«Развитие познавательных навыков у дошкольников, через познавательно-исследовательскую деятельность"
статья (старшая группа) на тему

Корчагина Надежда Михайловна

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы,  в том числе и  через исследовательскую деятельность. Следовательно, актуальность использования детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы и постоянно возникает необходимость совершать операции анализа  и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_obrozovaniya_administratsii.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательных навыков у дошкольников,

через  познавательно-исследовательскую деятельность»

Введение

«Для ребенка нет ничего естественнее,

как развиваться, формироваться, становиться тем,

что он есть в процессе исследовательской деятельности»

С. Л. Рубинштейн.

  Ребенок живет в окружающем его наполненном переживаний и чудес мире. И всё что он видит,  чувствует, с самого рождения с интересом и любознательностью складывает в свою жизненную копилку знаний. Но познать весь этот огромный, неизведанный мир  помогаем мы -  взрослые. 

   Актуальность работы

Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности                                               особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы,  в том числе и  через исследовательскую деятельность. Следовательно, актуальность использования детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал, идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы и постоянно возникает необходимость совершать операции анализа  и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.

   Цель работы: Разработать образовательную деятельность дошкольников, направленную на решение задач развития познавательно - исследовательской деятельности.  

Задачи:

1. Конкретизировать сущность процесса развития познавательной деятельности дошкольников.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по развитию познавательно – исследовательской деятельности дошкольников.

1. Проблема развития познавательно – исследовательской деятельности в научно

методической литературе.  

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Раздел II, п. 2,6. Содержание образовательной области «Познавательное развитие » направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Ребенок по природе своей исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Итак, исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством  элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность», - писал классик отечественной психологической науки Лев Семенович Выгодский.

Для детей дошкольного возраста характерной особенностью является повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг него. Ребенок учится у жизни. Ежедневно он познаёт все новые и новые предметы, стремится найти сходства и различия, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку.

Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире, а исследовательское обучение строится на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

Главная цель исследовательского обучения - формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, представляя собой простое, как будто «бесцельное» экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшее познание предметов по форме, цвету, назначению.

У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности и чтобы их раскрыть, увидеть,  нужно в значительной мере создать условия жизни ребенка для становления познавательно-исследовательской деятельности. Методы обучения  детей дошкольного возраста направлены на развитие памяти, воображение, внимания и умение сравнивать характерные признаки предметов, получать удовлетворение от найденных решений. И когда ребенок сам действует с предметами, он лучше познает окружающий мир, поэтому главное в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и  больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

 Китайская пословица гласит: «Расскажи -  и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

В работах многих отечественных педагогов  говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия, о представлении им возможности приобретать знания самостоятельно (Г. М. Лямина, А. П. Усова, Е. А. Панько и др.).

Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Н. Н. Подьяков выделяет два основных вида ориентировочно-познавательной деятельности у детей дошкольного возраста..

- активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит её цели, ищет пути и способы их достижения и т. д. В этом случае ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

- ориентировочно-исследовательская деятельность организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий.

                  Общая тенденция развития современного производства такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Поэтому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, как стиль жизни. Следовательно, подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становятся важнейшими задачами современного образования. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступает исследовательский метод обучения; при этом современная ситуация требует не фрагментарного использования, а его доминирования над репродуктивными методами.

 Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.  А  экспериментирование и исследовательская деятельность  остаются  главной  ступенью ведущей  маленьких детей к познанию.

Конспект непосредственно образовательной деятельности  воспитателя Корчагиной Н.М. на по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе

тему: «Необычные краски осени»

Цель: формирование нравственно-этических  норм и  художественного мышления. Развитие умения самостоятельно создавать растительные краски и  простые изображения.

Задачи:

Образовательные:

- расширять представление детей о природных красителях;

- упражнять в умении выдвигать гипотезу, проверять ее на практике.

Развивающие:

- развивать и активизировать диалоговую речь, логическое мышление, и внимание;

- развивать любознательность через экспериментирование.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к экспериментированию;

- воспитывать чувство отзывчивости, доброжелательности;

- воспитывать аккуратность.

Интеграция: познание, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое.

Оборудование: стаканы со свёклой и морковью натертыми на тёрке, стаканы с морковью порезанными кубиками, блюдца, ситечки, чайные ложечки, лоскуты белой ткани и марли, ватные палочки, фартуки и нарукавники – для каждого ребенка.

Словарная работа:  Активизировать  в речи  детей  слова:  - ткань,  краситель, окрашивает,   разноцветные, выжать, чайная.

Предварительная работа:  экскурсии в осенний парк, чтение художественной литературы. К. П. Паустовский  « Жёлтый свет» (отрывок).

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Организационный момент: дети входят в группу.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! (Ответы детей)

В. Ребята, ответе ,пожалуйста, на простой вопрос, Какое сейчас время года? (Осень)

А сколько у осени месяцев,  давайте мы их назовём?  (Сентябрь.  Октябрь, Ноябрь)

В. А вот если бы мы с вами были художниками, то какими красками бы разукрасили сентябрь? (Много зелени, чуть-чуть красный и оранжевый цвета)  (Просмотр слайда №1).

В.  А какие краски у октября месяца? (Много оранжевого, жёлтого, красного, бардового, коричневого) (Просмотр слайда №2).

В. Ну, а что осталось ноябрю? (голые деревья и коричневый цвет). (Просмотр слайда №3)

Воспитатель обращает внимание на краски осени, и просит  запомнить их.

( Слайд №4)- Девушка-Осень.(задание от осени)

Осень прислала вам посылку, (показать содержимое), И попросила поиграть в игру «Найди свою салфетку» (объяснить правила игры),

Игра: «Найди свою салфетку»

На подносе лежат белые салфетки одного размера, каждый ребёнок берёт себе одну, любую салфетку, рассматривает её, запоминает и обратно кладёт на поднос. Воспитатель перемешивает салфетки  и просит детей быстро найти и забрать свою салфетку (Дети затрудняются в поиске)

В. Как вы думаете почему вы не нашли свои салфетки? (они все одинаковые).

Ребята, что можно сделать с салфетками, чтобы они стали красивыми и яркими. (раскрасить их).

Воспитатель: правильно. Раскрасить их, и для этого нам понадобятся краски. Сегодня у нас будут необычные краски, а вот почему я сейчас расскажу.  А  знаете ли вы, что раньше, когда люди еще не придумали краски, они пользовались тем, что давала им природа. И мы с вами сегодня воспользуемся, старинными рецептами изготовления красок. А делать это мы будем в нашей, ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРИИ, куда я вас и  приглашаю.  (Дети проходят к столам). Для начала нам нужно одеть фартуки (дети одевают фартуки и садятся за столы).

Эксперимент №1

На столе две банки с равным количеством заварки.

Воспитатель: как вы думаете, каким образом мы можем получить краску из чайных листьев? (заварить).

- Что нужно сделать, чтобы заварить чай?  (налить воду)

-Какую, холодную или горячую? (горячую). Проверка выдвинутой гипотезы. На банках разные знаки (снежинка, огонь).

-Как вы думаете, какую воду нужно налить в банку со значком «снежинка». (холодную).

-Какую воду нужно налить со знаком «огонь» (горячую).

-Какая вода в ваших стаканах? (холодная). Вылейте  воду в банку со  значком «снежинка), а я налью горячую в другую банку.

-В какой банке вода быстрее окрасилась? Почему?

Вывод: Чтобы заварить чай, его надо залить кипятком (горячей водой).

Оставим банки ненадолго, позже посмотрим, что произойдет. (Прикрыть банки салфеткой).

Эксперимент №2

Воспитатель:  ребята скажите, а вы пили морковный сок? (Да)

Воспитатель: А знаете ли вы, что сок моркови можно использовать как краску

-  Возьмем  морковь  порезанную  кубиками, а  другую натертую на терке. Для того чтобы получить из нее краску, нам нужно выжать сок.

- Как вы думаете, из какой моркови можно выжать сок? (ответы детей).

Проверка выдвинутой гипотезы.

- Давайте мы сейчас проверим, для этого возьмите морковь нарезанную кубиками, положите в марлю, заверните марлю, и попробуйте нажать на нее. Появился сок (нет).

Затем, воспитатель предлагает детям чайной ложкой положить морковь на середину лоскута марли, свернуть его и выдавить сок.

-Мы получили сок, какого он цвета ? (желтый, оранжевый).

- Ну, вот, ребята,  мы сделали, еще один природный краситель.

Вывод: сок можно выдавить из моркови, измельченной на мелкой терке.

Эксперимент №3.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что свекла, так же как и морковь натерта на тёрке.

-Как вы думаете, можно ли воспользоваться тем же способом получения сока из свёклы, какой мы использовали с морковью? (да)

- Но только для того, чтобы не запачкать ручки, мы воспользуемся ситечком.

Воспитатель предлагает поставить ситечко на стакан и положить ложечкой в него свёклу.

-Для того чтобы выжать сок мы воспользоваться ложкой, будем ей надавить на свеклу.

-Какого цвета получился сок? (темно-красный, бордовый).

- Посмотрите, ребята, а вот и еще краска.

Вывод: чтобы получить краску бордового цвета нужно выжать натертую на терке свеклу.

Воспитатель просит детей снова обратить внимание на банки с заваренным чаем.

Воспитатель: Что изменилось? (Чай в банке с горячей водой заварился ярче, чаинки на дне). Мы получили растительные краски, теперь сделаем белые платочки разноцветными.

В.  Ох, что-то мы засиделись, а перед тем как раскрасить наши салфетки мы немного отдохнём , подходите все ко мне и становитесь кружочком.

Физкультминутка: «Сказка  про краски»

Если б все на свете было

Одинакового цвета,                              (Вращательные движения головой.)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?                                  (Наклоны головы вперед-назад.)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным...        (Руки на поясе, наклоны туловища)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным!          (Прыжки на месте,  на левой, правой, на

                                                                                         двух ногах).

.(Е. Руженцев)

-Мы с вами получили растительные краски, теперь давайте сделаем белые салфетки  разноцветными.

Воспитатель: ребята, давайте порадуем Осень  и нарисуем на лоскутах горошины, листочки,  а рисовать мы с вами будем не кисточками, а ватными палочками и шаблонами из картошки. Возьмите их, опустите в понравившуюся больше всего краску из моркови, чая или свёклы, украсьте салфетки.. (Дети рисуют ватными палочками и шаблонами на салфетках).

- (Демонстрация выполненных работ, слайд №5)

Воспитатель: итак ребята сегодня мы с вами узнали, что краски можно  не только купить в магазине, но и сделать самим.

- А теперь расскажите, чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? что вам больше всего понравилось?  (Ответы детей)

- Воспитатель: Молодцы, ребята, спасибо вам за работу.  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 НОД позволил  детям получить новые знания, и расширил горизонты для развития  познавательно-исследовательской  деятельности. Для реализации каждой задачи были подобраны приемы и методы, помогающие решить в интересной и занимательной форме программные задачи.  В начале непосредственно образовательной деятельности  была показан проект с использованием насыщенных  красочных иллюстраций осени, что нацелило детей на дальнейшую работу.  Большой интерес у детей вызвало экспериментирование, где ребята самостоятельно могли получить природные краски, а затем применить в деле.

В каждом моменте непосредственно образовательной деятельности   использовалась работа с детьми поискового характера, создавались проблемные ситуации, вопросы на сообразительность и развитие логического мышления. НОД  показал, что дети с интересом и любознательностью приступают к поставленной задаче, хотят своими руками, самостоятельно получить нужный результат. Поэтому программные задачи были выполнены,  а дети получили эмоциональное удовольствие и новую копилку знаний и умений.

                       

                                                           

                             

Список использованных источников

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва

               "Об утверждении федерального государственного образовательного    

               стандарта дошкольного образования" 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театр – школа искусства общения. Развитие коммуникативных навыков ребенка-дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Общение и совместная  деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Благодаря им, ребенок познает мир, учится строить отношения с другими людьми, личностно развивается. Умение общаться по...

Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

В статье показана роль исследовательской деятельности в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм исследовательской деятельности в работе с детьми...

Развитие познавательной активности старших дошкольников посредством проектной деятельности

Данный учебный материал представляет собой статью-опыт работы использования проектной методики для развития экологических представлений у старших дошкольников.материал адресован воспитателям. родителя...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии - исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавател...

Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков ребенка дошкольника посредством театрализованной деятельности».

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра....

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности

laquo;Самая большая на Земле роскошь  - это роскошь человеческого общения»  А. Сент – ЭкзюпериДошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника...