Развитие речевых навыков у дошкольников через игру
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Бабаева Вероника Рубеновна


Речевые игры помогут детям подготовиться к школьному обучению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevyh_navykov_u_doshkolnikov_cherez_igru1.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речевых навыков у дошкольников через игру.

     Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

    В настоящее время увеличилось число детей дошкольного возраста, которые испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками. Л.С. Выготский считал, что «с помощью речи ребёнок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект. Речь помогает ему овладеть этим объектом».

    В дошкольном возрасте-игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

     Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

    Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Игры для развития и обогащения активного речевого словаря

А) Дополни предложения

- Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

- Зайчик летом …, а зимой...

- Грибы растут..., а огурчики — на...

- Рыба живет в..., а медведь — в...

- Сахар сладкий, а лимон...

- Днем светло, а ночью...

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу...

Я умею...

Я помогу...

Я принесу...

Я спою...

В) Скажи какой

- Карандаш — новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный...

- Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший...

- Цветок — душистый, весенний, лесной, яркий, маленький...

- Река — быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая...

- Мама — добрая, нежная, милая, ласковая, трудолюбивая...

Игры на распознавание частей речи, выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

- Мама — лиса, папа — лис, малыши — лисята.

- Петух, курица, цыплята.

- Кот, кошка, котята.

- Гусь, гусыня, гусята.

- Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой — маленький

Подобрать ласкательное слово.

  • Мама — мамочка
  • ваза — вазочка
  • кот — котик
  • солнце — солнышко
  • река — речушка
  • береза — березка
  • листок — листочек.

В) Поймай мяч

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

  • весна — весенний
  • солнце — солнечный
  • береза — березовый
  • липа — липовый
  • дождь — дождливый.

Речевые игры для формирования умения выражать собственное мнение

А) Согласие — несогласие

Задача педагога — формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня будет дождь.

Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Воспитатель. Это — рыба.

Дети. Нет, это не рыба. Это — мышонок. Рыба не умеет бегать, а мышонок умеет. У мышонка есть уши. а у рыбы нет.

Б) Рассказ-небылица

Задача педагога — учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».

После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

Пришла осень, потому что начали опадать зеленые листочки. Дети пошли на экскурсию к озеру. Там они увидели много интересного. На берегу озера сидели два окуня и рак. Когда дети подошли ближе, то рак и окуни упали прямо в воду. Возле озера росло много березок, а на их веточках спрятались среди зеленых листочков грибы. Дети подпрыгнули и сорвали несколько грибов. Вот сколько интересного они увидели на экскурсии!

Игры для совершенствования правильного звукопроизношения, развитие фонематического слуха

А) Новое словообразования

В слове заменить гласный звук [у]:

белка — булка, река — рука, дать — дуть.

Заменить гласный звук [о]:

сам — сом, рама — Рома, касса — коса, раса — роса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчи...

Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обу...

Формирование коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через использования графических символов

В настоящее время существует различные приёмы и методы развития речевой деятельности детей, одним из которых является метод мнемотехники....

Усовершенствование речевых навыков младших дошкольников через развитие мелкой моторики.

Взаимосвязь развития мелкой моторики и развития и фрмирования речевых навыков дошкольников....

Развитие речевых навыков у дошкольников через игру

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормальног...

Дополнительная общеобразовательная программа по развитию речи. «Развитие произносительных навыков старших дошкольников через совершенствование моторных функций»

Данная программа является дополнительной и направлена на преодоление фонетического недоразвития у детей старших и подготовительных групп в детском саду. Освоение программы рассчитано на один – д...