РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (старшая группа) на тему

Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии - исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавательных психических функций в условиях развивающего воздействия с учётом возрастных особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работу выполнила воспитатель  Захарова Татьяна Юрьевна ГБДОУ №104 Невского района г. Санкт-Петербург

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Изучение развития познавательных способностей старших дошкольников позволяет реализовать главную задачу педагогической психологии - исследовать условия, факторы и средства совершенствования познавательных психических функций в условиях развивающего воздействия с учётом возрастных особенностей.

На сегодняшний день существует большое количество экспериментальных работ, посвященных исследованию развития познавательных способностей детей. Изучение мнемических и перцептивных способностей старших дошкольников и младших школьников осуществлялось в работах JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.A. Смирнова, Б.Г. Ананьева, Л.А. Венгера, A.B. Запорожца, В.П. Зинченко, З.И. Истоминой и других. Исследовался процесс развития познавательных способностей детей и с учётом особенностей личностной регуляции (мотивов, эмоциональных процессов, направленности личности): O.E. Виноградов, И.А. Васильев, O.K. Тихомиров, Д.Б. Богоявленская, М.И. Кошенова, А.И. Борисова и Л.Д. Двойникова, М.В. Мацкевич и другие. Однако наиболее детально проблема развития способностей освещена в работах В.Д. Шадрикова, согласно системе теоретических положений которого, развитие способностей представляет собой развитие системы функциональных, операционных и регулирующих (мотивационных) механизмов.

 В рамках научной школы В.Д. Шадрикова осуществляется большое количество экспериментальных работ, позволяющих изучить различные аспекты развития способностей (Л.В. Черемошкина, К.В. Макарова, Г.А. Стюхина, O.A. Таллина, Т.М. Хасаева, О.В. Лаврик и другие).

У старших дошкольников развитие познавательных способностей идёт, в первую очередь, за счёт овладения операционными механизмами. Однако ни в одной образовательной программе детского сада не ставится и не раскрывается задача формирования интеллектуальных операций (или операционных механизмов способностей), через которые ребенок должен реализовать свою познавательную активность, совершенствуя свои способности, тем более в совокупности с регулирующими механизмами личности. Часто у педагогов отсутствуют представления о механизмах формирования интеллектуальных операций, а также практические навыки развития познавательных способностей как многоуровневого образования. Поэтому одним из актуальных направлений изучения способностей дошкольников, является исследование процесса развития способностей как субъекта деятельности, в который постепенно, по мере развития, включаются регулирующие механизмы личности. Несмотря на то, что старшие дошкольники ещё не включены в учебную деятельность, в которой начинается интенсивное развитие операционных механизмов познавательных способностей, активное участие детей в изобразительной деятельности позволяет ставить специальную задачу — развивать способности как субъекта деятельности (интеллектуальные операции) и как личности (мотивационные предпочтения, социальные эмоции).

С учётом недостаточной разработанности проблемы становления личностных способностей, осознаётся необходимость исследования механизмов их развития у старших дошкольников. Поэтому наша работа посвящена изучению интеграции регулирующих механизмов личности в общую структуру познавательных способностей, что приводит к появлению новых системных качеств способностей, повышающих продуктивность деятельности детей. Учитывая, что в дошкольном детстве доминирующей функцией является память, а также происходит интенсивное сенсорное развитие, исследование познавательных способностей осуществлялось на приме развития мнемических и перцептивных способностей.

Одним из средств развития способностей, которое позволяет решить такую приоритетную задачу дошкольного образования, как познавательное развития детей является изобразительная деятельность, компонентом которой выступает восприят произведений изобразительного искусства (К.Н. Корнилов, Н.П. Сакулин Т.Г. Казакова, В.А. Езикеева, И.Л. Ермаков, И.Л. Дзержинская и многие другие).

Преимущество изобразительной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников заключается, во-первых, в том, что изобразительная  деятельность по структуре ближе к игре, чем учебная деятельность, во-вторых  изобразительная деятельность позволяет развивать в совокупности способности  как субъекта деятельности, так и способности личности. А значит, с одной стороны изобразительная деятельность способствует развитию операционных механизмов способностей, с другой стороны, она активизирует регулирующие механизмы личности.  Постепенно регулирующие механизмы личности включаются в процесс развития способностей субъекта деятельности, в итоге способности приобретают личностную окраску.   Это свидетельствует о начале развития личностных способностей и даёт основание использовать изобразительную деятельность ка средство их развития у дошкольников.

 

 

  Экспериментально доказано развитие познавательных способностей личности в старшем дошкольном возрасте. Установлено, что процесс интеграции операционных механизмов способностей и регулирующих механизмов личности в структуру познавательных способностей, приводит к появлению новых системных качеств и способностей, проявляющихся в продуктивности деятельности и качественном своеобразии её результатов именно в старшем дошкольном возрасте.

Показано, что разработанная авторская программа, направленная на развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности, способствует развитию операционных и регулирующих механизмов мнемических и перцептивных способностей.

    Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты позволяют практически осуществлять развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности, могут быть широко применены в организации дошкольного образовательного процесса.   Программа  развивающей работы с детьми могут быть использованы в системе дошкольного образования с целью создания условий для раскрытия и развития способностей каждого ребёнка.  

    Так как у детей развитие познавательных способностей идёт, в первую очередь, за счёт овладения операционными механизмами и с возрастом растёт число используемых операций, а частота их применения увеличивается, важнейшим моментом развита способностей является тонкое приспособление операционных механизмов к требования деятельности (Д.А. Ошанин). В этом процессе проявляется конкретность психической функции.   Итогом развития познавательных способностей становится повышение продуктов  деятельности ребёнка. Одновременно с развитием системы функциональных операционных механизмов способностей появляются регулирующие механизмы Мотивационная сторона процесса оказывает регулирующее влияние как на те, так и н другие механизмы.

Развитие познавательных способностей обусловлено рядом факторов, но наиболее обобщённом виде данные факторы составляют два направления: развита органического и развитие культурного порядка. При этом развитию под влияние факторов культуры отводится приоритетная роль, и одним из средств развития  способностей в дошкольном возрасте является изобразительная деятельность.

 

Преимущество изобразительной деятельности в развитии познавательны способностей старших дошкольников заключается в следующем: в ситуации специального организованного восприятия картин (а восприятие произведений изобразительно искусства является одним из компонентов изобразительной деятельности) последующего активного включения ребёнка в разнообразные формы изобразительно деятельности у него возникает определённое эмоциональное переживание обусловленное влиянием произведения на эмоциональную сферу. Проблема психически состояний изучалась в работах В.Н.Мясищева, Я. Рейковского, O.K. Тихомирова Ю.Е. Виноградова, М.И. Кошеновой, которые отмечали, что эмоциональное состояние становится общим функциональным уровнем, на фоне которого повышаете эффективность развития познавательных способностей. Эмоции не просто сопровождают мыслительную деятельность, но и являются важнейшим регулирующими механизмами. При возникновении эмоций способности детей приобретают личностную окраску, и в процесс развития способностей субъект деятельности включаются регулирующие механизмы способностей личности. Благодаря данной интеграции происходит интенсивное развитие познавательных способности" дошкольников за счёт появления новых системных качеств способностей, что да" основание использовать изобразительную деятельность как средство развит познавательных способностей.

   Таким образом, происходит развитие познавательных способностей старших дошкольников за счёт качественных и количественных изменений в структуре, во первых, операционных механизмов способностей и, во-вторых, регулирующих механизмов (мотивационных предпочтений и развивающихся социальных эмоций). А значит у 6-7летних детей возможно развивать не только способности субъекта  деятельности, но и личностные способности, несмотря на то, что в своём развитии они проходят лишь этап первоначального формирования и интеграции в общую структуру способностей.

     Развивающее воздействие осуществлялось посредством специально составленной программы занятий. Занятия объединены в единую, последовательную программу, рассчитанную на 6 месяцев, по два занятия в неделю длительностью 30 минут. В основе подбора упражнений и их направленности лежал ряд критериев: 1) развитие мнемических способностей как субъекта деятельности, через операционные механизмы; 2) развитие перцептивных способностей как субъекта деятельности через операционные механизмы; 3) развитие эмоциональной и мотивационной сфер.

Разработанная программа позволила развивать в совокупности все структурные компоненты способностей - функциональные, операционные и регулирующие механизмы. Разработанная с учётом ряда принципов развивающая программа, в своём практическом аспекте нацелена на развитие в совокупности, как способностей субъекта деятельности, так и способностей личности. Занятия включают ряд упражнений, игр и творческих заданий, направленных на развитие:

1) операционных механизмов мнемических способностей (перекодирование, аналогия, схематизация, структурирование, достраивание материала, группировка, опорный пункт, мнемический план, ассоциация, повторение);

2) операционных механизмов перцептивных способностей (ассоциация, смысловая группировка, группировка по эмоционально-оценочному признаку, выделение визуального опорного пункта, сериационная организация материала, перекодирование, достраивание, аналогия, классификация, структурирование, схематизация, соизмерение, упорядоченное сканирование);

3) общих мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, проекция, агглютинация, соотнесение);

4) эмоциональной сферы (формирование навыков невербального общения, понимания состояния и настроения человека, а также осознания собственных чувств и

переживаний; снятие эмоционального напряжения, развитие уверенности в себе: формирование позитивного отношения к предметам окружающей действительности другое);

5) мотивационной сферы (формирование внимательного, чуткого отношения ш людям, эстетических суждений; умения поставить себя на место другого человека, сопереживать, сочувствовать и другое).

 Итогом развития познавательных способностей становится повышение продуктивности деятельности.  У старших дошкольников развитие познавательных способностей идёт, в первую очередь, за счёт овладения операционными механизмами. Однако ни в одной образовательной программе детского сада не ставится и не раскрывается задача формирования интеллектуальных операций (или операционных механизмов способностей), через которые ребенок должен реализовать свою познавательную активность, совершенствуя свои способности, тем более в совокупности с регулирующими механизмами личности.   Данное утверждение свидетельствует сразу о двух актуальных проблемах педагогической психологии.

  Одна из приоритетных задач дошкольного образования — познавательное, интеллектуальное развитие детей, в том и числе, и за счёт изобразительной деятельности, компонентом которой является восприятие произведений изобразительного искусства. Понятие «изобразительное искусство», используется как общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве (живопись, графика, скульптура, а также архитектура). Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме

Изучением изобразительной деятельности дошкольников занимались психологи К.Н.Корнилов, И.Л.Ермаков, А.М.Шуберт, Н.П.Сакулина, Н.С.Карпинская, В.А.Езикеева, И.Л.Дзержинская, Т.Г.Казакова и другие. Преимущество изобразительной деятельности в развитии познавательных способностей дошкольников заключается, во-первых, в том, что изобразительная деятельность по структуре ближе к игре, чем учебная деятельность, во-вторых, изобразительная деятельность позволяет развивать в совокупности способности  у детей.

 Уже в старшем дошкольном возрасте дети владеют некоторыми операционными механизмами познавательных способностей (повторение, ассоциация). Однако, в процессе целенаправленного развития способностей средствами изобразительной деятельности и при условии появления личностной окрашенности способностей субъекта деятельности, намечается формирование ряда новых операционных механизмов (аналогия, структурирование, достраивание материала), дошкольники способны усвоить приёмы упорядочивания, выделения опознавательных признаков и т.д. Таким образом, происходит развитие познавательных способностей детей, за счёт качественных и количественных изменений в структуре, во-первых, операционных механизмов способностей, и,. во-вторых, регулирующих механизмов (мотивационных предпочтений, развивающихся социальных эмоций). Итак, у 6-7летних детей, возможно, развивать не только способности субъекта деятельности, но и личностные способности .

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие познавательных способностей старших дошкольников через исследовательскую деятельность

В статье показана роль исследовательской деятельности в развитии познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. Использование различных форм исследовательской деятельности в работе с детьми...

Развитие творческих способностей детей – дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - формирование творческого мышления.Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте, и  наиболее эффективное средство дл...

Рекомендации для педагогов «Проектная деятельность, как средство развития познавательных способностей старших дошкольников»

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познат...

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....