Консультация для воспитателей
консультация по логопедии

Воронцова Юлия Алексеевна

Как воспитатель может помочь ребенку сформировать правильную, красивую речь. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед: Воронцова Ю.А.

Формирование звуковой культуры речи и развитие связной речи дошкольников.

В помощь воспитателю.

В рамках своего сегодняшнего выступления кратко затрону три аспекта речевого развития ребенка: фонематическое восприятие, звуковую культуру речи и связную речь и предложу конкретные игры и приемы для их развития. Для того, чтобы понять суть того или иного явления, необходимо увидеть, хотя бы контурно, природу речевой системы в целом. Постараюсь максимально понятно и просто обозначить основные моменты.

Всем родителям наших детей я говорю: ребенок – многоквартирный дом, в котором на основе фундамента и на нижних этажах держится все здание, какой фундамент, такое и развитие высших психических функций, в том числе речи. Речь – высшая психическая функция, «чердачок», «вишенка на торте».

И если в «фундаменте» трещина – есть проблемы с моторикой, кинестетикой, сенсорикой, восприятием, вполне закономерно, что «дом» будет кривоват и одним «ремонтом чердачка и покраской крыши» (т.е. развитием речевой способности) здесь не обойтись.

В качестве иллюстрации этого тезиса приведу упрощенный вариант «Пирамиды обучения» Вильямса и Шеленбергера.

В основе моего выступления лежит ряд тезисов, очень простых, но крайне важных для дальнейшего понимания темы:

  • Человек – крайне сложная система. Психоречевое развитие ребенка – дерево возможностей, конечный вариант заранее неизвестен. Поэтому строить прогнозы и давать гарантии в этом деле – занятие неблагодарное.
  • Число детей с различными речевыми нарушениями постоянно растет. У этого обстоятельства масса причин, о которых скажу чуть позже.
  • Сензитивный период (особо чувствительный, когда конкретная способность развивается лучше всего) для развития речи человека от рождения до 3-4 лет.
  • Ведущий тип деятельности детей до 7 лет – игра. Все упражнения должны носить преимущественно игровой характер.
  • Чем больше сторон психики ребенка мы задействуем в процессе развития речи, тем естественнее будет этот процесс и прочнее будут речевые навыки. (Сенсорика, моторика, кинестетика, память, внимание, мышление, восприятие, воображение, воля).

Для того, чтобы определить, какие направления речевого развития ребенка требуют повышенного внимания, необходимо понять, насколько нормотипично развивается его речь. Понятие «норма» применительно к развитию ребенка трактуется по-разному:

  • Норма как соответствие уровня развития ребенка уровню большинства детей его возраста (предметная норма, отражается в стандартах образования).
  • Норма как соответствие развития ребенка требованиям общества (социально-возрастная норма).
  • Норма как соответствие развития ребенка его собственному общему пути (индивидуальная норма).
  • С педагогической точки зрения нормальным считается развитие, которое дает возможность ребенку усвоить содержание образования в обычных педагогических условиях.

Иными словами, чтобы понять, нормально ли развивается ребенок, необходимо понять:

  1. Соответствует ли уровень его развития уровню развития большинства детей его возраста.
  2. Соответствует ли развитие ребенка его собственному общему пути, определяющему формирование его индивидуальных свойств, способностей и возможностей.
  3. Соответствует ли развитие и поведение ребенка требованиям общества.

С нормой разобрались, а от чего зависит речевое развитие ребенка? В самом первом приближении можно выделить три группы факторов, обусловливающих формирование речи: наследственность, среда и воспитание.

Наследственность как фактор речевого развития, в самом широком смысле, представлена аномалиями в развитии органов артикуляции, центральной и периферической нервной системы обусловленными пренатальными или натальными осложнениями (расщелины нёба, губы, органические поражения головного мозга, ДЦП, сниженный слух, речеслуховая агнозия, диспраксия и т.д.).

Примерами воздействия природной и социальной среды на речевое развитие ребенка могут служить: билингвизм (двуязычие) в семье, высокий уровень стресса в среде, региональный акцент, речевые нарушения у родителей, родственников ребенка, с которыми он часто контактирует (тахилалия, брадилалия, ринолалия, дизартрия и т.д.).

Воспитание как фактор речевого развития – боль современных логопедов, выражается чаще всего в отсутствии (искажении) культуры речи в семье: с ребенком не разговаривают, употребляют ненормативную лексику или наоборот, подражают детской речи, искажая слова, допускают монотонную, эмоционально неокрашенную речь в общении с ребенком и т.д.). Я привела лишь некоторые примеры, в действительности, их значительно больше.

С факторами разобрались, давайте посмотрим, из каких ключевых компонентов состоит наша речь. Эта крайне сложная способность человека, которая включает в себя несколько сторон:

  • Способность слышать и различать звуки речи (фонематический слух и восприятие).
  • Способность издавать речевые звуки (звукопроизношение - комплекс работы речевого дыхания, артикуляции и голосового аппарата).
  • Владение лексикой (словарный запас по возрасту).
  • Владение грамматической основой языка (умение изменять слова в роде, числе, падеже, пользоваться предлогами, приставочными глаголами и т.д.).
  • Чувство ритма (умение правильно ставить ударения, делать паузы, осуществлять контекстную акцентуацию).
  • Связная речь (способность объединять слова в целостные высказывания, строить предложения, составлять рассказы и пересказывать).

На слайде выделены те компоненты речи, которым сегодня уделим особое внимание, поскольку объять необъятное невозможно, тем более, за один раз.

Блок 1. Итак, фонематический слух и фонематическое восприятие обеспечивают ребенку понимание речи, если с этим проблемы, дальнейшее развитие речи не будет безоблачным.

Упражнение 1. Давайте на себе узнаем, как воспринимают речь дети, у которых не развито фонетико-фонематическое восприятие. Послушайте, запись, и скажите, что вы поняли (звучит песня на китайском языке). При первом приближении кажется, что не поняли ничего. Никто из присутствующих не владеет тем языком, который слышали, но если вдуматься, даже не понимая ни слова, мы с вами поняли: 1) что звучала песня; 2) песня на китайском языке; 3) поют ее два голоса; 4) мужчина и женщина 5) между которыми происходит диалог; 6) песня медленная и грустная; 7) вероятнее всего это песня о несчастной любви. И это действительно так. Умение слышать и слушать обеспечивает нам приблизительное понимание сути высказывания даже тогда, когда мы не владеем лексикой и грамматикой незнакомого языка.

Развить способность слышать и различать звуки речи можно, научая ребенка сначала вслушиваться в звуки, которые его окружают (любые), затем различать эти звуки (сначала очень непохожие - собака залаяла, машина загудела, затем похожие), а потом выделять и различать в общей массе звуков именно речевые.

Примеры игр и упражнений на развитие фонетико-фонематического восприятия:

  • «Кто что слышит?»
  • Угадай животное/птицу на слух.
  • Любые игры, в которых на определенные звуки (слова) происходит смена двигательной активности (бежать – замереть, прыгать – присесть и т.д.)
  • Слушаем песни и подпеваем.
  • Хлопни (топни, прыгни, позвони…), когда услышишь звук …
  • «Кто тебя позвал?»
  • «Повтори хлопки».
  • «Хлопаем вместе».
  • «Отхлопываем слоги».
  • «Тихо-громко»
  • Загадки-путаницы.

Блок 2. Звукопроизношение складывается из трех основных элементов: работы голоса (обеспечивается мышцами и связками голосового аппарата), речевого дыхания (для звукоизвлечения нужен сильный речевой выдох через рот) и артикуляции.

Воспитатель в своей работе может обеспечить пропедевтическое развитие артикуляции. Понять, насколько важное значение имеет артикуляция, нам поможет простое упражнение.

Упражнение 2. Перед вами 4 картинки (кот, нос, мука, киви), я буду беззвучно артикулировать то, что на них изображено, ваша задача – догадаться, какое слово я артикулирую, опираясь исключительно на положение моих губ, щек, языка. Обратите внимание, вы не услышали ни звука, опирались только на мою артикуляцию, но угадали верно. Теперь обратный пример, я буду говорить с вами, не шевеля губами и челюстью (демонстрация), и вы меня даже понимаете, но если ребенок видит «замороженные» губы, он не понимает, каким образом образуется тот иди иной звук. 80 процентов информации человек получает с помощью зрения, и используя эту особенность можно помочь ребенку в освоении правильного звукопроизношения.

Как развить артикуляцию и звукопроизношение у детей:

  • Самому четко артикулировать звуки.
  • Привлекать внимание детей к речевой зоне воспитателя (помада в помощь).
  • Совместно с детьми выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Соединять речь и движение.
  • Угадай звук по артикуляции/слово по артикуляции.
  • Поломанный телефон (даже с неговоряшками).
  • Игры на звукоимитацию («Паутина»: муха – с, жук – ж, комар – з и т.п.)

О том, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику, вам подробно расскажет следующий оратор, я обозначила ключевые моменты.

Блок 3. Связная речь.

Упражнение 3. Сейчас мы поиграем с вами в игру «Объяснялки» («Крокодил наоборот»). К вам лицом сидит доброволец, за его головой я держу предмет, который он не видит. Ваша задача – объяснить ему, что это за предмет, не называя его и не используя однокоренные слова (держу за головой добровольца игрушечный трактор). С игрушечным трактором справились, теперь усложним задачу, чтобы вы почувствовали себя так, как чувствуют себя дети во время этой игры (игра продолжается с использованием надписей: «врач-психотерапевт», «две кубинские сигары», «замок на холодильник»). Вы почувствовали на себе, насколько трудно бывает подобрать слова и объяснить то или иное понятие даже взрослым, похожие ощущения испытывают дети.

Развить связную речь у детей можно с помощью игр и упражнений:

  • Придумывание окончания сказки.
  • Сочинение сказки по заранее определенным наборам картинок (или случайных картинок).
  • Сочинение сказки (каждый ребенок по одному предложению).
  • Подбор рифмы к слову.
  • Пойми меня (Я загадал … (живое – не живое), сказочного героя…).
  • Исправь ошибки в предложении.
  • Бывает – не бывает.
  • «Трехлитровая банка».
  • «Объясни словечко»
  • «Что изменилось?»
  • «Четвертый лишний» (с обязательным вопросом: почему?)
  • Чтение рассказов, сказок детям вслух с обязательным задаванием вопросов по тексту.
  • Любые игры обогащаем речевым содержанием («Волшебный мешочек» – как ты понял, что это яблоко, огурец и т.д.).
  •  «Снежный ком». Ребенок называет слово по заранее определенной теме, следующий ребенок называет слово предшественника и свое слово, третий ребенок называет два слова предшественников и добавляет свое и т.д.

Вариант 1. Перечисление предметов из одной категории (дикие животные, инструменты, фрукты и т.д.)

Вариант 2. Перечисляем качества конкретного животного (Антилопа. 1. Антилопа быстрая. 2. Антилопа быстрая, травоядная. 3. Антилопа быстрая, травоядная, пугливая… и т.д.)

Вариант 3. Перечисляем действия, присущие какому-то животному, действия, которые можно выполнять с предметом.

В работе с детьми необходимо знать и учитывать закономерности их развития и строить свою деятельность в соответствии с ними. Зная закономерности – особенности психо-речевого развития детей, мы можем выстроить свою деятельность наиболее эффективно, опираясь на соответствующие принципы.   Некоторые существенные моменты я вынесла в таблицу в виде памятки воспитателям. Кроме того, подготовила для вас таблицы с нормами психо-речевого и речевого развития для детей до 7 лет.

Спасибо за внимание!

Приложения:

  • Артикуляционная гимнастика в картинках.
  • Памятка воспитателю.
  • Нормы психо-речевого и речевого развития детей до 7 лет.

Памятка воспитателю

Особенности детей

Что может воспитатель

В основе освоения языка слуховое внимание и подражательная способность ребенка.

Контакт глаза в глаза на уровне ребенка.

Четкая дикция и артикуляция взрослого.

В раннем возрасте и на начальном этапе формирования речи короткие 2-4-словные предложения.

Следим за своей речью.

Выполняем артикуляционную гимнастику.

Договаривание стихов (Наша Таня громко …).

Звукоимитация во время чтения сказок (Гуси-лебеди – как Машенька братца звала? АУ. Давай вместе позовем – АУ…)

В разговоре с детьми младшего дошкольного возраста необходимо растягивать гласные.

Сензитивный период развития речи человека – до 3-4 лет

Если ребенок отстает в речевом развитии, не стоит ждать, пока «само рассосется», лучше перебдеть, чем недобдеть, потому что возрастная психология – очень жестокая наука и вернуть ребенка в сензитивный возраст невозможно.

Мозг ребенка очень пластичен, нейронные связи устанавливаются легко

Не бойтесь «перегрузить» ребенка информацией, он усвоит то, что ему будет доступно на данный момент, но при этом необходимо обеспечить доступность материала.

Дети запоминают лучше всего то, что вызывает эмоциональный отклик.

Богатство впечатлений и разнообразие речевого материала.

Утрированная эмоциональность речи.

Проговаривание собственных эмоций. (ребенок таким образом научается распознавать собственные эмоциональные переживания и приемлемо их выражать)

Для усвоения содержания речи необходима последовательность, логичность изложения, многократные повторения.

Вспомните советские мультфильмы, кукольные, пластилиновые – сюжет развивался медленно, плавно, последовательно. В русских народных сказках основные простейшие речевые обороты часто повторялись.
Используйте это: плавность, последовательность изложения сюжета, частые повторы одних и тех же речевых формул (вспомните сказки – тянут-потянут, бил-бил, не разбил и т.д.).

Ведущий тип деятельности детей до 7 лет - игра

Все упражнения, занятия должны быть преимущественно в игровой форме

Речь – верхушка айсберга, для ее успешного формирования необходимо общее моторное, сенсорное, кинестетическое, психо-эмоциональное и когнитивное развитие.

В любой непонятной ситуации, если вас что-то беспокоит в состоянии ребенка, его развитии, проговаривайте это с родителями. Не стесняйтесь рекомендовать обратиться к неврологам, ортопедам, лорам, логопедам, стоматологам, нейропсихологам и другим специалистам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...