Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
консультация (старшая, подготовительная группа) по теме

Параничева Лариса Витальевна

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  

деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doc_doklad_k_rmo_po_teatru.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников

через театральную деятельность.

«Не следует забывать, что основной закон

                                                          детского творчества заключается в том,  

                                                     что ценность его следует видеть не в

                                                       результате, не в продукте творчества,

                                                  важно то, что они создают, творят,

         упражняются в творческом воображении

                       и его воплощении».

(Л.С.Выготский).

     Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей. Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

     Театральная деятельность и развитие творческих  способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений    современного общественного устройства. Слово

«творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

Детское творчество – одно из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Её исследовали Л.С.Выготский, Н.А.Ветлугина, Л.И.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б.Эльконин и другие.                      

    Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества, это большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой.

    Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

    Отечественная и зарубежная практика исследований убеждают, что художественная деятельность в дошкольном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной  деятельности ещё не способны дать ребёнку доступных для этого средств.

Театр является синтезом искусств, он полностью удовлетворяет все указанные требования.

      Современная среда стала сложно динамичной, высококонкурентной, обладающей высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. Современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и так далее). Театральная модель жизненных ситуаций, «проба» ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.

     Таким образом, можно сделать вывод, что театральная деятельность позволяет решать многие воспитательные задачи, касающиеся развития творческих способностей,  развития речи,  художественно – эстетического и интеллектуального воспитания.

      Для продолжения работы по данной теме проанализировали имеющуюся литературу. Анализ существующих образовательных программ М.А.Васильевой «Воспитание и обучение в д/с», «Детство», программа М.А.Васильевой «Радуга» и методических пособий, М.А.Васильева «Музыкальное воспитание в детском саду», М.Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду», Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» приводит к выводу, что «театральная деятельность» - это наименее разработанный раздел в системе художественного воспитания дошкольника.

      Исходя из анализа данной литературы разработали модель развития творческой активности дошкольника, систему работы по организации театральной деятельности детей.

       На основе всего выше изложенного решили, что необходимо начать проводить театральный кружок «Сказка».

        Основная цель нашего кружка заключается в следующем:

   Формирование думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.  

                           Основные задачи :

     1. Последовательно знакомить детей с различными видами театра  

        (кукольный, драматический, оперный, балет и др.).

     2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.

     3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и    

         воплощения образа; моделирование навыков социального поведения в    

         заданных условиях.

       Содержание программы рассчитано на два года обучения:

             I год – с 5-6 лет

             II год – с 6-7 лет  

        Для реализации цели и задач разработали на 2 года перспективный и тематический план кружка.

        В результате проведённой работы ребёнок  должен овладеть к концу второго года обучения следующими умениями и навыками:

         1. Знает, что такое театр, виды театра, о нормах поведения в театре.

         2. Называет предметы театрально – игрового оборудования.

         3. Развивается творческая самостоятельность, побуждая передавать  

            настроение, характер музыки пластикой своего тела, создавая яркий

            образ  героя.

         4. Следит за развитием действия в драматизациях и кукольных    

             спектаклях.

         5. Правильно строит предложения, добивается правильного  и чёткого  

             произношения слов.

         6. Передаёт мимикой, жестами, движением эмоции героев спектакля.

         7. Ребёнок может действовать совместно с другими героями спектакля.

         8. Дети могут сочинить песенную, танцевальную импровизацию для    

            спектакля.

         9. Дети сопровождают песенные и танцевальные импровизации  

            игрой на музыкальных инструментах.

       А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

       В работе театрального кружка педагоги используют следующие методические принципы:

       Занятия проводятся со всеми желающими детьми без какого- либо отбора.

       Занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

        Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого активных совместных поисков.

        Ход занятия характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество.

        В основу заложен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

        Педагоги  стремятся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостней атмосфера занятий, тем больше удовольствия получат они от совместного творчества, тем ярче и красочней становится их эмоциональный мир.

        Положительный результат в организации театральной деятельности гарантирован при условии полного взаимопонимания между воспитателями и музыкальным руководителем. Воспитатели совместно с музыкальным руководителем уделяют большое внимание созданию предметно – развивающей среды в каждой группе детского сада по театральной деятельности (наличие в группах различных видов театра, ширмы, уголка ряжения, шапочек – масок для игр драматизаций, дидактических игр, музыкальных инструментов). На педагогических советах, консультациях педагоги знакомятся с новинками методической литературы по театральной деятельности, обмениваются положительными результатами работы по данному вопросу.

        Объединение воспитателей, детей и родителей в совместной работе по приобщению детей к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных  детей, способствует расширению форм сотрудничества семьи и детского сада. Постоянно родители принимают активное участие в проведении театральных вечеров, праздников, неделе театра. Родители не только исполняют роли на праздниках, но и своими руками шьют костюмы для детей. Родители совместно с воспитателями организуют поездки детей в театры Нижнего Новгорода.

        В нашем детском саду третий год издаётся газета для педагогов и родителей газета «Солнышко».

       Частые  гости на праздниках, развлечениях, театральных вечерах  - школьники, бывшие выпускники детского сада. Они участвуют в театральных представлениях, исполняют роли сказочных героев.  

       Одним из условий успешной работы является выявление уровня знаний и умений детей по театральной деятельности. За основу взяли критерии оценки результатов театральной деятельности детей, разработанных

О.П. Радыновой и Е.А.Медведевой. В результате целенаправленной работы по организации театральной деятельности  выявлены следующие результаты:

2008 г.(сентябрь)

уровень

высокий

средний

низкий

18 детей

50%

28%

22%

       

2009 г. (май)

уровень

высокий

средний

низкий

20 детей

65%

25%

10%

2010 г.(февраль)

уровень

высокий

средний

низкий

20 детей

79%

20%

1%

     Таким образом, в организации занятий с детьми в театральном кружке виден положительный результат. У детей возникает  интерес к занятиям, появляется стремление к самостоятельной театрально – игровой деятельности, дети умеют выразительно передавать образ персонажа, умеют согласовывать свои действия с действиями товарищей, развивается речь, мышление, память, воображение у дошкольников. Безусловно, всё это развивает индивидуальность ребёнка и оказывает неоценимую пользу в подготовке его к школе.

       Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении людей творчеством. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающегося человеческого общества.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие  способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперёд человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

     На основании выше изложенного я считаю, что необходимо продолжать занятия в театральном кружке, так как необходимо продолжать развивать творческие способности  детей, прививать дошкольникам любовь к музыке, литературе и искусству. Занятия в кружке помогут легче воспринимать окружающий мир и войти в него развитой, полноценной личностью.

Литература:

1. Васильева М.А. «Программа воспитания и обучения в детском саду»

   М., Просвещение,2005 г.

2. Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду». М., 2003 г.

3. Мигунова О.В. «Организация театральной деятельности в детском саду».      

    Великий Новгород, 2006 г.

4. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр». Издательство «Арки», 2004 г.

5. Сорокина Н.Ф. «Кукольный театр для самых маленьких». М., 2009 г.

6. Щёткин А.В. «  Театральная деятельность в детском саду». М., 2007 г.

Доклад на тему:

«Развитие  творческих  способностей дошкольников  средствами

театральной  деятельности».

Выполнила:

                                                    музыкальный руководитель МДОУ д/с №8

                                 Параничева Лариса Витальевна

2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности. Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать,  что основной за...

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

В статье предлагается обзор методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.  Данная методика ориентирована на создание условий для развития творч...

Методическая разработка: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем раньше начать развивать детское...