Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.
статья

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.

Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать,  что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят,  упражняются в творческом воображении и его воплощении».

 В.А.Сухомлинский: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных   открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» и др.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем

Актуальность состоит в следующем:

 

*Современному обществу требуются  творческие личности, способные активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа (преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости).

 

*Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные. А с помощью театрализации происходит развитие

эмоциональной сферы, глубоких переживаний и открытий, приобщение дошкольников к духовным ценностям, воспитание сочувствия персонажам, сопереживания разыгрываемым событиям.

 

*Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Формируется опыт социальных навыков поведения. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

*Благодаря театрализации, ребенок не только  познает мир, но и  выражает своё собственное отношение  к добру и  злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.  Поэтому цель развития творческих способностей детей дошкольного   возраста средствами  театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов ДОУ.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,  у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 

Цель: способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности

Задачи:

1.Формировать у дошкольников устойчивый интерес к театрализованным играм, простейшие образно-выразительные умения, умение действовать  с различными видами театров, передавая эмоциональное состояние героев.

 

2.Способствовать развитию у дошкольников познавательного интереса, творческой, коммуникативной инициативы, внимания, мышления, памяти с помощью театральной деятельности

 

3.Содействовать  включению родительской общественности в образовательный процесс группы.

 

Данный опыт работы предполагает реализацию ряда принципов и технологий

 

Принципы

Технологии

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младшего, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития
  2. Построение  образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  5. Сотрудничество Организации с семьей
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  1. Личностно – ориентированная (в центре внимания – личность ребенка, всегда выслушиваю и принимаю его точку зрения, если не прав, объясняю, как поступить верно. Учитываю индивид. Потребности каждого).
  2. Игровая (сюжетно-ролевые, театрализованные игры «Превратись в снежинку», «Путешествие в лес», дидактич.игры и упражнения «Кто в домике живет?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит» и т.д.)
  3. Проблемная (ставится проблемная задача «Как поступить, если что-то случилось», «Что делать в той или иной ситуации?»)
  4. Информационно – коммуникативная (презентации, виртуальные экскурсии в театры с помощью презентации)
  5. Развивающего обучения
  6. Здоровьесберегающие (утренняя гимнастика, беседы, дыхат., артикуляционная,  пальчиковая гимнастика, гимн для глаз, праздники, соревнования, логоритмические  упражнения; сказкотерапия, психогимнастика, релаксация)

 

Этапы реализации темы
1.Подготовительный

Цель подготовительного этапа -  повышение профессионального мастерства в вопросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности

Изучение методической литературы по теме работы, проведение анализа работ ведущих специалистов в данной области, выбор методическое обеспечение, подбор инновационных развивающих технологии. Подбор программно-методического обеспечения; составление перспективного плана работы с дошкольниками по теме,  план взаимодействия с родителями и с социумом.

На   диагностическом этапе работы подобрана диагностика, необходимая для решения поставленных задач.

 

1. для оценки ЗУН использована диагностика по методике Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович  «Театр – творчество - дети»;

-вопросник  на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (в задачах по театральным играм)

 

  1. Для мониторинга личностных качеств дошкольников использована Диагностика Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе»

 

  1. Анкетирование родителей проводилось в форме доверительной беседы по вопросам развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности, а также по вопросам взаимодействия детского сада и семьи.

Диагностики проводились  путем наблюдений за ребенком, бесед, и. анкетирование родителей.

 

Основной этап

Цель этапа - способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности.

Направления работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с социумом

1. Развитие воображения;

2. Развитие мышления;

3. Формирование качеств творческой личности;

4. Формирование культуры общения, поведения, чувств.

5. Знакомство с различными видами театров.

  1. Познавательное (общие и групповые собрания, консультации, индивидуальные беседы, выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями; открытые НОД, совместное создание предметно-развивающей среды; телефон доверия, утренние приветствия)
  2. Информационно – аналитическое (анкетирование)
  3. Наглядно – информационное (родительский уголок, папка – передвижка, объявления,  фотовыставки, выпуск газет)
  4. Досуговое (праздники,  развлечения)
  1. Участие в конкурсах
  2. Просмотр спектаклей
  3. Развлечения, досуги
  4. Выступления

 

Формы работы с дошкольниками

 

  • НОД,

 

 

  • беседы,

 

 

  • наблюдение,

 

 

игровая деятельность

 

чтение и обсуждение произведений и спектаклей

 

  • оформление выставок,

 

 

  • участие в конкурсах,

 

 

  • продуктивная деятельность,

 

 

  • праздники и развлечения,
  •  

 

  • инсценировка сказок (отрывков)

 

 

 

Работа над темой наиболее эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации темы по развитию творческих способностей дошкольников. Так как воспитанники ещё маленькие, то и форм работы с социумом было немного.

4.Оценочно-результативный этап

 

Для определения результата работы над темой были проведены вышеназванные диагностики. Диагностики проводились  с помощью наблюдений за дошкольниками, бесед,  анкетирования, опросов родителей.

Для анкетирования родителей были предложены следующие вопросы:

1.Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?

2.Знаете ли вы о воспитательных, развивающих и обучающих  возможностях мероприятий, связанных с театром?

3.Известно ли вам значение логоритмических игр и упражнений?

4. Устраиваете ли Вы вместе с ребенком театрализованные представления на домашних праздниках?

5.Положительно ли вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?      

6.Готовы ли Вы принять участие в театрализованном представлении вместе с вашим чадом в нашем детском саду?

7.Обсуждаете ли вы с ребенком предметы искусства, фильмы, мультфильмы, прочитанные произведения?

8.Способствуете ли вы использованию ребенком средств выразительности речи?

 

Анкетирование родителей выявило  отношение их к театру  как виду искусства и оценку их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей.

 

Результаты работы

 

-воспитанниками освоена позиция «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досматривать и дослушивать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»);

-проявляется первичное становление позиции «артист» (дети умеют  использовать некоторые средства выразительности: жесты, мимику, движения, силу тембра голоса, темп речи для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» фигурку героя в театрализованной игре);

-дети умеют вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

-умеют взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться,  использовать привлекательные роли по очереди и т.д. 

-постепенно дети включаются в процесс совместных со взрослым импровизаций;

 

-развита творческая, коммуникативная инициатива: у детей развивается желание участвовать в играх-драматизациях,  принимать активное  участие   в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях;

 

-активное участие  родительской общественности  в подготовке театрализованных мероприятий (заучивание стихов, создание реквизитов, оформление декораций), повышение компетентности родителей в опросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.

Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать,  что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят,  упражняются в творческом воображении и его воплощении».

 В.А.Сухомлинский: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных   открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» и др.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем

Актуальность состоит в следующем:

 

*Современному обществу требуются  творческие личности, способные активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа (преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости).

 

*Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные. А с помощью театрализации происходит развитие

эмоциональной сферы, глубоких переживаний и открытий, приобщение дошкольников к духовным ценностям, воспитание сочувствия персонажам, сопереживания разыгрываемым событиям.

 

*Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Формируется опыт социальных навыков поведения. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

*Благодаря театрализации, ребенок не только  познает мир, но и  выражает своё собственное отношение  к добру и  злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.  Поэтому цель развития творческих способностей детей дошкольного   возраста средствами  театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов ДОУ.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,  у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 

Цель: способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности

Задачи:

1.Формировать у дошкольников устойчивый интерес к театрализованным играм, простейшие образно-выразительные умения, умение действовать  с различными видами театров, передавая эмоциональное состояние героев.

 

2.Способствовать развитию у дошкольников познавательного интереса, творческой, коммуникативной инициативы, внимания, мышления, памяти с помощью театральной деятельности

 

3.Содействовать  включению родительской общественности в образовательный процесс группы.

 

Данный опыт работы предполагает реализацию ряда принципов и технологий

 

Принципы

Технологии

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младшего, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития
  2. Построение  образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  5. Сотрудничество Организации с семьей
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  1. Личностно – ориентированная (в центре внимания – личность ребенка, всегда выслушиваю и принимаю его точку зрения, если не прав, объясняю, как поступить верно. Учитываю индивид. Потребности каждого).
  2. Игровая (сюжетно-ролевые, театрализованные игры «Превратись в снежинку», «Путешествие в лес», дидактич.игры и упражнения «Кто в домике живет?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит» и т.д.)
  3. Проблемная (ставится проблемная задача «Как поступить, если что-то случилось», «Что делать в той или иной ситуации?»)
  4. Информационно – коммуникативная (презентации, виртуальные экскурсии в театры с помощью презентации)
  5. Развивающего обучения
  6. Здоровьесберегающие (утренняя гимнастика, беседы, дыхат., артикуляционная,  пальчиковая гимнастика, гимн для глаз, праздники, соревнования, логоритмические  упражнения; сказкотерапия, психогимнастика, релаксация)

 

Этапы реализации темы
1.Подготовительный

Цель подготовительного этапа -  повышение профессионального мастерства в вопросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности

Изучение методической литературы по теме работы, проведение анализа работ ведущих специалистов в данной области, выбор методическое обеспечение, подбор инновационных развивающих технологии. Подбор программно-методического обеспечения; составление перспективного плана работы с дошкольниками по теме,  план взаимодействия с родителями и с социумом.

На   диагностическом этапе работы подобрана диагностика, необходимая для решения поставленных задач.

 

1. для оценки ЗУН использована диагностика по методике Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович  «Театр – творчество - дети»;

-вопросник  на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (в задачах по театральным играм)

 

  1. Для мониторинга личностных качеств дошкольников использована Диагностика Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе»

 

  1. Анкетирование родителей проводилось в форме доверительной беседы по вопросам развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности, а также по вопросам взаимодействия детского сада и семьи.

Диагностики проводились  путем наблюдений за ребенком, бесед, и. анкетирование родителей.

 

Основной этап

Цель этапа - способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности.

Направления работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с социумом

1. Развитие воображения;

2. Развитие мышления;

3. Формирование качеств творческой личности;

4. Формирование культуры общения, поведения, чувств.

5. Знакомство с различными видами театров.

  1. Познавательное (общие и групповые собрания, консультации, индивидуальные беседы, выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями; открытые НОД, совместное создание предметно-развивающей среды; телефон доверия, утренние приветствия)
  2. Информационно – аналитическое (анкетирование)
  3. Наглядно – информационное (родительский уголок, папка – передвижка, объявления,  фотовыставки, выпуск газет)
  4. Досуговое (праздники,  развлечения)
  1. Участие в конкурсах
  2. Просмотр спектаклей
  3. Развлечения, досуги
  4. Выступления

 

Формы работы с дошкольниками

 

  • НОД,

 

 

  • беседы,

 

 

  • наблюдение,

 

 

игровая деятельность

 

чтение и обсуждение произведений и спектаклей

 

  • оформление выставок,

 

 

  • участие в конкурсах,

 

 

  • продуктивная деятельность,

 

 

  • праздники и развлечения,
  •  

 

  • инсценировка сказок (отрывков)

 

 

 

Работа над темой наиболее эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации темы по развитию творческих способностей дошкольников. Так как воспитанники ещё маленькие, то и форм работы с социумом было немного.

4.Оценочно-результативный этап

 

Для определения результата работы над темой были проведены вышеназванные диагностики. Диагностики проводились  с помощью наблюдений за дошкольниками, бесед,  анкетирования, опросов родителей.

Для анкетирования родителей были предложены следующие вопросы:

1.Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?

2.Знаете ли вы о воспитательных, развивающих и обучающих  возможностях мероприятий, связанных с театром?

3.Известно ли вам значение логоритмических игр и упражнений?

4. Устраиваете ли Вы вместе с ребенком театрализованные представления на домашних праздниках?

5.Положительно ли вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?      

6.Готовы ли Вы принять участие в театрализованном представлении вместе с вашим чадом в нашем детском саду?

7.Обсуждаете ли вы с ребенком предметы искусства, фильмы, мультфильмы, прочитанные произведения?

8.Способствуете ли вы использованию ребенком средств выразительности речи?

 

Анкетирование родителей выявило  отношение их к театру  как виду искусства и оценку их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей.

 

Результаты работы

 

-воспитанниками освоена позиция «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досматривать и дослушивать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»);

-проявляется первичное становление позиции «артист» (дети умеют  использовать некоторые средства выразительности: жесты, мимику, движения, силу тембра голоса, темп речи для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» фигурку героя в театрализованной игре);

-дети умеют вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

-умеют взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться,  использовать привлекательные роли по очереди и т.д. 

-постепенно дети включаются в процесс совместных со взрослым импровизаций;

 

-развита творческая, коммуникативная инициатива: у детей развивается желание участвовать в играх-драматизациях,  принимать активное  участие   в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях;

 

-активное участие  родительской общественности  в подготовке театрализованных мероприятий (заучивание стихов, создание реквизитов, оформление декораций), повышение компетентности родителей в опросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.

Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать,  что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят,  упражняются в творческом воображении и его воплощении».

 В.А.Сухомлинский: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных   открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству» и др.

Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем

Актуальность состоит в следующем:

*Современному обществу требуются  творческие личности, способные активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем. Театральная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа (преодоление робости, неуверенности в себе, застенчивости).

*Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но они значительно реже восхищаются и удивляются, равнодушны ко всему, интересы их ограниченны, игры однообразные. А с помощью театрализации происходит развитие

эмоциональной сферы, глубоких переживаний и открытий, приобщение дошкольников к духовным ценностям, воспитание сочувствия персонажам, сопереживания разыгрываемым событиям.

*Театрально – игровая деятельность дает возможность развивать способности каждого ребёнка, формировать его творческое воображение, коммуникативные навыки. Формируется опыт социальных навыков поведения. Театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого и речевого развития способностей детей, так как в них особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

*Благодаря театрализации, ребенок не только  познает мир, но и  выражает своё собственное отношение  к добру и  злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.  Поэтому цель развития творческих способностей детей дошкольного   возраста средствами  театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов ДОУ.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа,  у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном.

 

Цель: способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности

Задачи:

1.Формировать у дошкольников устойчивый интерес к театрализованным играм, простейшие образно-выразительные умения, умение действовать  с различными видами театров, передавая эмоциональное состояние героев.

2.Способствовать развитию у дошкольников познавательного интереса, творческой, коммуникативной инициативы, внимания, мышления, памяти с помощью театральной деятельности

3.Содействовать  включению родительской общественности в образовательный процесс группы.

Данный опыт работы предполагает реализацию ряда принципов и технологий

Принципы

Технологии

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младшего, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития
  2. Построение  образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником образовательных отношений
  4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности
  5. Сотрудничество Организации с семьей
  6. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
  7. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности
  8. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)
  1. Личностно – ориентированная (в центре внимания – личность ребенка, всегда выслушиваю и принимаю его точку зрения, если не прав, объясняю, как поступить верно. Учитываю индивид. Потребности каждого).
  2. Игровая (сюжетно-ролевые, театрализованные игры «Превратись в снежинку», «Путешествие в лес», дидактич.игры и упражнения «Кто в домике живет?», «Узнай по голосу», «Кто как кричит» и т.д.)
  3. Проблемная (ставится проблемная задача «Как поступить, если что-то случилось», «Что делать в той или иной ситуации?»)
  4. Информационно – коммуникативная (презентации, виртуальные экскурсии в театры с помощью презентации)
  5. Развивающего обучения
  6. Здоровьесберегающие (утренняя гимнастика, беседы, дыхат., артикуляционная,  пальчиковая гимнастика, гимн для глаз, праздники, соревнования, логоритмические  упражнения; сказкотерапия, психогимнастика, релаксация)

Этапы реализации темы
1.Подготовительный

Цель подготовительного этапа -  повышение профессионального мастерства в вопросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности

Изучение методической литературы по теме работы, проведение анализа работ ведущих специалистов в данной области, выбор методическое обеспечение, подбор инновационных развивающих технологии. Подбор программно-методического обеспечения; составление перспективного плана работы с дошкольниками по теме,  план взаимодействия с родителями и с социумом.

На   диагностическом этапе работы подобрана диагностика, необходимая для решения поставленных задач.

1. для оценки ЗУН использована диагностика по методике Н.Ф.Сорокиной, Л.Г. Миланович  «Театр – творчество - дети»;

-вопросник  на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы (в задачах по театральным играм)

  1. Для мониторинга личностных качеств дошкольников использована Диагностика Коротковой Н.А., Нежнова П.Г. «Отслеживание развития ребенка – дошкольника в образовательном процессе»

  1. Анкетирование родителей проводилось в форме доверительной беседы по вопросам развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности, а также по вопросам взаимодействия детского сада и семьи.

Диагностики проводились  путем наблюдений за ребенком, бесед, и. анкетирование родителей.

Основной этап

Цель этапа - способствовать развитию творческих способностей младших дошкольников в театральной деятельности. 

Направления работы

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с социумом

1. Развитие воображения;

2. Развитие мышления;

3. Формирование качеств творческой личности;

4. Формирование культуры общения, поведения, чувств.

5. Знакомство с различными видами театров.

  1. Познавательное (общие и групповые собрания, консультации, индивидуальные беседы, выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями; открытые НОД, совместное создание предметно-развивающей среды; телефон доверия, утренние приветствия)
  2. Информационно – аналитическое (анкетирование)
  3. Наглядно – информационное (родительский уголок, папка – передвижка, объявления,  фотовыставки, выпуск газет)
  4. Досуговое (праздники,  развлечения)
  1. Участие в конкурсах
  2. Просмотр спектаклей
  3. Развлечения, досуги
  4. Выступления

Формы работы с дошкольниками

  • НОД,

  • беседы,

  • наблюдение,

игровая деятельность

чтение и обсуждение произведений и спектаклей

  • оформление выставок,

  • участие в конкурсах,

  • продуктивная деятельность,

  • праздники и развлечения,

  • инсценировка сказок (отрывков)

Работа над темой наиболее эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители являются активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду.

Только с привлечением всех участников образовательного процесса – педагогов, родителей, учреждений социума можно говорить об успешной реализации темы по развитию творческих способностей дошкольников. Так как воспитанники ещё маленькие, то и форм работы с социумом было немного.

4.Оценочно-результативный этап

Для определения результата работы над темой были проведены вышеназванные диагностики. Диагностики проводились  с помощью наблюдений за дошкольниками, бесед,  анкетирования, опросов родителей.

Для анкетирования родителей были предложены следующие вопросы:

1.Посещаете ли вы со своим ребёнком театр, кинотеатр?

2.Знаете ли вы о воспитательных, развивающих и обучающих  возможностях мероприятий, связанных с театром?

3.Известно ли вам значение логоритмических игр и упражнений?

4. Устраиваете ли Вы вместе с ребенком театрализованные представления на домашних праздниках?

5.Положительно ли вы относитесь к тому, что в детский сад приезжают выступать артисты цирка, театра?      

6.Готовы ли Вы принять участие в театрализованном представлении вместе с вашим чадом в нашем детском саду?

7.Обсуждаете ли вы с ребенком предметы искусства, фильмы, мультфильмы, прочитанные произведения?

8.Способствуете ли вы использованию ребенком средств выразительности речи?

Анкетирование родителей выявило  отношение их к театру  как виду искусства и оценку их мнения о том, какое влияние театр оказывает на воспитание детей.

Результаты работы

-воспитанниками освоена позиция «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досматривать и дослушивать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»);

-проявляется первичное становление позиции «артист» (дети умеют  использовать некоторые средства выразительности: жесты, мимику, движения, силу тембра голоса, темп речи для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно «вести» фигурку героя в театрализованной игре);

-дети умеют вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого;

-умеют взаимодействовать друг с другом; играть дружно, не ссориться,  использовать привлекательные роли по очереди и т.д.  

-постепенно дети включаются в процесс совместных со взрослым импровизаций;

-развита творческая, коммуникативная инициатива: у детей развивается желание участвовать в играх-драматизациях,  принимать активное  участие   в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях;

-активное участие  родительской общественности  в подготовке театрализованных мероприятий (заучивание стихов, создание реквизитов, оформление декораций), повышение компетентности родителей в опросе развития творческих способностей дошкольников средствами театральной деятельности

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музы...

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

Анкета для родителей«Развитие творческих способностей у детей средствами театральной деятельности»

laquo;Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у мно...

«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»

Реферат  "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

В статье предлагается обзор методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.  Данная методика ориентирована на создание условий для развития творч...