памятка для родителей
консультация по логопедии

Нейштадт Анна Карловна

рекомендации родителям детей с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Рекомендации родителям детей с ОВЗ

«Речь - это канал развития интеллекта.

 Чем раньше будет усвоен язык,

тем легче и полнее будут усваиваться знания»

Н.И. Жинкин

Дети с тяжелыми нарушениями речи

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Разрешайте манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают

Особое внимание уделяйте развитию мелкой моторики. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Старайтесь говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова.

Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить, важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.

Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – «рукавички», коробка из-под торта – «торт»). Называйте вещи своими именами. Например, называйте каждый вид транспорта: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д.

Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшитeльно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например, курица), так и в уменьшитeльно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (нaceдка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшитeлъно-ласкателъные формы адекватно ситуации. Например, малыш насыпает в формочку песочек, а экскаватор высыпает песок.

Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше.

Когда играете с ребенком, вместо указательного местоимения «это» называйте конкретные существительные. Например, «возьми маленький кубик и поставь его на большой».

Дети с задержкой психического развития

Развитие умения общаться с детьми:

1. Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

— стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимопонимании и доверии;

— контролируйте поведение ребёнка, не навязывая ему жёстких правил;

— избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных

требований к ребёнку;

— не давайте ребёнку категорических указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

— повторяйте свою просьбу одними и теми же словами много раз;

— для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию;

— помните, что чрезмерная болтливость, подвижность и недисциплинированность

ребенка не являются умышленными;

— выслушайте то, что хочет сказать ребёнок;

-проявляйте педагогический такт в беседе с ребёнком.

2.Изменение психологического микроклимата в семье:

— уделяйте ребёнку достаточно внимания;

— проводите досуг всей семьёй;

— не допускайте ссор в присутствии ребёнка.

3.Организация режима дня и места для занятий:

— установите твёрдый распорядок дня для ребёнка и всех членов семьи;

— снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребёнком задания;

— избегайте по возможности больших скоплений людей;

— помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию

гиперактивности.

- Не заставляйте долго заниматься чем-нибудь одним – ребёнок быстро утомляется, лучше

чередуйте занятия.

4.Специальная поведенческая программа:

— не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к

наказанию, то целесообразно использовать сидение в определённом месте после

совершения поступка;

— чаще хвалите ребёнка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень

низок, поэтому дети с ЗПР не воспринимают выговоров и наказаний, однако

чувствительны к поощрениям;

— не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;

— помогайте ребёнку приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

-не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое даётся ребёнку, не

должно иметь сложной инструкции и состоять из нескольких звеньев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей Памятка по обучению детей правилам дорожного движения

Уважаемые родители хочется напомнить Вам еще раз правила безопасного поведения на улицах нашего города. 1. Переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги прекратите разговариват...

Памятка для родителей «Памятка родителям от детей»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШЕОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИМАШЕВСКОГО РАЙОНА Памятка для родителей «Памятка род...

консультация для родителей "Безопасные окна" памятки "Как предотвратить выпадение ребёнка из окна" памятка для родителей "Безопасность при движении зависит и от вас" листовка "Тонкий лёд" памятка для родителей "Безопасный интернет"

фликерыСоветы безопасного поведения на дороге3Д-ручка для ребёнка-интересная информация.безопасность на льдуКонсультация для родителей "Безопасные окна"памятки  "Как предотвратить ...

Памятка родителям "Развития речи ребенка 5 – 6 лет" (Памятка для родителей)

Памятка для родителей содержит материал по характеристике речи детей 5-6 летнего возраста....

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....