Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.
статья (подготовительная группа)
В статье предлагается обзор методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства. Данная методика ориентирована на создание условий для развития творческой активности детей, совершенствованию артистических навыков, приобщению детей к театральной культуре и развитию интереса к театрально-игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._opyt_raboty.docx | 15.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.
Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, продуктивная. Богатейшее поле для социального становления личности детей их эстетического развития, а также их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.
Театрализованная игра основана на драматизации литературных произведений, приспособленных для исполнения на сценической площадке. Это эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения. Создавая благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия, театрализованная игра способствует эмоциональному развитию: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осознают причины того или иного настроя.
Велико значение театрализованной игры и для речевого развития детей, которые постепенно совершенствуют построение диалогов и монологов, развивая выразительность речи. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы, обобщения, высказывания, незаметно активизируя свой словарь и звуковую сторону речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.
Основу театрализованной игры, как правило, составляет художественный текст (сказка, рассказ, стихотворение и пр.). Подбираются литературные произведении, имеющие нравственную направленность, характеристики гендерных отношений, наполненные толерантным содержанием, доступные пониманию дошкольников. Слушание текста, его восприятие предваряют игру. У детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. Художественное произведение не только знакомит ребёнка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но и позволяет выделить ему существенное, характерное в предмете, понять его художественный образ. В ходе беседы по содержанию внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали. Происходит более глубокое понимание идеи книги, осознание её художественной ценности, воспитывается интерес и любовь к литературе, театру, родному слову; ребёнок легче адаптируется в обществе, расширяется сфера его социального ориентирования, появляется умение вести себя в различных ситуациях с использованием полученных коммуникативных навыков.
Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, выражаемые в мимике, пантомимике ( пластике, походке), «вокальной мимике» ( интонации, тембре, дикции, ритме, вибрации голоса). Выразительное движение или действие способно не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его.
На первом этапе необходимо научить детей использовать театральные куклы, как опору для пересказа, вспоминая простые, знакомые им сказки («Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Царевна –Лягушка» «Морозко», «Три поросёнка»). Последовательность основных событий произведения передаётся пространственным расположением настольного театра. Дети обучаются приёмам кукловождения, выделению персонажей и обозначению атрибутов сказки заместителями, их самостоятельному выбору и распределению заместителей в пространстве. На этом этапе используется и пальчиковый театр.
На втором этапе необходимо научить детей самостоятельно использовать театральные куклы в соответствии с содержанием сказки, перевоплощаться в роль и рассказывать сказку по ролям. На данном этапе обучения активно используется кукольный театр, куклы бибабо. Дети совершенствуют действия с куклами и умения сочетать действия со словом. Второй этапе завершается пересказом с помощью кукольного театра, построенного детьми самостоятельно.
На третьем этапе необходимо научить детей распределять и перевоплощаться в роль, вести ролевой диалог, выполнять ролевые действия и тем самым связно передавать содержание сказки. Данный этап обучения завершается рассказыванием сказок детьми с помощью игр –драматизаций, показом самостоятельного умения принимать на себя роль, вести ролевой диалог, выполнять ролевые действия и тем самым связно рассказывать.
Воспитательный потенциал игр- драматизаций, основанных на литературных произведениях, обусловлен тем, что всё внимание детей концентрируется на процессе, который полностью поглощает их, заставляет жить моральными нормами.
Ребёнок активно участвует в происходящем, и роли, символы, ценности оживают, наполняясь эмоционально – чувственным содержанием. Ребёнку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его мыслями, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Одновременное обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц вызывает чувство сопричастности к ним, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир. Таким образом создаются благоприятные условия для формирования личности ребёнка, нравственности, умения дифференцировать добро и зло. Неоценима роль игры –драматизации и в развитии таких качеств, как смелость, уверенность в себе, находчивость, самостоятельность, активность, инициативность, креативность, гуманность.
Разыгрывая произведения и реализуя авторский замысел, дети учатся быть терпимыми друг к другу, собранными, внимательными, чтобы вовремя включиться в действие, подать свою реплику эмоционально и точно.
В театрализованной игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения с окружающими, а это в свою очередь, требует творческой активности личности, умения держать себя в обществе. Вся жизнь ребенка насыщена игрой. Каждый ребенок желает сыграть свою роль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.
Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...
План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-драматического искусства".
Цели, задачи: Знакомить детей с искусством театра.- Расширять представление об особенностях сценического искусства.- Развивать творческое воображение.- Обогащать музыкальные впечатления.- развивать ху...
План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...
«Развитие творческих способностей у детей средствами театрального искусства» Статья для педагогов
Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого перевоплощения и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом ...
«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»
Реферат "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...
Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.
Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности. Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать, что основной за...