Дифференциация сонорных звуков Л-Ль
статья по логопедии (подготовительная группа)

Башанова Баира Борисовна

Успешное обучение ребенка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависят не только от того багажа знаний, который обеспечили ему педагоги и родители за весь период подготовки к школьной жизни, но и от уровня развития его речи. Очень часто нарушения звукопроизношения негативно влияют на процессы овладения ребенком чтением и письмом. Приводят к развитию дислексии и дисграфии. Поэтому воспитание правильного звукопроизношения - одна из самых важных задач при подготовке к школе. Для дифференциации поставленных звуков предлагается практический материал данной статьи.

Дифференциация звуков [Л ]- [ЛЬ ]

В слогах

Ла-ля, ла-ля-ла, лы-ли-лы.

Ло-лё, ла-ля-ла, лы-ли-лы.

Ал-аль, ал-аль-ал, уль-ул-уль.

Ыл-иль, оль-ол-оль, ел-ель-ел.

В словах

Ел-ель, пола-Поля.

Лог-лёг, был-быль, юла-Юля.

Угол-уголь, клык-клик.

В словосочетаниях

Зеленая лампа, ласковый мальчик, летний луг, веселая полька, золотой лист, смелый олень, шаловливый малыш, глупый великан.

В предложениях

Лена плавает. Коля заснул. Выросла Ель. Клоун развлекается. Выглянула луна. Прыгает лягушка.

В загадках

Круглое, румяное с дерева упало,

Любе в рот попало. (Яблоко)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел(Бабочка)

В чистоговорках

Ла-ла-ла- куча мала.

Ля-ля-ля – во дворце у короля.

Ла-ла-ла вертится юла.

Ля-ля-ля теплая земля.

В пословицах

Не будь на слова лихим, а на работе плохим.

Сила народа сильнее ледохода.

В скороговорках

На лодке плыли Михаил и Лиля.

Этим летом я в лесу видел белку и лису.

В стихах

Голубке голубь угодил:

Ей платье, платок и панаму купил.

В платье над лугом голубка летала…

Не только меня она напугала.

В текстах.

Валенки

Мы- валенки. Мы все лето пролежали в кладовке. Нас кусала противная моль. Нам было больно и страшно. Мы плакали, звали на помощь, но нас никто не слышал.

Настала зима. Наш хозяин надел нас на ножки, и мы вышли на улицу. Мы гуляли по пушистому снегу, катались с горки. Как было здорово! А когда вернулись домой, то очень устали и хотели спать. Нас уложили на теплую батарею. Там было уютно и нестрашно. Как было бы хорошо, если бы всегда была зима!

 

Литература

Алифанова Е.А. Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. М., 2014г.

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 2016г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pddlena.docx14.06 КБ

Предварительный просмотр:

Успешное обучение ребенка в школе, его высокая самооценка и уверенность в своих силах часто зависят не только от того багажа знаний, который обеспечили ему педагоги и родители за весь период подготовки к школьной жизни, но и от уровня развития его речи. Очень часто нарушения звукопроизношения негативно влияют на процессы овладения ребенком чтением и письмом. Приводят к развитию дислексии и дисграфии. Поэтому воспитание правильного звукопроизношения - одна из самых важных задач при подготовке к школе. Для дифференциации поставленных звуков предлагается практический материал данной статьи.

Дифференциация звуков [Л ]- [ЛЬ ]

В слогах

Ла-ля, ла-ля-ла, лы-ли-лы.

Ло-лё, ла-ля-ла, лы-ли-лы.

Ал-аль, ал-аль-ал, уль-ул-уль.

Ыл-иль, оль-ол-оль, ел-ель-ел.

В словах

Ел-ель, пола-Поля.

Лог-лёг, был-быль, юла-Юля.

Угол-уголь, клык-клик.

В словосочетаниях

Зеленая лампа, ласковый мальчик, летний луг, веселая полька, золотой лист, смелый олень, шаловливый малыш, глупый великан.

В предложениях

Лена плавает. Коля заснул. Выросла Ель. Клоун развлекается. Выглянула луна. Прыгает лягушка.

В загадках

Круглое, румяное с дерева упало,

Любе в рот попало. (Яблоко)

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел(Бабочка)

В чистоговорках

Ла-ла-ла- куча мала.

Ля-ля-ля – во дворце у короля.

Ла-ла-ла вертится юла.

Ля-ля-ля теплая земля.

В пословицах

Не будь на слова лихим, а на работе плохим.

Сила народа сильнее ледохода.

В скороговорках

На лодке плыли Михаил и Лиля.

Этим летом я в лесу видел белку и лису.

В стихах

Голубке голубь угодил:

Ей платье, платок и панаму купил.

В платье над лугом голубка летала…

Не только меня она напугала.

В текстах.

Валенки

Мы- валенки. Мы все лето пролежали в кладовке. Нас кусала противная моль. Нам было больно и страшно. Мы плакали, звали на помощь, но нас никто не слышал.

Настала зима. Наш хозяин надел нас на ножки, и мы вышли на улицу. Мы гуляли по пушистому снегу, катались с горки. Как было здорово! А когда вернулись домой, то очень устали и хотели спать. Нас уложили на теплую батарею. Там было уютно и нестрашно. Как было бы хорошо, если бы всегда была зима!

 

Литература

Алифанова Е.А. Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. М., 2014г.

Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. СПб., 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация сонорных звуков Р-Л у у детей старшего дошкольного возраста

Одним из необходимых этапов логопедической работы является дифференциация автоматизированных звуков с целью предотвращения ошибок в письме. Предлагаемый материал используется мной на занятиях для разл...

Картотека по автоматизации и дифференциации сонорных звуков

Картотека будет полезна учителям-логопедам ДОУ и воспитателям логопедических групп...

Автоматизация и дифференциация сонорных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.

В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации сонорных звуков Л, Ль, Р, Рь у детей.Также данный материал можно использовать при определения положения звуков в слове (в начале, ...

Игры-перекладки для автоматизации и дифференциации сонорных звуков позднего генеза "Весёлые раскраски"

Многолетняя практика работы по исправлению недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста показывает, что в большинстве случаев постановка звука является лишь верхушкой айсберга трудоёмкой...

"Ромины поплавки" Дифференциация сонорных звуков во фразе.

Игра для детей 5-7 лет. Правила игры - на фон прикладывается карточка и проговаривается: "Рома ловит рыбу на поплавок с .......(приклеивается на липучку картинка к поплавку)...сыром"...

"Воздушные шарики" Дифференциация сонорных звуков во фразе.

Правила игры - на фон прикладывается карточка и проговаривается: "У Ромы жёлтый шарик с ..., а у Милы розовый шарик с...(на фон поочереди прикладываются карточки: с жёлтым контуром-Роме, а с розо...

"Около Нила" Дифференциация сонорных звуков во фразе.

Правила игры - на фон прикладывается карточка и проговаривается: "Около Нила слон увидел..."(на фон поочереди прикладываются карточки с животными) Цель-дифференциация сонорных звуков во...