Формирование коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через использования графических символов
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) на тему

Монид Наталья Сергеевна

В настоящее время существует различные приёмы и методы развития речевой деятельности детей, одним из которых является метод мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Формирование коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через использования графических символов.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.

Работая с детьми, мы сталкиваемся с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

2. Недостаточный словарный запас.

3. Употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

В настоящее время существует различные приёмы и методы развития речевой деятельности детей, одним из которых является метод мнемотехники.

Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники:

Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;

Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды);

Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.;

Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке. Любая наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Работа строится поэтапно:

- Выполнение действия педагогом, интонационное выделение предлогов.

- Выполнение совместных действий вместе с детьми по словесной инструкции. На этом этапе происходит знакомство с символами и схемами.

- Самостоятельное действие по схеме.

- Составление простого высказывания по демонстрации действия с опорой на графическую схему.

- Составление словосочетаний по схеме (игровое упражнение «Что ты видишь?»).

- Чтение фразы по графической схеме.

- Составление предложений по соответствующим схемам. Мальчик сидит. Большая машина едет.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для:

обогащения словарного запаса;

при пересказах художественной литературы;

при обучении составлению рассказов;

при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

при отгадывании и загадывании загадок;

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

В младшем и среднем дошкольном возрасте лучше применять цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса - рыжая, мышка - серая, ёлочка - зелёная.

Для детей старшего возраста можно применять схемы в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Последовательность работы с мнемотаблицами:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания).

Также можно использовать мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку).

Используем мнемотаблицы для обучения заучивания стихотворения. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, таким образом всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Работа строится в следующей последовательности:

- выразительное чтение стихотворения;

- повторное чтение с опорой на мнемотаблицу;

- вопросы по содержанию с целью определения основной мысли произведения;

- чтение каждой строчки стихотворения и повторение с детьми с опорой на мнемотаблицу;

- рассказывание всего стихотворения с опорой на мнемотаблицу, а затем и без неё.

В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем.

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.

Используем мнемотаблицу, которая помогает пересказывать сказку «Теремок».

Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.

1. Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)

2. Без окон, без дверей Полна горница людей (Огурец)

А также можно составить рассказ о зиме с помощью мнемотаблицы. (Зимой повсюду лежит снег. Деревья словно в белые шубки нарядились. Солнце светит, но не греет. Морозно! В домах топят печи. Люди зимой подкармливают птиц, заботятся о домашних животных. Детям нравятся зимние развлечения: катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости).

При использовании  в своей работе мнемотехники, мы увидим,  что у детей:

расширяется круг знаний об окружающем мире;

появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

словарный запас выходит на более высокий уровень;

дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Применять мнемосхемы можно и в других образовательных областях. Мнемотехника многофункциональна. На основе схем можно придумывать разнообразные дидактические игры. Используя модели необходимо только придерживаться следующих требований:

- модель должна отображать обобщённый образ предмета;

- раскрывать существенное в объекте;

- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г. Надыма» Формирование коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через использования графических символов Воспитатель: Монид Наталья Сергеевна

Слайд 2

Односложная речь. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста:

Слайд 3

Мнемотехника – это искусство запоминания мнемотехника Сохранение информации Воспроизведение информации Развитие речи

Слайд 4

Основные задачи мнемотехники: Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые художественные произведения; Развивать у детей психические процессы; Развивать у детей сообразительность, наблюдательность ; Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач; Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Слайд 5

Мнемоквадрат Мнемодорожка Мнемотаблица

Слайд 7

Где можно использовать мнемосхемы? Обогащение словарного запаса Обучение пересказу Составление рассказов Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок. Отгадывание загадок

Слайд 10

Последовательность работы с мнемотаблицами: 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того , что на ней изображено . 2 этап : Осуществляется перекодирование информации , т.е . преобразование из абстрактных символов слов в образы . 3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.

Слайд 11

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ РАССКАЗЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ.

Слайд 12

ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ. В руки овощи берем, Овощи на стол кладем. Лук, морковка, кабачок, Помидор, горох, лучок.

Слайд 13

ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ

Слайд 14

М немозагадки

Слайд 15

Составление рассказа о зиме

Слайд 16

Результаты У детей: расширяется круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 17

Благодарю за внимание! Желаю Вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Все проекты. Педагогический проект "Формирование гуманного отношения к природе через художественную литературу" (старший дошкольный возраст 6 лет) "Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование технологии О.Капитовской".

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оцен...

Развитие коммуникативных и речевых навыков у дошкольников через театрализованную деятельность

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обу...

Проект "Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой"

Овладение диалогической речью - это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речев...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект : «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Цель проекта  - создание системы работы по развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через использование инновационной технологии О.А. Биз...

Педагогический проект «Развитие коммуникативных навыков старших дошкольников через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой»

Педагогические исследования в области содержания и методов речевой работы с дошкольниками выявили недостатки существующих методических рекомендаций по развитию диалогической речи. Одним из таких недос...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников через использование интерактивных технологий

Цель интерактивного обучения: учить детей взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, совместно решать проблемы, моделировать ситуации, оценивать свои действия и поведение партнера, спо...