Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.
методическая разработка (старшая группа) по теме

Глушко Валентина Викторовна

       Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, продуктивная. Богатейшее поле для социального становления личности детей их эстетического развития, а также их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5- 7 лет ( старшая, подготовительная группы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

       Для социального становления личности ребенка и его эстетического развития огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – коммуникативная, музыкально-художественная, игровая, продуктивная. Богатейшее поле для социального становления личности детей их эстетического развития, а также их творческих способностей представляет театрализованная деятельность.

       Театрализованная игра основана на драматизации литературных произведений, приспособленных для исполнения на сценической площадке. Это эффективное средство социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения. Создавая благоприятные условия для развития чувства партнёрства и освоения способов позитивного взаимодействия, театрализованная игра способствует эмоциональному развитию: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осознают причины того или иного настроя.

     Велико значение театрализованной игры и для речевого развития детей, которые постепенно совершенствуют построение диалогов и монологов, развивая выразительность речи. Умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы, обобщения, высказывания, незаметно активизируя свой словарь и звуковую сторону речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться.

       Основу театрализованной игры, как правило, составляет художественный текст (сказка, рассказ, стихотворение и пр.). Подбираются литературные произведении, имеющие нравственную направленность, характеристики гендерных отношений, наполненные толерантным содержанием, доступные пониманию дошкольников. Слушание текста, его восприятие предваряют игру. У детей возникает особый вид познания в форме эмоциональных образов. Художественное произведение не только знакомит ребёнка с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но и позволяет выделить ему существенное, характерное в предмете, понять его художественный образ. В ходе беседы по содержанию внимание детей заостряется на том, что делали персонажи, как делали, почему так делали. Происходит более глубокое понимание идеи книги, осознание её художественной ценности, воспитывается интерес и любовь к литературе, театру, родному слову; ребёнок легче адаптируется в обществе, расширяется сфера его социального ориентирования, появляется умение вести себя в различных ситуациях с использованием полученных коммуникативных навыков.

         Для театральной исполнительской деятельности характерны непроизвольная и произвольная эмоциональная экспрессия и эмоциональные действия, выражаемые в мимике, пантомимике ( пластике, походке), «вокальной мимике» ( интонации, тембре, дикции, ритме, вибрации голоса). Выразительное движение или действие способно  не только выражать уже сформированное переживание, но и совершенствовать его.    

        На первом этапе необходимо научить детей использовать театральные куклы, как опору для пересказа, вспоминая простые, знакомые им сказки («Теремок», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Царевна –Лягушка» «Морозко», «Три поросёнка»). Последовательность основных событий произведения передаётся пространственным расположением настольного театра. Дети обучаются приёмам кукловождения, выделению персонажей и обозначению атрибутов сказки заместителями, их самостоятельному выбору и распределению заместителей в пространстве. На этом этапе используется и пальчиковый театр.

       На втором этапе необходимо научить детей самостоятельно использовать театральные куклы в соответствии с содержанием сказки, перевоплощаться в роль и рассказывать сказку по ролям. На данном этапе обучения активно используется кукольный театр, куклы бибабо. Дети совершенствуют действия с куклами и умения сочетать действия со словом. Второй этапе завершается пересказом с помощью кукольного театра, построенного детьми самостоятельно.

      На третьем этапе необходимо научить детей распределять и перевоплощаться в роль, вести ролевой диалог, выполнять ролевые действия и тем самым связно передавать содержание сказки. Данный этап обучения завершается рассказыванием сказок детьми с помощью игр –драматизаций, показом самостоятельного умения принимать на себя роль, вести ролевой диалог, выполнять ролевые действия и тем самым связно рассказывать.
    Воспитательный потенциал игр- драматизаций, основанных на литературных произведениях, обусловлен тем, что всё внимание детей концентрируется на процессе, который полностью поглощает их, заставляет жить моральными нормами.

Ребёнок активно участвует в происходящем, и роли, символы, ценности оживают, наполняясь эмоционально – чувственным содержанием. Ребёнку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, проникнуться его мыслями, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. Одновременное обсуждение  событий, поступков, характеров действующих лиц вызывает чувство сопричастности к ним, побуждает детей пристально всматриваться в окружающий мир. Таким образом создаются благоприятные условия для формирования личности ребёнка, нравственности, умения дифференцировать добро и зло. Неоценима роль игры –драматизации и в развитии таких качеств, как смелость, уверенность в себе, находчивость, самостоятельность, активность, инициативность, креативность, гуманность.

       Разыгрывая произведения и реализуя авторский замысел, дети учатся быть терпимыми друг к другу, собранными, внимательными, чтобы вовремя включиться в действие, подать свою реплику эмоционально и точно.

       Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5- 7 лет ( старшая, подготовительная группы).

   Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

     Задачи:

   1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

   2. Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых ( постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ГБДОУ, организация выступлений старших групп перед младшими, организация домашнего семейного театра),

   3, Обучить детей приёмам манипуляции в кукольных театрах различных видов.

   4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образов, а также их исполнительских умений.

    5. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров ( кукольный, драматический, музыкальный, детский, и др).

    6. Приобщать детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знание детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театрализованной терминологии, театрах города Санкт – Петербурга.

    7. Развивать интерес к театрально –игровой деятельности.

 

      Программа предполагает  проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 25 - минут старшая группа, 30 минут – подготовительная группа.

   Программа составлена с учётом межпредметных связей по направлениям:

1. «Познавательно- речевое», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм театрализованной деятельности (театрализованных игр, праздниках – развлечениях, в повседневной жизни, в самостоятельной театрализованной деятельности). Познают явления общественной жизни, предметы ближайшего окружения, природные явления, что послужит материалом, входящим в содержание театрализованных игр и упражнений. Ведётся работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, потешек, чистоговорок; развивается чёткая ясная дикция.

2. « Художественно –эстетическое», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля; учатся рисовать по сюжету спектакля или отдельных его персонажей, выполнять аппликативные работы, декоративно – прекладные.

    Учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное её содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя и его образ, учатся через танцевальные движения передавать образ какого – либо героя, его характер, настроение.

3. «Социально – личностное», где дети, учатся своими руками изготавливать персонажей для обыгрывания различных видов театров; афиши и декорации для спектаклей. Обыгрывают спектакли.

 

   



Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                           

Примерное содержание работы по программе: «Театрализованная деятельность в детском саду»    (для детей 5 – 6 лет)

Направления

работы.

Сроки

проведения

Познавательно – речевое

Социально-

личностное.

Художественно

-эстетическое

Физиче-

ское развитие

Сентябрь

Проект: русская народная сказка «Терем – теремок»

Ознакомление с художественной литературой: чтение и пересказ русской народной сказки «Терем – теремок». Задачи: прививать детям любовь к чтению, к произведениям русского народного творчества.

Речевая зарядка:

«Найдите самые красивые слова» 

развивать умение

анализировать произведение.

Конструирование:

«Теремок»

Задачи: учить детей договариваться о том, что они будут строить, распределять между собой материалы, согласовывать действия и совместными действиями достигать результата. Воспитывать уважение к труду строителей.

Ручной труд: изготовление «Театра медалей» -

учить изготав-

ливать

из бросового материа-

ла игрушки для

театра.

Обыгрывание театра медалей

«Теремок»

Задачи: развивать память, связную речь, диалогическую речь, формировать умения передавать содержание сказки по лицам.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Задачи: учить образовывать существительные с  уменьшительно –ласкательными суффиксами, правильно подбирать слова, подходящие для характеристики героев сказки.

Игра с пением песенки А. Филиппенко «Лягушки»

Задачи: формировать устойчивый интерес к музыке, эмоциональную отзывчивость. Учить детей выполнять движения в соответствии с текстом песни.

Подготовка к игре-драматизации:

«Сказка и экология»-

Почему у каждого героя сказки есть кличка –припевочка

Подвижная игра:

«Полевые мыши»

Задачи: учить детей подлезать под гимнастическую дугу

 правым и левым бо-

ком, не дотрагиваясь

до земли, сохранять равновесие и выпол-

нять выпрямление, поднимать руки вверх. Совершенствовать двигательную деятель-

ность детей.

Октябрь

Ознакомление с художественной литературой: чтение украинской народной сказки «Рукавичка».

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества.

Сравнение: чем отличаются, чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка».

 Беседа: «Театральная азбука»

Задачи: продолжать формировать представления детей о театре; познакомить с театром, его историей, устройством.

Игра- приключение «Волшебная палочка». (В сказку попала волшебная палочка, кому она помогла и что изменила). Развивать воображение, воспитывать добрые чувства, сопереживание.

Дидактическая игра

«Собери портрет героя сказки»

- формировать умение собирать из отдельных частей целое, развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Ручной труд:

«Театр из ко

робков» -

учить делать

из спичечных

коробков персонажей

 сказки «Те

ремок».

Обыгрывание те-

атра из коробков:

«Теремок».

Задачи: развивать свя-

зную речь,

 учить использовать раз

личные выразитель

ные средства, чтобы пере

дать образы персонажей.

Работа с книгой: рассматривание

иллюстраций к русской  народной сказке «Теремок», украинской сказке «Рукавичка». Задачи: предложить детям рассмотреть иллюстрации и рассказать, к каким сказкам они относятся; пересказать знакомые фрагменты сказок с опорой на иллюстрации. Учить выбирать средства выразительности, передающие характер образа.

Аппликация:

«Дары осени». «Угощения для жильцов теремка».

Задачи: развивать навыки выполнения аппликации нетрадиционными методами.

 Игра с пением песенки Н. Картушиной «Лесная зверобика». Задачи: учить

передавать особенности движения и повадок различных животных, проявлять оригинальность и самостоятельность в творчестве.

Игра малой подвиж-

ности «Делай как я»

Задачи: учить выпол-

нять движения герое

сказки по образцу

(один ребенок показ-

вает,

остальные повторяют).

Ноябрь

Ф.Э.М.П. «Сказка в символах»

Задачи: учить моделировать сюжет сказки с помощью развивающих игр

( блоки Дьенеша, математический планшет, палочки Кюизенера).

Игра – драматизация «Терем – теремок»

Задачи: учить  детей играть взятые  на себя роли, подбирать мимику, интонацию голоса, характерные для персонажа, свободно двигаться по пространству «сцены», понимать характеры героев сказки. Вызвать у детей положительные эмоции.

Ручной труд:

«Изготовление рекви-

зитов для спектакля»

Задачи: учить изгота-

вливать афи-

шу, билеты, дико-

рации.

Этюды на выразитель-

ность

движения по сказ-

ке, по желанию де-

тей.

Лепка рельефная:

«Одежда для героев сказки «Теремок»

Задачи: продолжать знакомить с техникой рельефной лепки.

Индивидуальное рисование «Украсим теремок для зверей».

Задачи: учить детей составлять узор из элементов хохломской росписи, правильно соблюдать цвета, сочетать элементы росписи, воспитывать эстетический вкус.

Игра с пением  «Теремок»

Задачи: учить детей передавать характерные повадки зверей, инсценировать содержание песни, выполнять игровые действия. Развивать музыкально – ритмическое чувство, способность переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность ритма, точно воспроизводить его.

Подвижная игра

 «Салки с ленточкой»

-продолжать учить

детей бегать по

площадке не

сталкиваясь,

уворачиваясь

 от водящего.

Декабрь

Проект: русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Беседа: «Театральная азбука»

Задачи: рассказать о театральных профессиях и видах театров. Познакомить с известными театрами нашего города. 

Ознакомление с художественной литературой: чтение и пересказ русской народной сказки «Заюшкина

избушка».

Задачи: пробуждать у детей интерес к художественной литературе, учить оценивать поступки героев, вызвать эмоциональный отклик на сказку.

Обыгрывание пальчикового театра по сюжету сказки «Заюшкина избушка»

Задачи: развивать сценическую речь (умение разговаривать голосом персонажа сказки), мелкую моторику пальцев рук.

Этюды на выразительность движений по сказке по желанию детей.

Аппликация из геометрических фигур разной величины «Дикие животные». 

Задачи:

закрепить умение вырезать овалы из бумаги, сложенной пополам, а треугольники, разрезая квадраты по диагонали.

Подвижная игра

 «Мороз».

Задачи: совершен

ствовать умение детей соблюдать правила

игры, следить за соответствием своих действий правилам, развивать ловкость,

 быстроту реакции.

Январь

Конструирование

«Избушка, теремок, дворец».

Задачи: продолжать учить детей строить дом, преобразовывать его( избушка, теремок, дворец)

Сооружать постройки, равные величине игрушки.

Ф.Э.М.П.  развивающая сказка «Заяц Степашка и злая колдунья». 

Задачи: закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, учить моделировать сказку с помощью развивающей игры «Математический планшет».

Конструирование

«Избушка, теремок, дворец».

Задачи: продолжать учить детей строить дом, преобразовывать его( избушка, теремок, дворец)

Сооружать постройки, Обыгрывание театра на ковролине: «Заюшкина избушка».

Задачи: предложить детям рассказать сюжет сказки с опорой на иллюстрации, обратить их внимание на особенности композиции сказки. Учить детей вести повествование от имени персонажей сказки, инсценировать диалоги.

 

Рисование

«Ледяная и лу-

бяная избушки»

Задачи:

учить рисовать

картинку по

сказке, переда-

вать характер-

ные особен-

ности избушки.

Песенное творчество;

работа с попевкой «Зайка,

 зайка, где бывал?», музыка

М. Скребковой, слова А. Шибицкой. Задачи: форми-

ровать у детей умение сочи-

нять окончания музыкаль-

ных фраз, отвечая на вопрос,

содержащейся в начале фра-

зы. Развивать эмоциональ-

ную отзывчивость на музы-

ку, музыкально –эстети-

ческое сознание.

Подвижная игра

 «Хитрая лиса».

Задачи: формиро-

вать у детей умение

менять по сигналу направление

движения, ловкость,

Способность концентрировать и переключать

 внимание.

Февраль

Беседа: «Избушка лубяная»

Задачи: продолжать знакомить детей с избой, рассказать, как её строили. Стимулировать интерес к русским традициям.

Конструирование:

«Мебель для заюшкиной избушки».

Задачи: учить детей использовать для реализации замысла свои представления о знакомых предметах мебели, их назначении, особенностях. Учить зрительно выделять основные части предметов, изготавливать их из деталей строительного набора.

Обыгрывание настольного –плоскостного театра «Заюшкина избушка»

Задачи:

учить детей использовать различные изобразительные средства, чтобы передать образы персонажей.

Этюды на выразительность сострадания «Плачущий зайчик»,

«Смелый петух».

Задачи: развивать сценическую речь,

пантомимические навыки. Воспитывать чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь товарищу

Ручной труд.

Задачи:

подготовка декорация для настольного театра.

Рисование

сюжетное

«Моя любимая

сказка» -

(по сказке «Заюш-

кина

избушка»

Задачи:

учить

передавать в

рисунке эпизоды

сказки; рисовать

героев сказки;

учить передавать

сюжет доступ-

ными

графическими

средствами.

Подвижная игра:

«Быстро в домик».

Задачи: упражнять

 детей в беге,

формировать умение согласовывать свои

действия со звуковым сигналом. Развивать функциональные возможности

организма, внимание.

Подвижная игра:

 «Дети

и петух»

Задачи: формировать умение быстро и точно реагировать на звуко-

вой сигнал. Воспиты-

вать уверенность

 в себе. Развивать

интерес к народным

 играм.

Март

Проект: русская народная сказка «Три медведя»

Беседа: «Театральная азбука»

Задачи: научить

правилам культурного поведения в театре,  кино, цирке; обучить правилам приобретения билета в театр.

Ознакомление с художественной литературой: рассказывание русской народной сказки «Три медведя».

Задачи: учить детей вслушиваться в интонации живого, разговорного языка, анализировать мотивы поведения героев.

Ф. Э. М. П.

«Геометрическая мозаика»

Задачи: закреплять знания детей о геометрических фигурах, формировать умение преобразовывать их. Развивать воображение, творческое мышление, учить анализировать и составлять фигуру медведя, ориентируясь на образец.

Дидактическая игра «Три медведя»

Задачи: закреплять умения детей сравнивать знакомые предметы по величине (большой, поменьше, маленький), употреблять эти понятия в речи.

Этюд «Медвежья семья».

Задачи:  развивать умение детей передавать характер

персонажей сказки,

способы передвижения.

Ручной труд: «Медведь, медведица и медвежонок»

Задачи: совершенствовать выполнение детьми приёмов работы с бумагой (умение сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке). Учить делить квадратный лист на несколько равных частей, сглаживать сгибы, надрезать по сгибам. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

Игра с пением песенки Г. Гладкова «Весёлый зоосад».

 Задачи: расширять и обогащать опыт инсценировки песен, учить использовать различные средства выразительности для создания ярких образов.

Лепка

«Посуда для трёх медведей» -

Задачи:

учить лепить

посуду конструкти

вным способом,

точно пере-

давая

фому, вели-

чину,

пропорции в

соответствии

 с  назна-

чением

предмета.

Песенное творчество: «Ау, где ты?»

Задачи: учить детей импровизировать, создавая

певческие переклички, допевая до тоники.

Подвижная игра

«Белые медведи»

Задачи: познакомить

 детей с правилами

 игры, совершенство

вать умение самосто-

ятельно выбирать тех-

нику и темп, движения в зависимости от

 условий и хода игры. Развивать внимание, быстроту реакции,

ловкость.

Апрель

Ф.Э.М.П.

«В гости к трем медведям»

Задачи: упражнять детей в уравнивании трех групп предметов, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы меньший.

Беседа: «В тридесятом царстве». Задачи:

Предложить вниманию детей отрывки из знакомых сказок, учить оценивать поступки сказочных героев при помощи приёмов ТРИЗ «хорошо –плохо», учить видеть их неоднозначность. Учить выражать в речи сочувствие, сопереживание героям сказки, эмпатию.

Беседа на тему «Я иду в театр»

Задачи:  закрепить представления детей о правилах поведения в общественных местах, рассмотреть различные ситуации, которые могут возникнуть в театре, выбрать вместе с детьми оптимальные модели поведения. Стимулировать у детей желание вести себя культурно. Помочь освоить соответствующие речевые конструкции.

Сюжетно –ролевая игра «Семья» «Праздник в семье медведей»

Задачи: совершенствовать умения детей, объединятся в игре, распределять в роли, выполнять игровые действия. Используя метод косвенного руководства, учить детей использовать в игре навыки сервировки стола,

Знания о правилах этикета за столом.

Упражнение «Три медведя»

Задачи: учить детей различать

высоту звучания голоса, использовать изменение тембра голоса, как одно из слов выразительности при передаче образов героев сказки.

Рисование

«Три медведя»

Задачи:

закрепить навыки

рисования

восковыми

мелками, учить

«строить»

фигуру

медведя из

простых фигур –

овалов, кругов,

выгнутых и

вогнутых линий

Слушание музыкальных произведений: С. Прокофьев «Сказочка».

Задачи: учить детей различать форму произведения, смену настроений, передавемых музыкой, обогащать словарь. Формировать умение выразительно передавать

музыкальные образы в рисунке.

Рассматривание рисунков Ю. А. Вснецова к сказке «Три медведя» в обработке Л. Н. Толстого

Задачи: продолжать знакомить детей с книжной графикой, развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстраций.

Обратить внимание на выразительные средства, использованные художником.

Подвижная игра:

«Медведь и пчёлы»

Задачи: познакомить

 детей с правилами

игры, обсудить тактику

действий игроков,

учить уворачиваться

 от водящего. Разви-

вать навыки пространственной

 ориентации.

Май

Беседа по этике и культуре поведения «Культурный человек»

Задачи: предложить детям рассказать о том, каким должен быть культурный человек, обобщить, дополнить и конкретизировать их представления.

Конструирование:

«Постройка сцены для театра».

Задачи: продолжать знакомить детей с театром, активизировать словарь детей (сцена, кулисы, фойе, билетная касса). Предложить детям рассмотреть на рисунке устройство театральной сцены, обсудить, какие детали понадобятся для постройки, как их нужно скреплять.

Дидактическая игра: «Расставь медведей» Задачи: закреплять умение ориентироваться в пространстве, определять положение предмета относительно себя или другого предмета, закреплять понятия: слева, справа ( впереди, сзади и т. д.).

Игра – драматизация по сюжету сказки:

 «Три медведя».

Задачи: учить выбирать и использовать средства выразительности речи, движения и мимику в соответствии с характерами персонажей, развитием сюжета.

Аппликация

«Домик трёх медведей»

Задачи: -

учить

работать

самостоятель-

но, состав-

лять

гармоничную,

яркую

композицию;

совершенст-

вовать

технику

выполнения

мозайки –

аппликации

методом

обрывания.

Игра с пени -

ем  «Медведь и

 пчелы». ( слова и музыка С. Насау-

ленко.)

Задачи:  учить

 детей исполнять

песню напевно,

чисто интониро-

вать мелодию, формировать

умение инсцени-

ровать песню.

Подвижная игра: « У медведей во бору»

Задачи:

усложнение добавля-

ются два ведущих; закреплять умения

детей бегать в задан-

ном направлении,

 выполнять имитацию движений в соответ-

ствии с текстом. Воспи-

тывать доброжелатель-

ность.

Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Консультация: «Культура общения» . Задачи: понимание значимости культурного общения с ребенком и другими людьми.

Консультация: «Театр в жизни вашего ребёнка» Задачи: понимание значимости театра в воспитании свободного, интеллектуального, культурного человека.

Декабрь

Январь

Февраль

Консультация: «Театральная роль». Задачи: проживание различных ролей в процессе общения; владение вербальными и невербальными средствами общения в различных поведенческих

ситуациях.

Консультация: « Чуть – чуть истории». Задачи: знакомство с историей возникновения театра.

Март

Апрель

Май

Консультация: «Театр в чемодане». Задачи: создание домашнего кукольного театра.

Рекомендация: «Изготовление театральных костюмов в домашних условиях». Задачи: изготовление театральных костюмов в домашних условиях.

Консультация: «Детские театры нашего города». Задачи: знакомство с адресами театров нашего города.

Примерное содержание работы по программе: «Театрализованная деятельность в детском саду»    (для детей 6- 7лет)     

Направления

работы.

Сроки

проведения

Познавательно – речевое

Социально-

личностное.

Художественно

-эстетическое

Физиче-

ское развитие

Сентябрь

Проект: русская народная сказка «Царевна – лягушка»

Ознакомление с художественной литературой: чтение русской народной сказки «Царевна – лягушка».

Задачи: продолжать знакомить детей с произведениями русского народного творчества.

Развивать чуткость к образному строю языка, учить понимать и воспроизводить образные выражения.

Беседа: «Сказка ходит рядом» Задачи: напомнить детям отличительные черты жанра «сказка»; учить отличать сказки от других произведений. Рассказать об истории народных сказок.

Дидактическая игра:

«Царевна –лягушка»

Задачи: упражнять детей в придумывании и выкладывании различных фигур по сюжету сказки  из счётных палочек  или палочек Кюизенера, пересчете их количества. Развивать воображение,

наблюдательность.

Ручной труд: «Пальчиковый театр по сказке Царевна – лягушка». Задачи: развивать умение детй изготавливать пальчиковый театр из старых перчаток, развивать фантазию и воображение.

Обыгрывание пальчикового театра по сюжету –сказки «Царевна –лягушка».

Задачи:  развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь.

Хороводная игра «На лесной опушке». (музыка В. Герчик, слова Р. Грановской). Задачи: учить детей выполнять игровые действия (двигаться в двух концентрических кругах, выполнять движения по тексту песни). Развивать творческую активность, обогащать двигательный опыт.

Продуктивная деятельность. Рисование «Веселые портреты героев сказки Царевна -лягушка»

Цель: продолжать учить рисовать портрет, продолжать знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, составление описательного рассказа по рисунку.

Подвижная игра « Удочка»

Задачи: совершенствовать выполнение детьми  основных движений при выполнении прыжков изображая лягушат, развивать ловкость. Упражнять в выполнении разных ролей в игре.  Учить соблюдать технику безопасности во время игры.

Октябрь

Опытно – экспериментальная

деятельность:  изменение уровня воды.

Задачи: формировать у детей умение формулировать предположения и проверять их правильность в ходе простейших экспериментов. Учить решать с их помощью несложные практические задачи. 

Упражнение «Подбери рифму». Задачи: учить детей различать слова, близкие по звуковому сигналу, подбирать рифму к слову. Развивать звуковую культуру речи, фонематический слух.

Ручной труд: « Осенние

картины» Задачи:

учить создавать

сюжетные композиции

из природного материала- засушенных листьев, семян.

Этюды:  «Царевна –лягушка на болоте»,

«Елена Прекрасная на царском балу» Задачи:

развивать пантомимические навыки.

Игра – драматизация по сюжету сказки «Царевна –лягушка». Задачи: предложить детям обыграть сказку при помощи кукол театра би-ба-бо.  Учить подбирать интонации и тембр голоса в соответствии с характером героя, развивать дикцию, выразительность речи.

Работа в уголке книги: обыгрывание русской народной сказки «Царевна –лягушка» Задачи: учить детей внимательно следить за текстом автора, обыгрывать сказку, выбирать различные средства выразительности речи, движения и мимику для передачи характеров и поступков героев.

Продуктивная деятельность. Рисование в технике «по-мокрому» «Деревья на берегу озера Царевны - лягушки». Цель: познакомить с новой техникой рисования двойных «зеркально-симметричных изображений»

.

Продуктивная деятельность. Аппликация «На лесной полянке с Царевной -лягушкой». Упражнять в вырезывании простых предметов из бумаги, сложенной вдвое: грибы, ягоды, листья, дополнять композицию природными материалами.

Подвижная игра: «Лягушка и змейка» Залачи: формировать здоровьесберегающие компетенции  ( позитивное отношение к своему здоровью, владение способами физического самосовершенствования), обогащать двигательный опыт детей, формировать умение использовать его в организации активного отдыха.

Ноябрь

Ф.Э.М.П. «Сказка в символах»

Задачи: учить моделировать сюжет сказки с помощью развивающих игр

( блоки Дьенеша, математический планшет, палочки Кюизенера).

Конструирование: «Строим театр». Задачи: организовать применение детьми освоенных раннее умений при  возведении конструкций различного назначения. Развивать воображение, учить создавать коллективные постройки.

Дидактическая игра «Перечисли героев сказки и различные предметы»

Задачи: учить детей согласовывать числительные с количеством предметов, правильно использовать их в сочетании их с различными существительными.

Ручной труд: «Персонажи сказки «Царевна –лягушка»

Задачи: продолжать учить детей делать игрушки из природного материала и бумаги, использовать освоенные раннее навыки.

Обыгрывание те-

атра из природного материала

«Царевна – лягушка».

Задачи: развивать свя-

зную речь,

 учить использовать раз

личные выразитель

ные средства, чтобы

 передать образы персонажей.

Работа в уголке книги: рассматривание иллюстраций Е. Рачёва к русской народной сказке «Царевна –лягушка».  Задачи: предложить детям определить использованные художником средства  выразительности, особенности  художественной техники, нарядность, красочность рисунков, наличие чёткого и гибкого чёткого контура.

Продуктивная деятельность. Лепка рельефная «Бальное платье  Царевны лягушки». Цель: совершенствовать технику рельефной лепки.

Подвижная игра «Игра в лягушек» Задачи: совершенствовать выполнение детьми основных движений, учить их правильно выполнять прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Развивать быстроту реакции, ловкость, формировать интерес к физической культуре и спорту.

Декабрь

Проект: русская народная сказка

«Морозко».

Беседа: «Театральная азбука»

Задачи: рассказать о театральных профессиях и видах театров. Познакомить с известными театрами нашего города. 

Ознакомление с художественной литературой: чтение русской народной сказки «Морозко»

Задачи: предложить детям

определить  жанр произведения; аргументировать свою точку зрения, выделить жанровые особенности сказки. Учить пересказывать сказку, выделяя зачин, основную часть, кульминацию, конец, главную идею, используя в речи образные выражения.

Детское экспериментирование: опыт с водой «Заморозки».

Задачи: познакомить детей

с принципами проведения экспериментов, показать, как можно выявить зависимость состояния воды от температуры воздуха. Вместе с детьми измерить температуру воздуха на улице и в группе, в две банки налить одинаковое количество воды, одну банку вынести на улицу, другую оставить в группе. Помочь выявить причину замерзания воды, сделать вывод.

Упражнение «Скажи наоборот»  Задачи: расширять и активизировать словарный запас детей, учить подбирать глаголы – антонимы, четко произносит их, правильно включать в различные речевые конструкции.

Ручной труд:

«Настольный театр»

Задачи: закреплять

 умение

детей изготавливать из

бросового материала дико

рации и героев сказки для

настольного театра.

Обыгрывание настольного –плоскостного театра «Морозко»

Задачи:

учить детей использовать различные изобразительные средства, чтобы передать образы персонажей.

Хороводная игра «Как у наших у ворот» (русская народная песня в обработке М. Карасева)

Задачи: учить выполнять игровые действия (двигаться хороводным шагом, образовывать «ворота», пробегать в них,

передвигаться «змейкой»,

вновь перестраиваться в круг). Содействовать проявлению активности и самостоятельности в передаче музыкальных образов.

Продуктивная деятельность. Лепка из соленого теста «Елкины игрушки- шишки, мишки, хлопушки из мешка Деда Мороза». Цель: учить создавать объемные поделки из соленого теста.

Продуктивная деятельность.. Декоративное рисование «Украсим игрушки из теста». Цель: вызвать желание украшать поделки, развивать творчество.

Подвижная игра: «Два мороза» Задачи: учить детей правильно выполнять игровые действия, правила игры. Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движения.

Январь

Беседа на тему : «Культурный и вежливый человек»

Задачи: формировать у детей стремление быть внимательными к окружающим, учить использовать в речи «волшебные» и добрые слова, мимику. Обсудить значение использованных вежливых слов, эмоциональной выразительности.

Опытно –экспериментальная деятельность «Чистый ли лёд».  Задачи: предложить детям выбрать условия проведения эксперимента с льдинкой, принесенной с улицы, помочь при помощи лупы и фильтра обнаружить примеси, определить их происхождение, сформулировать вывод. Учить устанавливать причинно – следственные связи.

 Дидактическая игра: «Сколько?» Задачи:

упражнять детей в счёте предметов, звуковых сигналов, движений и т. д. Активизировать работу различных анализаторов, учить применять умение соотносить количества с числом в новых игровых условиях.

Ручной труд:

«Починим

одежду для

деда Мороза»  Задачи:

закреплять  умение

аккуратно и бережно

 обращаться с иголкой;

учить пришивать

пуговицы с двумя

дырочками.

Игра – драматизация по сюжету сказки «Морозко». Задачи:

 предложить детям

 обыграть сказку при

помощи кукол театра

 би-ба-бо.  Учить

 подбирать интонации и

тембр голоса в

 соответствии с

характером героя,

развивать дикцию, выразительность речи.

Хороводная игра «Как на тоненький ледок»  (русская народная песня) Задачи:

учить детей выразительно исполнять песню, выделять динамические оттенки, отражать ускорение и замедление темпа. Учить выполнять игровые действия.

Рисование

«Дети гуляют

зимой на участке»  Задачи:

учить в рисунке

передавать несложный сюжет,

закреплять умение

рисовать фигуру человека.

Аппликация с  элементами

Рисования (коллективная)

«Дом рукоделицы и лениви

цы» Задачи:

учить передавать  в апплика-

ции образ  дома из сказки.

Спортивные упражнения:

«На лыжах к дедушке Морозу». Задачи: совершенствовать умения детей в ходьбе попеременным двухшажным ходом. Развивать выносливость, повышать функциональные возможности организма.

Февраль

Конструирование: «Сказочный дворец деда Мороза». Задачи: актуализировать представления о подобных конструкциях. Учить использовать освоенные навыки для создания нового типа построек, их

украшения.

ФЭМП. Дидактическая игра: «Приготовление завтрака для деда Мороза». Задачи: упражнять детей в измерении сыпучих веществ, развивать представления о зависимости результата измерения от выбранной мерки. Учить применять освоенные умения в различных ситуациях.

Игра –драматизация по русской народной сказке

«Морозко».

Задачи: помочь детям, опираясь на текст и иллюстрации книги, понять характеры персонажей, смысл их поступков. Учить использовать различные средства выразительности речи, мимику, жесты для передачи образов героев сказки.

Ручной труд:

«Мебель для

 дворца деда Мороза»

Задачи: учить

изготавливать коробочки

кубической формы,

преобразовывать ее в

другой  предмет.

Аппликация

 «Интерьер в доме деда Мо

роза».

Задачи: продолжать

учить самостоятельно

отбирать содержание

своей работы и

выполнять замысел,

используя ранее

усвоенные навыки и

умения. Закреплять

разнообразные приемы

вырезывания.

Подвижная игра: «Снежные круги». Задачи: учить детей метать снежки в горизонтальную цель прямой рукой, снизу. Развивать глазомер, координацию движений.

Март

Проект: русская народная сказка «Три

поросенка»

Беседа: «Театральная азбука»

Задачи: научить

правилам культурного поведения в театре,  кино, цирке; обучить правилам приобретения билета в театр.

Ознакомление с художественной литературой:

Чтение английской сказки «Три поросенка»

Задачи: учить детей понимать трагичность и

комичность ситуаций; давать характеристику

персонажей, выделять их личностные качества,

черты характера.

Ручной труд: « Три поросенка и волк»

Задачи: продолжать учить детей делать разметку с помощью шаблона, изготовлять игрушку-забаву. Выполнять на игрушке аппликацию, придавая ей выразительность.

Совершенствовать навык работы с ножницами, картоном,

цветной бумагой.

Упражнение : «Сказка развивает руки»

Задачи: упражнять детей в моделировании сказки с помощью геометрических фигур.

Обыгрывание театра на ковролине: «Три поросёнка».

Задачи: предложить детям рассказать сюжет сказки с опорой на иллюстрации, обратить их внимание на особенности композиции сказки. Учить детей вести повествование от имени персонажей сказки, инсценировать диалоги.

Песенное творчество: «Ау, где ты?»

Задачи: учить детей импровизировать, создавая

певческие переклички, допева 

Лепка: «Ох уж эти поросята» Задачи: 

вызвать у детей интерес к созданию коллективной композиции; продолжать учить лепить фигурку животного из валика путем надрезания стекой и моделирования пропорциональных частей тела.

Подвижная игра: «Лесная эстафета» Задачи: учить детей передавать в игре особенности передвижения животных леса, сочетать движения с соблюдениями правил эстафеты.

Апрель

Беседа на тему «Мы идём в театр»

Задачи:  предложить детям рассмотреть символьные рисунки, рассказать, рассказать, какие правила поведения в театре изображены на них. Рассмотреть различные ситуации, обсудить, как нужно действовать в каждой из них.

ФЭМП. Дидактическая игра:

«Преврати геометрические фигуры в героев сказки».

Задачи: учить детей использовать знания о том,

какие геометрические фигуры можно использовать для выкладывания того или другого героя сказки, учить пририсовывать отдельные детали. Развивать фантазию, творческие способности.

Дидактическая игра

«Назови какие» Задачи:

упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных, правильно использовать их в различных речевых конструкциях.

Ручной труд:

«Волк и три поросенка»

 Задачи:

Продолжать учить выпол

нять поделки в технике

«оригами».

Обыгрывание пальчикового театра по сюжету –сказки «Три поросёнка».

Задачи:  развивать мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь.

Рисование:  «Три поросенка и волк»

Задачи: продолжать учить рисовать сказочные сюжеты; самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев.

Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.

Хороводная игра «В тёмном лесе» (русская народная песня в обработке В. Кикты). Задачи: учить детей эмоционально – образно выполнять движения, игровые действия, исполнять песню напевно, ускоряя и замедляя темп, используя динамические оттенки (тихо, громче, громко).

 

Подвижная игра: «Серый волк».

Задачи: совершенствовать умение преодолевать препятствия, ориентироваться в пространстве.

Май

Конструирование:

«Строим домики трёх поросят» Задачи:

формировать у детей умения строить домики разного назначения; анализировать свои сооружения. Развивать творческие способности, воображение.

Упражнение: «Сказочный зверь».

Задачи: формировать у детей умение формулировать вопросы,

грамматически правильно строить предложения. Развивать связную речь, память, внимание.

Ручной труд:

«Книжка -самоделка»

Задачи:

Закреплять умение

 создавать книжки – само

делки, используя разли-

чные техники рисования и аппликации.

Игра –драматизация по русской народной сказке

«Три поросёнка».

Задачи: помочь детям, опираясь на текст и иллюстрации книги, понять характеры персонажей, смысл их поступков. Учить использовать различные средства выразительности речи, мимику, жесты для передачи образов героев сказки.

Аппликация: «В гостях у трех поросят» Задачи: продолжать учить детей создавать сюжетную композицию из силуэтов животных,  хижин поросят

вырезанных из бумаги сложенной пополам и по самостоятельно

нарисованному контуру.

Хороводная игра: «А мы в

лес пойдем» Задачи: учить

 детей выполнять игровые действия, импровизировать

танцевальные движения.

Развивать музыкально – ритмическое чувство, способность переживать

музыку, чувствовать эмоциональную выразитель-

ность музыкального ритма

и точно воспроизводить её.

Подвижная игра «Волк во рву»

Задачи: упражнять детей в выполнении прыжков в длину с места, учить их правильно выполнять игровые действия

в соответствии с текстом игры.

Обогащать двигательный опыт, развивать мышцы ног.

Работа с родителями

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Консультация: «Культура общения» . Задачи: понимание значимости культурного общения с ребенком и другими людьми.

Консультация: «Театр в жизни вашего ребёнка» Задачи: понимание значимости театра в воспитании свободного, интеллектуального, культурного человека.

Декабрь

Январь

Февраль

Консультация: «Театральная роль». Задачи: проживание различных ролей в процессе общения; владение вербальными и невербальными средствами общения в различных поведенческих

ситуациях.

Консультация: « Чуть – чуть истории». Задачи: знакомство с историей возникновения театра.

Март

Апрель

Май

Консультация: «Театр в чемодане». Задачи: создание домашнего кукольного театра.

Рекомендация: «Изготовление театральных костюмов в домашних условиях». Задачи: изготовление театральных костюмов в домашних условиях.

Консультация: «Детские театры нашего города». Задачи: знакомство с адресами театров нашего города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"

Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной  деятельности....

План работы по самообразованию "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами музыкально-драматического искусства".

Цели, задачи: Знакомить детей с искусством театра.- Расширять представление об особенностях сценического искусства.- Развивать творческое воображение.- Обогащать музыкальные впечатления.- развивать ху...

План самообразования музыкального руководителя ДОУ «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театральную деятельность»

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, со...

«Развитие творческих способностей у детей средствами театрального искусства» Статья для педагогов

 Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого перевоплощения и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом ...

«Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства»

Реферат  "Развитие творческих способностей личности дошкольника средствами театрального искусства"...

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности.

Развитие творческих способностей младших дошкольников средствами театральной деятельности. Данной проблемой занимались такие ученые как Л.С.Выготский: «Не следует забывать,  что основной за...

Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.

В статье предлагается обзор методики развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрального искусства.  Данная методика ориентирована на создание условий для развития творч...