыхательную гимнастики в своей работе, изучить все методические  рекомендации  и требования, чтобы не навредить!...

Семинар - практикум «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Введение. Актуальность вопроса.Значение артикуляционной гимнастики. Рекомендации к проведению гимнастики. Мастер – класс.Роль дыхания в речевом развитии. Требования к проведению. Мастер – класс.Творче...

Опыт работы «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органовартикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков....

Мастер-класс "Артикуляционная гимнастика в работе воспитателя"

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов с целью профилактики возникновения и коррекции речевых нарушений у детей дошкольног...

Консультация для воспитателей «Методика применения артикуляционной и дыхательной гимнастики в работе воспитателя»

В консультации описаны методы и приёмы, игры для развития артикуляционной и дыхательной гимнастики....