Начинаем говорить, играя.
консультация по логопедии (младшая группа)

Назмутдинова Эльвера Данисовна
Начинаем говорить, играя.
Игра – ведущая деятельность у детей, запуск речи возможен только через совместные игры и занятия с взрослым. Начинайте с самых простых упражнений, чтобы ребенок мог легко их освоить и постоянно находился в ситуации успеха.
«Звуки и руки»
Двигайте руками и ногами и произносите на каждый жест определенный звук. Например, разводим руки в стороны и поём: «Аааа», приставляем ладошки к уголкам рта на «Уууу», ставим ноги на ширину плеч на «Иииии», сцепляем пальцы в замок и поднимаем руки над головой на «Оооо» и т. д.
«Играем в мячик»
Сядьте с ребенком на пол, широко расставьте ноги, кидайте мячик со
словами«Давай поиграем! Лови мячик, лови», выделяя интонацией глагол «лови». Таким образом, вы будете побуждать ребенка произнести это слово, когда он будет кидать вам мячик в ответ. То же самое проделайте,когда будете катать мячик:«Кати мячик, кати!». Игра должна быть эмоциональной, поэтому не скупитесь на ободрение и похвалу.
«Будильник»
Это упражнение обычно нравится детям. Скажите, что сейчас вы превратите его в будильник, и «заведите»: сделайте несколько круговых движений пальцем по детской ладошке, животу, голове или спинке, приговаривая: «тик-так», «тик-так».Теперь он должен зазвонить: ритмично потряхивайте ладошку, сопровождая движения звуком «ззззз». Потом предложите малышу, чтобы будильником были вы, а он должен завести вас. Поначалу помогайте ребенку произносить нужные слова и звуки, чем чаще повторять игру, тем быстрее он запомнит эти звукоподражания.
«Поезд»
Встаньте с ребенком друг за другом, объясните малышу, что теперь вы – вагоны поезда и совершите много интересных путешествий. Вагоном в вашем составе может стать каждый член семьи. Во время движения издавайте звуки типа «ту-туу-ту, чух-чух-чух, туууу!», побуждая ребенка произносить их вместе с вами. Во время поездок по квартире, комментируйте все, что видите.
«Кап-кап-кап»
Для этого задания вам потребуется набор небольших цветных губок для мытья посуды.Поставьте на стол две миски: одну пустую, а другую с водой, рядом разложите губки, чтобы ребенок мог выбрать любую. Возьмите одну, намочите и выжмите в пустую миску,приговаривая: «кап-кап-кап». Предложите ребенку сделатьто же самое с другими губками.
«Пузыри»
Эта игра помогает ребенку научиться управлять своими речевыми органами. Вы пускаете мыльные пузыри, а ребенок должен их хлопать,одновременно произнося парные звуки: «б»-«п», «в» — «ф», «т» — «д» и другие. Помогайте ребенку, произнося звуки вместе с ним.
«Говорящий мячик»
Возьмите небольшой мячик, который помещается в ладошку, его можно связать крючком и наполнить рисом или крупой, тогда он будет еще мягко массировать детские руки. Перекладывайте мячик из руки в руку и произносите сначала звуки (лучше начинать с гласных и звонких согласных, а потом, по мере освоения ребенком упражнения,и слоги: КИ-СА, МА-МА, БА-БА, ДЕ-ДА и т. д.
«Чудесный шкафчик»
Вам потребуется небольшой шкафчик или комодик с большим числом отделений. Его можно сделать из обувных коробок, склеив их между собой. При малыше спрячьте в один из ящичков игрушку или хорошо знакомый ему предмет. Ребенок должен найти его, достать и назвать.
«Буль-буль»
Приготовьте большую миску с водой, цветные мелкие камешки, бусины,
пуговицы, ракушки и пр. Бросайте вместе с малышом предметы в воду, повторяя на каждый бросок: «буль», «бултых».
«Шарик»
Для игры нужен маленький легкий мячик или обычный воздушный шарик (без гелия). Его нужно подбрасывать вверх, приговаривая:«Ух! Ух!Ух!».
«Цап-цап»
Посадите ребенка за стол так, чтобы его локти опирались на стол. На расстоянии, примерно соответствующем длине предплечья, положите мелкие предметы вроде бусин или пуговиц. Рядом поставьте коробочку. Теперь ребенок, не отрывая локтя, должен взять предмет пальцами со словом «Цап-цап» и перенести его в коробку со звуком «Бах!». Когда малыш хорошо освоит игру, можно устроить соревнование.
Старайтесь чаще создавать ситуации, когда ребенку может потребоваться тот или иной предмет, игрушка, добивайтесь того, чтобы он делал хотя бы попытки назвать его словом.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

Как ребёнок начинает говорить?

Статья для родителей в популярной форме рассказывает о самом раннем и самом важном периоде речевого развития - до года - до самого первого слова!...

Консультация для родителей: "Когда же дети начинают говорить?"

«Усваивая родной язык, ребенок усваивает не сами только слова,их добавления и видоизменения, но множество понятий, взглядов,на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов ...» К. Д...

Консультация для родителей "Когда начинает говорить ребенок"

Конкретных сроков, когда ребенок начнет говорить, нет, так как все это индивидуально и зависит от особенностей каждого ребенка. Если предугадывать каждое желание ребенка, то, скорее всего не раньше тр...

Если ребенок не начинает говорить. Почему ребенок молчит?

роль пальчиковых игр в развитии речи детей...

Как помочь малышу начинать говорить.

Развитие речи ребенка от 1 до 3 лет — очень важный этап овладения родным языком. Речь малыша не просто стремительно развивается — она формируется, поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период о...

семинар-практикум для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста "Если ребёнок не начинает говорить"

1. Почему ребёнок молчит?2. Значение речевого общения для развития речи детей.3. Развитие моторной речи зависит от развития моторики в ребёнка?4. В чём заключается связь движений пальцев рук и речи?5....