«Развитие творческих способностей у детей средствами театрального искусства» Статья для педагогов
статья

Юлия Витальевна Батракова

   Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого перевоплощения и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психологические функции.

Основные цели развития творческих способностей у детей:

  1.  Приобщение к миру искусства.
  2. Развитие способности художественного видения мира.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения  образа, умения находить нужную логику действия роли, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях
  4.  Развитие художественно – творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №106 комбинированного вида

Невского района Санкт-Петербурга

 

«Развитие творческих способностей у детей средствами театрального искусства»

Статья для педагогов

 Автор:

 Музыкальный руководитель

   Батракова Юлия Витальевна

 

Санкт-Петербург

 2019

Творчество, его формирование и развитие - одна из интереснейших и таинственных проблем. Известно, что главное условие прогрессивного  развития  общества-человек, способный к творческому созиданию. Взрослый выступает не только в роли единственного источника знаний, сколько в роли «направляющего», задача которого – дать ребёнку реальную возможность овладеть разнообразными способами получения знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать личностью - свободной, разносторонне развитой, мыслящей способной адаптироваться к любым жизненным  обстоятельствам, не пасующей перед трудностями т. е. творческой личностью.

По мнению психологов и педагогов, детей следует как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий (Л.С. Выготский, Н. А. Ветлугина) Более того, некоторые исследователи указывают на необходимость органичной связи обучения и творчества, при этом творчество рассматривается как один из методов освоения учебного материала (Б.В. Астафьев, А.А. Никитин).

Общепризнано, что ни  один вид  искусства не оказывает на ребёнка такого всеобъемлющего, глубокого впечатления, не влияет так на формирование эмоциональной сферы его личности, как музыка. А когда она ещё соединена с пластикой, когда сливается с поэтическим словом, игрой, танцем, то есть когда мы обращаемся к театральному  искусству, то несомненно возможности как для гармоничного развития ребёнка, так и для развития творческих способностей, в частности, значительно расширяются.

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей средствами театрального искусства очевидна.

Очень интересна авторская программа «Театр творчество дети», разработанная Н.Ф. Сорокиной.

В ней впервые систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, обосновано распределение их в соответствии с психолого - педагогическими особенностями детей. Впервые научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения.

   Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого перевоплощения и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка, усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психологические функции.

Основные цели развития творческих способностей у детей:

  1.  Приобщение к миру искусства.
  2. Развитие способности художественного видения мира.
  3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения  образа, умения находить нужную логику действия роли, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях
  4.  Развитие художественно – творческих способностей.

Обучение детей на музыкальных занятиях повышает общий уровень эстетического развития и формирует их художественные интересы. Однако традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы  развития творческой личности. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его интересы и способности.

     Каждый ребёнок – это особый мир, поэтому всегда стараюсь разделить мысли и чувства малыша, его первые творческие радости и неудачи. Необходимо стараться «Не снизойти до ребёнка, а подняться до уровня его понимания», - как писал Я. Корчак, не ставить целью, заниматься дополнительно лишь с одарёнными детьми, а стараться изучить индивидуальные особенности каждого ребёнка и наметить пути его творческого развития.

Знакомить детей с различными видами театра лучше начинать с первой младшей группы. Малыши смотрят кукольные спектакли, музыкально – театрализованные представления по знакомым сказкам, которые показывают воспитатели и дети старшего возраста. Встреча с театром помогает малышам расслабиться, снять напряжение, воспитывает доброту, создаёт радостную атмосферу.

Во второй младшей группе  происходит следующая работа:  

  1. Пробуждение интереса к театрально – игровой  деятельности, создание необходимых условий для её проведения.
  2. Обучение детей технике управления куклами настольного театра, формирования умения  концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.
  3. Развитие речи детей с помощью кукольного театра:

Обогащение словаря (дети должны уметь называть предметы театрально – игрового оборудования, действия с ними), формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и чёткого произношения слов.

  1. Обучение детей выразительным движениям, адекватному эмоциональному реагированию: пониманию эмоционального состояния другого человека и умению выразить своё.
  2. Поощрение желания участвовать в импровизациях: диалоги действующих лиц  в хорошо знакомых сказках, песенные танцевальные импровизации на шумовых музыкальных инструментах. Развивать: память, внимание, мышление детей.

Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада, детьми из других групп.

Для усиления впечатлений можно использовать стихи в творческих этюдах:

Скачет зайка по лужайке
Скок – скок – скок,
Наколол зайчишка лапу
На сучок
Больно зайке, ой – ой – ой!
Не успеть теперь домой

Работа над этюдами развивает ребёнка, даёт ему необходимые навыки для участия в спектаклях. Дети второй младшей группы разыгрывают хорошо им знакомые сказки: «Колобок», «Рукавичка», «Волк и семеро козлят».  

Стремление ребёнка к сочинительству является потребностью души. Выдающийся советский психолог  Л. Выготский писал: «Творческие процессы лучше выражаются в играх детей. Играющие дети представляют пример самого подлинного, самого  настоящего творчества».

 Игра и драматизация в жизни ребёнка старшего дошкольного возраста тесно связаны между собой. Фантазии он стремится воплотить в живые образы и действия. Для детей старшего дошкольного возраста драматизация даёт  возможность проявить себя в различных видах творчества: песенном, танцевальном, игровом. В этом и заключается ценность детской театральной постановки.

Кроме мимических этюдов,  используются двигательные этюды. В этих этюдах детям нужно показать, как пляшут звери. Задача заключается в том, чтобы исполнить танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжесть и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность и так далее.

При этом на каждый образ подбирается народная плясовая мелодия соответствующего характера. Дети учатся не только образному перевоплощению, но и поиску дополнительных выразительных средств, «придумыванию» плясовых движений. Методика работы с этюдами состоит в следующем. Сначала дети слушают музыкальное произведение и определяют «о ком рассказывает музыка»: называют персонаж его действия и движения.  Затем пробуют воплотить в движении то, что «услышали в музыке».  Лучше использовать образные рассказы о том, или ином персонаже.

Кроме мимических и двигательных игр, этюдов,  есть речевые. Методы здесь разнообразны. Скороговорки, потешки и отдельные слова дети произносят с различными интонациями. Например:  «Шла  муха по стене, несла лапти на спине». Эту скороговорку можно произнести грустно, радостно, удивлённо, вопросительно. Можно спросить выделяя разные слова во фразе: «Шла муха по стене?», «Шла муха по стене», «Шла муха по стене». Для этого надо повысить голос на выделяемое слово. Интересна для ребят игра с язычком: (Язычок проснулся и выглянул из своего  домика). «Доброе утро!» (Язычок слегка показывается из полуоткрытого рта). «Сначала надо проверить, всё ли в порядке на улице?! (движение от одного уголка рта к другому). Теперь уберём в доме (активные движения язычком во рту, надо забраться в каждый уголочек). А теперь можно и поплясать!  (цоканье, щёлканье язычком, «болтушки»). Как поживает носик? (пытаемся достать нос кончиком язычка). Не достать? Не беда! Сходим в гости к бороде (опускаем язык как можно ниже). Язычок утомился, чтобы отдохнуть, он свернулся в трубочку  (попытаться сложить язычок трубочкой). Подобные игры укрепляют речевой аппарат, помогают работать над звукопроизношением.

Развитию театральной деятельности способствуют рисунки детей. После спектакля или праздничного утренника   дети рисуют героев спектакля, которые понравились или не понравились. В результате дети постепенно начинают оценивать не только сам образ (хороший – плохой), но и способы его театрального воплощения.

Дети старшей группы последовательно знакомятся с историей возникновения театра (драматического, балетного, оперного, кукольного)

У них формируется представление:

- о театре (его назначении, внешнем и внутреннем оформлении здания);

-о специфике актерского искусства;

- о различных театральных  профессиях  (гримёр, костюмер, танцор, декоратор, режиссёр,  художник);

-об особенностях подготовительной работы к спектаклю;

- о правилах поведения в театре.

С  детьми обсуждаются такие вопросы: Что делают в театре зрители? Кто распределяет роли между артистами? Кто шьёт для артистов костюмы? Кто рисует  декорации?  Как надо себя вести в театре? так далее. Разыгрываем этюды под названием «Театр». Эти этюды помогают не только развитию творческих способностей детей, но и формируют знания о театре.

В процессе беседы дети знакомятся  с классической музыкой. Дети слушают музыку

П. И. Чайковского, знакомятся с его творческим наследием. Это балет «Щелкунчик», «Лебединое озеро», опера Римского-Корсакова «Снегурочка», М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Именно с этих произведений  начинается путь малышей в прекрасный мир музыки.

Большое внимание уделяется развитию певческих навыков и умений. После первоначального ознакомления детей с песней, переходим к её разучиванию, проводится основная работа по развитию творческих навыков. Работая над звукообразованием,  дети учатся петь естественно – легко, звонко и напевно, т. е. тянуть звук. Напевность достигается за счёт протяжного пения гласных звуков: а, о, у, э, и. Для овладения навыков лёгкого, подвижного пения использую игровой приём (пение на дудочке: ду – ду – ду; звенят колокольчики: динь – динь- динь). Таким образом, у детей развивается умение произвольно менять характер звучания.

  Обучая детей дикции, их необходимо привлекать к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными и обращать внимание на артикуляцию губ, подвижность нижней челюсти. Здесь используется простой приём – произношение шёпотом или голосом  текста в ритме этой песне.

Это позволяет решать ряд воспитательных задач: развитию музыкальных способностей, совершенствования исполнительских навыков, расширения музыкального кругозора, развитию творческих задатков детей, формирования их общей культуры.

Выбор данной формы организации музыкальной деятельности детей предопределён социально – психологическими особенностями дошкольного возраста, обуславливающим интерес и потребности в игре. Нет нужды доказывать, что игра - одна из универсальных детских потребностей. Все остальные потребности в познании, приобретении необходимых навыков, общении и так далее – ребёнок приобретает через игру, играя познаёт мир. Нельзя не вспомнить глубокое замечание А. С Макаренко, который говорил что «вся детская жизнь должна быть игрой, игра должна наполнять каждую минуту».

Дети, театр и мир музыки – почти родственники.  И детям и музыкальному театру свойственно стремление к фантазиям, и конечно к игре.

К.С. Станиславский не раз повторял: «Дети – лучшие актёры».  

В человеке всегда заложено творческое начало, и важно уметь его развивать.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. -

     М.: ТЦ Сфера, 2006.

  1. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического воспитания. – М.: ТЦ Сфера,2010.
  2. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006.
  3. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.
  4. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.
  5. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  6. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. -  М.: ТЦ Сфера, 2001.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000.
  8. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. -  Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
  9. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...

План по самообразованию "Развитие творческих способностей у детей средствами кукольного театра".

Развитие творческих способностей у детей  средствами кукольного театра...

Анкета для родителей«Развитие творческих способностей у детей средствами театральной деятельности»

laquo;Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у мно...

«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»

Реферат  "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности. Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать,  что основной за...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

В статье предлагается обзор методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.  Данная методика ориентирована на создание условий для развития творч...