Методическая разработка: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
методическая разработка по музыке (подготовительная группа)

Талан Янина Витальевна

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Театрализованная деятельность играет важную роль в воспитание детей, ведь соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями. Сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_att.docx27.6 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

Разработала:
                                                               Музыкальный руководитель ГБДОУ №8  Калининского района г.Санкт-Петербург

Талан Янина Витальевна

Актуальность:

Направленность данной темы определяется потребностями педагогики в осмыслении повседневной реальности дошкольного детства в контексте перманентной социальной неустроенности, перенасыщенного и разноречивого информационного поля, что порождает массовые психологические состояния напряженности, тревоги, неуверенности. Особенно важно в этой ситуации определить возможности воспитания, не претендующего на исправление природы ребенка, но стремящегося, говоря словами Л.С.Выготского, к «овладению естественным процессом», в котором «человек как определенный биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью». Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил нам обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средство выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования. Таким образом, значимость избранной мною темы исследования определяется актуальностью изучения возможностей педагогического влияния (границ, требований, условий) на изначально естественное, протекающее в русле стихийной социализации и выражающееся в театральной деятельности, развитие творческих способностей старших дошкольников.

Цель: углубить и систематизировать знания о формировании творческих навыков средствами театрального искусства, развитии положительной эмоциональной отзывчивости на музыку.

Задачи: 

  • развитие природных способностей детей в процессе музыкальной деятельности;
  • создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;
  • знакомство с различными видами театра (кукольный, драматический, детский, музыкальный театр и т.д.);
  • овладение навыками общения и коллективного творчества;
  • формирование у детей первоначальных представлений о средствах актёрской выразительности, а также развитие артистических навыков.

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усвояемые».

В. А. Сухомлинский

Общеизвестно, что именно совместная театральная деятельность помогает развивать интересы и способности ребёнка, способствует общему развитию. Где, как не здесь, ребёнок может попробовать себя в роли режиссёра, актёра, музыканта, костюмера. Творчество – это спутник детского развития.

Основы творческой деятельности ребенка закладываются в дошкольном возрасте, они воплощаются в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, искренней передачи своих чувств. Так известный режиссер К. С. Станиславский советовали своим сотрудникам (актерам) учиться у детей, игра которых всегда отличается искренностью и правдой.

Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов.

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Театрализованная деятельность играет важную роль в воспитание детей, ведь соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр) дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями. Сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, индивидуальность, творчество.

Осуществляя программные задачи по музыкальному развитию на занятиях, праздниках, в развлечениях и других видах деятельности, я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием выполняют образные движения, любят песни, в которых изображены конкретные персонажи, и стремятся выразительно передавать их действия. Это навело меня на мысль – уделять больше внимания театрально – игровой деятельности и её роли в развитии музыкальных способностей детей. Музыка в играх – драматизациях, спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или слушают игру на различных музыкальных инструментах. Детям нравится самими обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомых литературных сюжетов. Театр превращается для них в настоящий праздник. Инсценировки, музыкальные спектакли, поставленные в детском исполнении, позволяют включить дошкольников в творческую работу над созданием образов отдельных персонажей. Параллельно проводится работа по совершенствованию певческих и двигательных навыков.

Реализуя программу музыкального развития в детском саду, можно выделить следующие задачи:

  1. Способствовать развитию личности ребенка средствами музыки.
  2. Совершенствовать процесс восприятия музыки детьми.
  3. Обогащать музыкально – слуховой опыт детей разнообразными впечатлениями.
  4. Развивать музыкально – сенсорные способности детей.
  5. Формировать элементарные знания теории музыки.
  6. Развивать музыкально творчество детей.

Можно выделить три главные музыкальные способности, которые лежат в основе музыкальности:

  1. Ладно-высотное чувство
  2. Способность к слуховым представлениям (основа внутреннего слуха)
  3. Музыкально-ритмическое чувство

Наличие этих главных музыкальных способностей позволяет человеку продуктивно заниматься музыкальной деятельностью.

Ладовое чувство, слуховые представления и ритмическое чувство, дети, в силу возрастных психических особенностей проявляют не в равной степени. Эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки у них проявляется, но он длительное время имеет общий характер. Лишь позднее проявляется умение чувствовать мажор и минор. Слуховые представления высоты особенно успешно формируются, если их упражнять в условиях ладовой настройки. Вот почему имеет смысл отметить две основные музыкальные способности: ладно – высотный слух и чувство ритма. Понятие музыкальности у детей в связи с их деятельностью подразумевает:

- способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа в его развитии) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности);

- исполнительские способности (чистота певческих интонаций, правильное звукообразование;

- пластичность, изящность движений;

- согласованность игры на детских музыкальных инструментах);

- способности, проявляющиеся в творческом воображении при восприятии музыки, в песенных, музыкально – игровых, танцевальных импровизациях.

 Исполнительское мастерство присуще взрослому человеку. Но и детское исполнительство песен, танцев может отличаться индивидуальным почерком, т.к. ребенок стремится выразить свое отношение, свои чувства.

Дети способны к продуктивному творчеству. Это импровизации песенных мелодий, инсценировки, музыкальные игры – драматизации, построение легких танцев, придумывание несложных мотивов ритмических попевок при игре на различных музыкальных инструментах.         

Формируя детское музыкальное творчество, мы позаботились о создании условий для этого. В музыкальном зале есть проигрыватель, магнитофон, записи и пластинки для слушания, музыкальная лесенка, фланелеграф. Иногда творческие музыкальные способности проявляются у тех детей, от которых их не ожидаешь. Так получилось с Юлей Л., у девочки тихий голос, но хороший слух, по характеру она робкая. Оказалось, что у нее яркие творческие способности. Практика моей работы показала: как только повышается качество певческих навыков, улучшаются двигательные возможности, так поднимается уровень творческих действий детей. Занимаясь театрализованной деятельностью с детьми младшей группы, я работаю над инсценировкой песен, в которых, заключено какое – то действие. Этот вид деятельности очень нравится детям. Например, «Цыплята» Филиппенко; «Заинька» Красева; «Кошка» Александрова и др. Образные действия помогают ребенку лучше интонировать, подражая тому или иному персонажу, так как в этих песнях мелодические ходы близки мяуканью кошечки, лаю собачки, кудахтанью курочки и т. д.

Сложнее обстоит дело при передаче игрового образа, не продиктованного текстом, а переданного программной музыкой. Так, например, в старшей группе при прослушивании пьесы «Вся мохнатенька» В. Агафонникова предлагаю изображать кошку, аналогично в подготовительной группе на музыку Д. Кабалевского – клоунов и т.д. Вовремя инсценирования песен, стараюсь не прибегать к наглядному показу, а создаю словесную картинку, обсуждаем с детьми характер каждого образа, повадки животных (например, «Как у наших у ворот» русская народная песня).

На творчество немыслимо без предварительного накопления и освоения навыков исполнения выразительного движения. Поэтому предварительно я учу детей различать части произведения, останавливаться с окончанием музыки, менять движения с началом фразы. В разделе «Упражнения» разучиваю с детьми танцевальные движения. Активное усвоение детьми знаний, навыков – это тот необходимый опыт, при котором их творческое самовыражение получит полное развитие. В свою очередь творчество детей активизирует процесс обучения.

В процессе работы я убедилась, что достижению цели способствует умение создать у детей уверенность в своих силах. Так получилось при разучивании роли козлика, Виталиком С. Из подготовительной группы. Он был очень робким и стеснительным, боялся двигаться, петь, но я постоянно говорила ему: «Не бойся, у тебя все получится, ты поешь хорошо, покажи, что Козлик не боится Волка». И в процессе работы он преобразился, замечательно сыграл роль, с большим воодушевлением. То же могу сказать про девочку Сашу С., девочка очень капризная, часто недовольная, но как только получила роль Пчелки из сказки «Муха - Цокотуха», стала прислушиваться к моим советам и замечаниям детей. И теперь она у меня в творческой группе считается одной из лучших "актрис".

Хочу сказать, что наряду с известными русскими народными сказками, я ставлю и собственные сказки. Мною были поставлены сказки (по мотивам одноименных сказок): «Царевна Лягушка», «Красная Шапочка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Горохе и внучке его Горошинке» и другие, написанные мною сказки.

Хочу заметить, что роли, тексты я всегда учу с детьми сама. Мы вместе выбираем нужную интонацию, верный жест. Перед тем, как поставить сказку, я читаю ее детям, задаю вопросы, спрашиваю их мнение. Мы тщательно разбираем характеры героев, вспоминаем, в каких сказках они еще встречаются и как ведут себя в другой ситуации, т.е. ведется большая подготовительная работа. Затем дети сами выбирают себе роль, но мы договариваемся, что играть будет тот, у кого лучше получится, так иногда на одну роль претендует двое, трое детей. Дети с удовольствием входят в образ, знают слова героев от начала и до конца. Перед тем как выйти на сцену, мы с воспитателями гримируем артистов. Наши дети знакомы со словом грим и понимают, что это обязательно для создания образа.

Театр превращается для них в настоящий праздник. Дети очень ждут день выступления. Волнуются, если кто – то из родителей не может прийти. И когда родители смотрят спектакль, они порой очень удивляются, что их дети могут раскованно себя вести в роли героя. Мама Наташи К.  не узнала свою дочку в роли старика из сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Она узнала туфельки, но подумала, что их надели на другого ребенка, так как не подозревала о способностях, таившихся в ее девочке.

Детское исполнительство отличается своей индивидуальностью, так как ребенок, порой неожиданно выражает свое отношение и чувство к герою, которого играет. Через театрализацию у ребенка проявляется и крепнет творческое начало. Это и речевая культура, и память, и словарный запас, и движения под музыку, и песенное творчество, и ориентация в пространстве (ширма, сцена, настольный театр). Играя на сцене, дети раскрепощаются, они преодолевают свои комплексы, и начинают обретать чувство уверенности.

Многие родители часто обращаются ко мне за советом, консультацией. Мы обговариваем элементы костюмов, в какой театр пойти на детский спектакль, когда лучше отдать ребенка в музыкальную школу. У родителей много вопросов и я стараюсь каждому помочь.

Я работаю в тесном контакте с воспитателями, у нас общая цель и задачи. Мы советуемся, какой спектакль лучше поставить в данный отрезок времени, как заинтересовать того или иного ребенка. Воспитатели мои активные помощники. Мы создали фотоальбом «Наш театр», это интересно и родителям, и детям. И это замечательно! Дети растут ни по дням, а по часам!

Остановись мгновение, продлись

Ведь в мире все так быстротечно,

О сладкий миг, остановись

Пусть наши дети будут вечны!

Театральная деятельность детей не ограничивается только драматизациями. Они охотно и увлеченно играют в кукольный театр, превращая самые обычные игрушки в артистов. Охотно играют в пальчиковый театр. В каждой группе имеется арсенал одежды для ряженья, дети с удовольствием одевают наряды  во время игры, и сразу же преображаются: двигаются иначе, говорят, поют. И все это без всякого нажима со стороны взрослых. Они живут в своем мире…

   В наше время мы часто наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

  • недостаток учебного времени, общая загруженность педагогов;
  • приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остаётся вне этого вида деятельности;
  • недопонимание значения театрализованной деятельности для гармоничного развития ребёнка.

   Таким образом, преодоление такого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путём ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей.

План работы

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

- подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»;

- постановка целей и задач по данной теме;

- беседа «Что такое театр?»;

- консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности».

Октябрь

- изучение темы: «Ребенок в мире театра»;

- изготовление персонажей сказки «Курочка Ряба» для театрализованного представления;

- Беседа «Театр пальчиков»;

- представление по мотивам сказки «Курочка Ряба»;

- консультация: «Значение пальчиковой гимнастики в развитии речи»

Ноябрь

- создание картотеки настольных игр для работы с детьми;

- беседа «»;

- настольные игры «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»

- консультация «Трафареты и домашний театр»

Декабрь

- пополнение предметно-развивающей среды дисками с аудиозаписями из м/ф для театральных постановок;

- беседа «Что такое музыкальная сказка?»

- театральная постановка музыкальной сказки «Петя и волк» С. Прокофьева;

- беседы с родителями о необходимости посещения детьми спектаклей в местном театре;

Январь

- создание шаблонов из картона к сказке «Гуси-лебеди»;

- повторение сюжета сказки «Гуси-лебеди»;

- беседа «Что такое теневой театр?»

-показ теневого театра по мотивам сказки «Гуси-лебеди»;

- консультация «Театр теней»;

Февраль

- обогащение предметно-развивающей среды куклами (игрушками) для постановки кукольного театра;

- беседа «Что такое кукольный театр?»;

- совместная постановка с детьми кукольного представления «Колобок – недопечёный бок»

- консультация «Домашний кукольный театр»

Март

- провести анализ связи детского кинематографа и театра, на примере постановок музыкальных  сказок К. Чуковского «Муха-Цокотуха; «Голубой щенок» — мультипликационный фильм, режиссёра Ефима Гамбурга по одноимённой поэме Юрия Энтина, которая в свою очередь была написана по мотивам сказки венгерского писателя Дюлы Урбана «Щенок, с которым никто не дружил».

- беседа «Что такое инсценирование стихов и сказок?»;

- постановка с детьми музыкальных спектаклей «Муха-Цокотуха», «Голубой щенок»

- анкета для родителей «Поговорим о творчестве»;

Апрель

- изучение способов и приёмов, направленных на развитие навыков импровизации (ритмических, мелодических, пластических и т.д.)

- беседа «Что такое игра-импровизация?»;

- игра-импровизация «Мы автобус ожидали», «На все голоса»;

- консультация «Вокальная импровизация ребёнка»

Май

- самоанализ плана самообразования

- развлечение с детьми «Три поросёнка на новый лад»

- консультация «Музыкальное воспитание дошкольников».

Список используемой литературы:

1.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -Творческий центр,  2009.

3. Давыдов, В. Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям // Театр и образование: Сб.научных трудов. -М.1992.

4. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.-М., 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»

Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками по русской народной сказке «...

Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредставм театрализованной деятельности (из опыта работы)....