РАЗВИТИЕ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
презентация по логопедии

Разина Елена Вячеславовна

Речевой навык - это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление - произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее оформление — выбор падежа, рода, числа).

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи происходит в процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольном возрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям и участию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевые навыки1.07 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речевых навыков дошкольников в играх и упражнениях» Подготовила: учитель-логопед Разина Елена Вячеславовна ГБОУ города Москвы Школа № 1793 имени А.К. Новикова

Слайд 2

Речевой навык - это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают навыки оформления языковых явлений внешнее оформление - произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее оформление - выбор падежа, рода, числа. Речевое умение - особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков.

Слайд 3

Основными свойствами речевых навыков являются (по А. А. Леонтьеву): автоматизированность (то есть определенная скорость, целостность, плавность, отсутствие напряженности, экономность, готовность к включению в речь); устойчивость (прочность); гибкость (способность к обобщению и переносу); возможность осознания для самоконтроля. Речевые навыки имеют место при совершенном владении речью на любом языке (родном или неродном).

Слайд 4

В овладении речью, считает Л.С. Выготский , ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. По определению С. Л. Рубинштейна , связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности.

Слайд 5

Основные задачи развития речевых навыков Развитие звуковой культуры речи; Формирование грамматического строя речи; Обогащение словарного запаса; Развитие связной речи. Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка.

Слайд 6

Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников Ведущая линия развития речи детей 3-4 лет – это воспитание звуковой культуры речи , обучение правильному звукопроизношению , формирование грамматического строя речи.

Слайд 7

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Звукоподражание «Чей это голос?» , «Кто как говорит» Нахождение предмета , ориентируясь на его признаки и действия «Угадай игрушку» , «Про кого я говорю» Выделение и обозначение признаков предмета «Скажи какой» , «Исправь ошибку» , «Кто больше увидит и назовёт» , «Что напутал Буратино» , «Какая кукла» Соотношение предметов с разными характеристиками «Сравни кукол» , «Сравни медвежат» , «Сравни разных зверят» , «Кто лучше похвалит» Ознакомление с противоположностями «Куклы рисуют и гуляют» , «Куклы: веселая и грустная» Закрепление представления об обобщающих словах «Назови одним словом» Образование форм род. падежа мн. числа существительных «Чего не стало?» , «Прятки» Подбор глаголов «Кто , что умеет делать?» , «Где что можно делать? » , «Закончи предложение» , «Оркестр» , «Добавь слово» , «Кто назовёт больше действий» Придумывание окончания рассказа , нового окончания знакомой сказки «Расскажи про Олю и зайчика» , «Козлята и зайчик» Игры – инсценировки с игрушками По сказкам: « Заюшкина избушка» , «Теремок» , « Маша и медведь» …

Слайд 8

Дидактическая игра: «Чистоговорки – фантазёрки»

Слайд 9

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ Ведущая линия развития детей данного возраста – обогащение словарного запаса. Продолжается работа по воспитанию звуковой культуры речи (формирование правильного звукопроизношения , развитие фонематического восприятия , голосового аппарата , речевого дыхания , умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности). Дети знакомятся с новыми терминами «звук» , «слово».

Слайд 10

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Развитие слухового восприятия , интонационной выразительности речи «Найди первый звук» , «Как слово звучит» , «Громко-шепотом» , «Как говорит Таня?» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов , однокоренных слов , многозначных слов) «Кто больше слов скажет» , «Кто заблудился?» , «Кого можно гладить» , «Шишка» , «Ручка-ножка» , «Как сказать по-другому» Формирование грамматического строя речи «Кто это ползёт» , «Какие бывают иголки» Развитие связной речи (составление сказки , совместного рассказа , творческого рассказа) «Приключения Маши в лесу» , «Расскажем про белочку» , «В гостях у лесника»

Слайд 11

Дидактическая игра: «Скороговорки»

Слайд 12

Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста является развитие связной речи , усвоение фонетической стороны речи. Проводится работа по дальнейшему совершенствованию речевого слуха , закрепление навыков чёткой , правильной , выразительной речи. Дети дифференцируют , что такое звук , слово , предложение.

Слайд 13

Игры и упражнения , направленные на: Название игры Уточнение представления о звуковой , слоговой и смысловой стороне слова «Что такое звук , слово , предложение?» , «Едем , летим , плывём» , «Найди слова» , «Картина- корзина» Обогащение словарного запаса (подбор синонимов , антонимов , сходных по звучанию слов) «Что вы видите вокруг?» , «Скажи какое» , «Найди точное слово» , «Это правда или нет?» , «Назови одним словом» , «Высокий - низкий» Формирование грамматического строя речи «Кто у кого» , «Один-много» Развитие связной речи «Составь описание» , «Придумай рассказ» , «Скажи точнее»

Слайд 14

Влияние оригами на развитие речи дошкольников Оригами («ори» - сгибать, « гами » - бумага) японское искусство складывания из бумаги различных фигурок. В процессе складывания фигуроригами дети знакомятся с основными геометрическими понятиями , одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами способствует концентрации внимания , имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей , их творческого воображения. Оригами стимулирует развитие речи , памяти.

Слайд 15

Уголки мы загибали, Оригами собирали. Раз. Два, Три, Четыре, Пять, Буду Я для Вас гадать. Свой вопрос мне задавай, И ответик получай. Дидактическая Игра «Гадалка»

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Программа логопедического сопровождения и поддержки семьи на пути решения проблемы формирования первоначальных речевых навыков у дошкольников с первым уровнем речевого развития»

Проблема логопедического сопровождения и поддержки семьи дошкольника с первым уровнем речевого развития представляется мне весьма актуальной на сегодняшний день. В первую очередь, это связано с увелич...

Роль сюжетно–ролевых игр в развитии речевых навыков у дошкольников с ОВЗ.

Среди  многообразия  средств и методов  развития коммуникативных навыков  дошкольников  можно выделить сюжетно-ролевую игру.Сущность  игры  как  ведущего ...

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков у дошкольников с задержкой речевого развития

 Для упешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса образования детей в дтском саду и закрепления полученных...

Развитие речевых навыков у дошкольников через игру

Речевые игры помогут детям подготовиться к школьному обучению...

Развитие речевых навыков у дошкольников через игру

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормальног...

Нетрадиционные приемы работы в развитии речевых навыков у дошкольников с ОНР

В данном материале демонстрируются игровые приемы работы с целью коррекции речи дошкольников с ОНР как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности....