Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Алексеева Галина Васильевна

Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи. Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками по русской народной сказке «Теремок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_alekseeva_g.v.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Невского района

Методическая разработка:

«Развитие творческих способностей старших дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи посредством театрализованной деятельности».

Разработала:

Воспитатель ГБДОУ №92

Алексеева Г. В.

Санкт – Петербург

2022

Содержание:

  1. Введение.
  2. Цель и задачи работы со старшими дошкольниками по театрализованной деятельности.
  3. Содержание театрализованной деятельности со старшими дошкольниками.
  1. Предметно – развивающая среда в группе.
  2. Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.
  3. Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи по русской народной сказке «Теремок».
  1. Планируемые результаты работы по театрализованной деятельности.
  2. Используемая литература.

1. Введение

Дошкольное детство – это начало познания жизни, развитие человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребёнка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребёнка по пути познания мира во всём его разнообразии и осознания себя в этом мире, играя с ребёнком, и создавая ему все условия для его самостоятельной игры.

Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте способствует раскрытию личности ребёнка, его творческого потенциала. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу, заставляет сочувствовать и сопереживать персонажам и событиям. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образам позволяет педагогу через театрализованную деятельность позитивно влиять на ребёнка. Через театрализованную деятельность дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок осваивает богатство родного языка, его выразительные средства. В театрализованной игре формируется диалогическая речь, пополняется словарный запас, ребенок усваивает элементы речевого общения (мимика, жесты, интонации). Театрализованная деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, развивает интерес к художественной литературе, активизирует словарь, разговорную речь. Чем более развита речь у ребенка, тем шире его возможности познания. Дети подключаются к придумыванию и оформлению сказок, отображают их в изобразительную деятельность.

Размышляя над вопросом о развитии речи у дошкольников, сделала вывод о существенной значимости театрализованной деятельности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения и воспитания в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО:

- социально – коммуникативное развитие

- познавательное развитие

- речевое развитие

- художественно – эстетическое развитие

- физическое развитие.

Таким образом, считаю, что правильно спланированная и организованная работа по театрализованной деятельности с детьми в дошкольном учреждении помогает всестороннему развитию дошкольника.

2. Цель и задачи работы со старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи по театрализованной деятельности.

Цель: Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

- развитие у детей связной речи, речевого дыхания, расширение и обогащение словарного запаса, овладение выразительными средствами общения (темп, дикция, интонации, мимика, жесты).

- развитие у детей творческого воображения, фантазии, мышления, памяти.

- формирование навыков кукловождения, умения принимать на себя роль и действовать, строить монолог и диалог.

- обогащение знаний детей о театре, его видах, правилах поведения.

- воспитание нравственных качеств у детей: доброты, взаимопомощи, дружелюбия.

3. Содержание театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

3.1. Предметно – развивающая среда в группе.

Для достижения поставленной мною цели, эффективного решения задач, мною создана интересная, разнообразная, полифункциональная развивающая среда в группе. Оформлен уголок «Мир театра», включающий в себя:

- магнитофон, аудиозаписи русских народных сказок, детских произведений, песен),

- наглядные пособия: картотека пальчиковых игр, игр и упражнений для развития речевого дыхания, альбом мнемотаблиц, репродукции картин, альбом «Театр»,

- разные виды театра: настольный, пальчиковый, теневой, картонный, театр на фланелеграфе,

- атрибуты для организации театрализованных игр (декорации, элементы костюмов, шапочки – маски, платки, касса, билеты, афиша, куклы, игрушки животных),

- театральная ширма,

- лото, домино, кубики, настольные игры «Угадай сказку», «Расскажи сказку».

В работе с детьми по театрализованной деятельности необходимо создать условия, при которых жизнь воспитанников будет наполнена яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности детей.

3.2 Организация работы по театрализованной деятельности со старшими дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи.

Приоритетную роль в организации работы отвожу практическим методам (играм и игровым упражнениям). Игра способствует развитию психологических процессов у детей , развитию речи, движений. Использую творческие, дидактические, театральные, народные, подвижные игры.

Учитываю индивидуальные особенности воспитанников, дифференцированный подход (по возрасту, уровню подготовленности детей), технологию организации игры – драматизации Т. Сорокиной).

Расширению опыта ребёнка способствуют игры в театр «Встреча с куклой». Игра с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает хорошее настроение.

Ежедневной традицией в группе является чтение художественной литературы, разных детских произведений (сказки, прибаутки, стихи), слушание аудиозаписи русских народных сказок. После чтения дети анализируют поступки героев, придумывают продолжение сказок, рассказов, сочиняют загадки, выстаивают диалоги.

В работе использую элементы психогимнастики, упражнения на развитие речевого дыхания «Разные лица», «Превращения», «Обезьянки», «Лес», «Чудо – нос», «Подуй на листик», «Зайчик».

Учу детей переключаться с одного образа на другой, использовать мимику и жесты.

С детьми любим играть в хороводные и подвижные игры: «Паучок», «Мышеловка», «Весёлый бубен», «Теремок», «Угадай – ка», «Мы на луг ходили», «Тётя – весельчак», «Дед Мазай», «Медвежата», «Волк и козлята» и другие.

Для развития речи, общей и мелкой моторики использую игры с пальчиками, координацию речи с движением («Покатился колобок», «Солнышко», «Злая тучка»).

Чтобы создать радостное настроение использую образ «Бабушки рассказушки». Провожу игры – беседы, читаю сказки с показом театра, заучиваем с детьми стихи по мнемотаблицам.

Играя в сюжетно – ролевые игры дети творчески производят всё, что видят вокруг, передают свои чувства в изображаемом явлении, претворяют замысел, варьируют своё поведение в роли, используют предметы и заместители.

Организуя с детьми сюжетно – ролевые игры знакомлю детей с театром, правилами поведения в театре, профессиями, вношу новые атрибуты (билеты, афишу, декорации), учу выполнять разные роли («кассира», «контролера», «зрителя»).

Сюжетно – ролевые игры: «Идём в театр», «Покупаем билеты в кассе», «Театральная афиша», «Мы – артисты».

Приобретенный во время игры опыт, дошкольники успешно используют в самостоятельной деятельности. Знания, умения и навыки дети получают в процессе ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепке, аппликации, во время прогулок, в процессе различных игр.

Методическая разработка состоит из 3 частей.

В организационной части дети отгадывают загадки. Для детей был придуман мною сюрпризный момент с коробом. В коробе спрятаны герои русской народной сказки «Теремок». Заранее с детьми были изготовлены билеты в театр. «Кассир» - ребенок продает билеты в театр, работает театральная касса. По желанию выбираем «артистов» - персонажей сказки. Они за ширмой готовятся к выступлению.

В основной части игра – драматизация по русской народной сказке «Теремок».

Роль «Бабушки рассказушки» выбираю себе. Она рассказывает сказку, дети выполняют ролевые действия, ведут диалог.

В заключительной части дети – «Артист» читают стихотворение о дружбе, танцуют танец под песню «У друзей нет выходных» (Т. Залужная) (аудиозапись песни).

Использованы современные образовательные технологии; информационно – коммуникативная, игровая, здоровьесберегающая, ИКТ.

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей логопедических групп, для воспитателей.

3.3 Конспект совместной деятельности со старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи по русской народной сказке «Теремок».

Оборудование: короб, платок, фигурки животных, куклы, касса, билеты в театр, театральная афиша, ширма, аудиозапись песни, слайды сюжетных картин по сказке.

Цель: создать у детей радостное настроение, показать в игре – драматизации с помощью кукол образы героев сказки «Теремок». Побуждать у детей творческую активность.

Задачи:

Образовательные:

- овладение детьми навыками кукловождения, выразительными средствами общения (темп, интонации, жесты)

- развитие у детей творческих способностей.

Развивающие:

- развитие у детей связной речи, диалогической речи

- развитие памяти, воображения, мышления.

Воспитательные:

- воспитание дружелюбия, активности

- умение принимать на себя роль, действовать согласно образу.

Предварительная работа:

- чтение русской народной сказки «Теремок»

- беседа по содержанию

- д/и «Подскажи словечко», «Узнай по голосу», «Сосчитай»

- использование мнемотаблицы «Теремок»

- прослушивание аудиозаписи сказки

- просмотр мультфильма «Теремок»

- рисование по сказке «Герои сказки»

- настольный театр «Теремок»

- подвижные игры «Теремок», «Как-то мы в лесу гуляли»

- сюжетно – ролевая игра «Театр»

- знакомство с профессиями «Кассир», «Контролер»

- изготовление билетов для игры в театр.

Вводная часть.

Воспитатель:

Дети, у меня волшебный короб. Он откроется, если вы отгадаете загадки.

Воспитатель загадывает загадки.

Загадки:

Воспитатель:

- Летом на болоте вы её  найдёте.

Зелёная квакушка, кто это?

Дети: Лягушка

Воспитатель:

- Живёт в норке, грызёт корки.

Дети: Мышка

Воспитатель:

- Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки.

Живо угадай ка, кто же это?

Дети: Зайка

Воспитатель:

- Коль подолгу в брюхе пусто – на луну он воет грустно.

Дети: Волк

Воспитатель:

- Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый – краса. Как зовут её?

Дети: Лиса

Воспитатель:

- Зимой спит, летом ульи ворошит.

Дети: Медведь

Воспитатель: Из какой сказки эти герои?

Короб раскрылся. Появились куклы.

Воспитатель: Героев какой сказки вы увидели?

Дети: русской народной сказки «Теремок».

Воспитатель: Вы хотите поиграть в театр?

Воспитатель организует сюжетно - ролевую игру «Идём в театр».

Выбираю кассира, дети – зрители покупают билеты в театр. Чтобы купить билет, нужно вежливо спросить: «Дайте пожалуйста билет».

Воспитатель: Я буду контролером. Я проверяю билеты.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в театре.

Д/и «Можно – нельзя».

Цель: познакомить детей с правилами поведения в театре.

Кукла «Незнайка»

Вопросы:

- «Можно опаздывать на спектакль?»

- «Заходить в зрительный зал после третьего звонка?»

- «Бегать и кричать в фойе театра?»

- «Спокойно раздеться и помочь раздеться другу?»

- «Пройти к месту спиной к сидящим зрителям?»

- «Занять любое место в зрительном зале?»

-«Хрустеть, шуршать пакетом, шелестеть фантиками во время представления?»

- «Поблагодарить артистов аплодисментами?»

- «Когда закончился спектакль встать и самим без родителей пойти к выходу?»

Основная часть

Воспитатель: Артисты уже готовы. Зрители заняли свои места.

Я буду рассказывать сказку, я – «Бабушка рассказушка», надеваю платок.

Расскажу я вам ребятушки, сказочку.

Драматизация сказки

«Бабушка рассказушка»: «Стоит в поле теремок, теремок он не низок, не высок».

Бежит по полю мышка.

Мышка:

- Терем – теремок, кто в тереме живёт? Никто не отозвался. Стала мышка в теремочке жить.

Прискакала к терему лягушка - квакушка и спрашивает:

- Терем - теремок кто в тереме живет?

- Я, мышка - норушка, а ты кто?

- А я лягушка - квакушка.

- Иди ко мне жить! Стали они вдвоем жить.

«Бабушка рассказушка»:

- Бежит мимо зайчик - побегайчик. Остановился и спрашивает.

Зайчик – побегайчик: терем – теремок, кто в тереме живёт?

Лягушка:

- Иди к нам жить.

«Бабушка рассказушка»:

Стали они жить втроём.

Идёт мимо лисичка – сестричка, постучала в окошко и спрашивает:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайчик – побегайчик.

Зайчик:

- А ты кто?

Лиса:

- А я лисичка - сестричка.

Зайчик:

- Иди к нам жить!

«Бабушка рассказушка»:

Прибежал волк. Постучался в теремок.

Волк:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

Все:

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайчик – побегайчик.

- Я, лисичка – сестричка.

Лиса:

- А ты кто?

Волк:

- Я волчок – серый бочок.

Лиса:

- Ступай к нам жить.

«Бабушка рассказушка»:

- Волк влез в теремок. Стали они впятером жить.

Вот живут они все в теремке, песни поют.

Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни и заревел во всю мочь:

Медведь:

- Терем – теремок! Кто в тереме живёт?

Все:

- Я, мышка – норушка.

- Я, лягушка – квакушка.

- Я, зайчик – побегайчик.

- Я, лисичка – сестричка.

- Я, волчок – серый бочок.

Волк:

- А ты кто?

Медведь:

-А я медведь косолапый.

Волк:

-Иди к нам жить!

«Бабушка рассказушка»:

- Лез, лез – никак не мог влезть и говорит:

Медведь:

- Я лучше у вас на крыше поживу!

Все:

- Да ты нас раздавишь.

Медведь:

- Нет, не раздавлю.

«Бабушка рассказушка»:

Влез медведь на крышу и только уселся – раздавил теремок. Упал теремок и развалился.

Еле успели из него выскочить мышка – норушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок.

Все целы и невредимы.

Принялись они бревна носить, доски пилить.

Лучше прежнего теремок выстроили!

«Бабушка рассказушка»:

Вот и сказочке конец, а кто смотрел и слушал – молодец!

Заключительная часть

«Бабушка рассказушка» представляет артистов.

Аплодисменты зрителей.

Танец артистов.

Т. Залужная «У друзей нет выходных»

4. Планируемые результаты работы.

У детей появился интерес к театрализованной деятельности, все дети принимают активное участие в театрализации.

Речь детей обогатилась за счет новых слов. Расширился словарный запас, дети научились строить предложения, произношение стало более чётким и правильным.

Дети научились различать эмоциональное состояние героев сказок, анализировать поступки героев.

Научились играть в совместные игры, умеют распределять роли, проявляют активность, умеют выразительно передавать образы героев.

Дети овладели элементарными знаниями, умениями и навыками юного актера.

Особо важным считаю организацию сотрудничества с семьёй. Только при заинтересованности родителей, их личном примере работа по театрализованной деятельности с детьми будет успешной и плодотворной.

Считаю, что успешное решение задач по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность возможно при взаимодействии всех субъектов педагогического процесса (педагогов, детей, родителей).

Родители и дети познакомились с историей театра, его видами, правилами поведения в театре.

5. Используемая литература:

Агапова И. А. / Давыдова М. А. – «Театральные занятия и игры в детском саду» М. 2010.

Антипина Е. А. – «Кукольный театр в детском саду» СФЕРА, 2010.

Власенко О. П. – «Театр кукол и игрушек в ДОУ» Волгоград, 2012.

Маханева М. Д. – «Театрализованные занятия в детском саду» ТЦ СФЕРА, 2004.

Сорокина Н. Ф. – «Играем в кукольный театр»: Программа «Театр – творчество – дети» АРКТИ, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей старшей группы посредством театрализованной деятельности".

Развитие творческих способностей детей посредством театрализованной деятельнсти...

Методическая разработка " Развитие творческих способностей,умений и навыков детей дошкольного возраста в театрализованно- игровой деятельности".

Из опыта работы, рекомендации воспитателю по организации театрализованной деятельности в детском саду: приёмы,методы огранизации деятельности....

Методическая разработка «Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами нетрадиционного рисования»

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительнаядеятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечениемвсех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие вж...

Методическая разработка: «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем раньше начать развивать детское...

Методическая разработка "Развитие силовых способностей у детей с тяжелыми нарушениями речи"

Предложены упражнения и приемы по развитию силоввх способностей у  детей с тяжелыми нарушениями речи...