Весёлые истории для артикуляционной гимнастики
консультация по логопедии (средняя, старшая группа)

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков «к» - «г» - «х»; «ш» - «ж» - «ч» - «щ»; «л»; «р», и для пассивной артикуляционной гимнастики. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesyolye_istorii_dlya_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Весёлые истории для артикуляционной гимнастики»

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков «к» - «г» - «х»; «ш» - «ж» - «ч» - «щ»; «л»; «р», и для пассивной артикуляционной гимнастики. Истории с движениями, как правило, легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения.

«Храбрый комар»

(для пассивной артикуляционной гимнастики)

Жил-был комар. Он каждое утро делал зарядку. И чистил свой хоботок вот так.

 «Хоботок» - сомкнутые губы вытянуть вперёд. 

А потом он весело улыбался себе.

«Улыбочка» - губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны.

Но однажды поселилась рядом лягушка, она широко открывала рот и тем очень пугала насекомых. Комар набрался храбрости и полетел посмотреть на неё. Он сделал страшную мордочку, сверкая чистым хоботком.

Верхняя губа поднимается так, что обнажается верхняя десна.

Когда такое увидела лягушка, она так растерялась, что даже испугалась и открыла от удивления рот.

Нижняя губа опускается так, что обнажаются дёсны.

Лягушка тут же ускакала из этих мест и больше не возвращалась. Насекомые стали трубить победу в честь комара. Подняли свои язычки, приветствуя победителя.

«Весёлая змейка» - высовывать язык изо рта, затем убирать обратно в рот. Двигать языком из стороны в сторону, потом снова убирать в рот.

А комар в ответ помахивал своим чистым хоботком.

Сомкнутые губы вытянуть вперёд.

«Прекрасная Обжорка»

(для отработки звуков «к» - «г» - «х»)

Гусеничка Обжорка всё время хотела кушать. Она лопала всё, что попадало в её поле зрения: и листочки, и цветочки, и веточки, и плоды. А наевшись, сладко засыпала. И так было каждый день. И вот однажды она проснулась и замерла от страха, к ней тянул свой хобот слон.

«Хоботок» - вытянуть сомкнутые губы вперёд.

Но наша гусеница не растерялась и улыбнулась слону в ответ.

«Улыбочка» - губы удерживаются в улыбке, зубы не видны.

И слон решил удалиться подальше, чтобы не нарушать покой очаровательной дамы с такой прекрасной улыбкой.

- Ах! Какой вежливый слон! Посмотрю на себя в зеркальце, - сказала гусеничка. – Ой, какой у меня бледный вид!

И гусеничка решила позаниматься, чтобы у неё стал вид более здоровый, когда вернётся слон.

«Лопатка» - рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

«Иголочка» - рот открыть, узкий напряжённый язык выдвинуть вперёд.

Она очень сильно проголодалась и тут же принялась за еду. Она ела, ела и ела… Но вскоре она опять взглянула в зеркало и принялась чистить зубки, ожидая слона.

«Почистим зубки» - рот приоткрыть, и кончиком языка «почистить» верхние и нижние зубы изнутри, делая движения языком вправо-влево.

Затем Обжорка свернулась катушечкой и сладко уснула.

«Катушка» - рот открыть, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатить» вперёд и убрать вглубь рта.

Настало время для Обжорки превратиться в куколку. И веточка, на которой сидела куколка, нежно её убаюкивала и раскачивала вверх-вниз, как на качелях.

«Качели» - рот открыть, поднимать язык к верхним зубам, затем опускать к нижним.

В один прекрасный миг вылетела из куколки прекраснейшая бабочка, она была такой красивой, что все вокруг замирали, когда она пролетала мимо. И однажды она увидела слона. Она села ему на ушко, а он затаил дыхание, чтобы не спугнуть такую красоту.

«Трудолюбивая божья коровка»

(для отработки звуков «ш» - «ж» - «щ» - «ч»)

Жила-была божья коровка. Вышла однажды она из своего домика и увидела яркое солнышко. И оно увидело божью коровку. Улыбнулось и пощекотало её тёплыми лучиками. А когда солнышко осветило спинку божьей коровки, то все увидели, что у неё нет пятнышек. Все насекомые в округе стали над ней посмеиваться.

- Какая же ты божья коровка, если у тебя нет чёрных пятнышек, - говорили они.

- Да ты просто красный жук, - вторили другие.

Даже солнышко скрылось за тучи. И божья коровка заплакала, но тут солнышко снова выглянуло. Божья коровка перестала плакать, подставила солнышку личико, и они стали улыбаться друг другу.

«Улыбочка» - губы в положении улыбки, зубы не видны.

- Чтобы у тебя появились пятнышки, нужно очень долго трудиться. Ты не бойся трудностей, - сказало солнышко и подарило божьей коровке книжку.

Божья коровка её долго разглядывала, потом стала делать упражнения, написанные в книжке. У неё сначала не получалось, но она вытащила язычок и пошлёпала его.

«Непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».

И он стал ровным, как лопаточка.

«Лопатка» - рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Вскоре набежала легкая тучка и помыла божью коровку дождиком. Но и тут она не растерялась: сложила свой язычок чашечкой

«Чашечка» - рот широко открыть, передний и боковые края широкого языка поднять, не касаясь зубов.

И набрала дождевой водички для чая. Попила чай с бубликом

«Бублик» - зубы сомкнуть, губы округлить и чуть вытянуть вперёд так, чтобы верхние и нижние резцы были видны.

И снова за работу. На картинках она увидела лошадку

«Лошадка» - приоткрыть рот и пощёлкать медленно кончиком языка. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы не двигались, а работал только язык.

весёлого маляра,

«Маляр» - рот открыть, широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба.

грибок,

«Грибок» - присосать язык к нёбу и широко открыть рот, не отрывая языка от нёба.

Божья коровка так увлеклась работой, что и не заметила, как у неё на спинке появились чёрненькие пятнышки.

- Божья коровка, пора ложиться спать, - обратилось к ней солнышко.

- Хорошо, солнышко, давай я угощу тебя вареньем за такую чудесную книжку, - весело ответила божья коровка. Они попили чай с вареньем

«Вкусное варенье» - рот открыть, широким языком облизать верхнюю губу.

и отправились спать. Солнышко за горку, а божья коровка под грибок.

«Грибок» - присосать язык к нёбу и широко открыть рот, не отрывая языка от нёба.

Утром божья коровка вылетела из своего домика и полетела на праздник, где собрались все жители поляны. И тут все увидели, что у неё появились… пятнышки. Они были кругленькими и блестящими и так прекрасно смотрелись на красной спинке. С тех пор все жители поляны ходят к божьей коровке в гости: кто поучиться, кто книжку посмотреть.

«Загадочная бабочка»

Эту красивую бабочку все называли Загадкой. Знаете почему? Да потому, что она очень любила загадывать всем загадки и не говорить отгадки. Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под кустом и сильно плакал, открывая при этом свой клюв.

«Птенчик» - рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

А бабочка ему говорит:

Явился в жёлтой шубке:

- Прощайте, две скорлупки!

Перестав плакать, птенчик сказал: «Это что, про меня?»

А бабочка всё своё:

- Летом в болоте вы её найдёте.

Зелёная квакушка, улыбается от ушка до ушка.

Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.

«Улыбочка» - губы в положении улыбки, зубы не видны.

- А ещё знаешь, про что-нибудь большое? – спросил он.

И тут бабочка не растерялась:

- У этого зверя огромный рост,

Сзади у зверя маленький хвост,

Спереди у зверя – хвост большой.

Ну, конечно, это он!

Ну, конечно, это…

- Слон! – закричал весело птенчик.

«Хоботок» - вытянуть сомкнутые губы вперёд.

- Вот теперь я вижу, ты в полном порядке! Скажи, почему ты так громко плакал? – спросила бабочка.

- Я остался один, потому и плакал.

Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала новую загадку:

- Рядом с дворником шагаю,

Разгребаю снег кругом

И ребятам помогаю

Делать горку, строить дом.

- Это про мою лопатку.

«Лопатка» - рот открыть, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу.

Я отгадал. А ещё знаешь? – спросил птенчик.

Бабочка предложила птенчику отправиться искать маму, но он не научился ещё летать. Тогда бабочка загадала ему следующую загадку:

- Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.

Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.

«Расчёска» - «причёсывать» верхними зубами нижнюю губу, как расчёской, и наоборот, «причёсывать» нижними зубами верхнюю губу.

Затем друзья покачались на качелях.

«Качели» - рот открыть, поднимать язык к верхним зубам, затем опускать к нижним.

И не заметили, как время прошло.

- А что всегда идёт, а с места не сходит? – спросила бабочка.

И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела. Поблагодарила она бабочку за чудесные загадки и пригласила к себе в гости. Так загадочная бабочка нашла себе друзей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлые истории для артикуляционной гимнастики.

Предлагаемые сказки используются  для отработки комплексов упражнений, развивающих артикуляционный уклад звуков ([к] – [г]-[х]; [ш] – [ж] – [ч] –[щ]; [л]; [р]), и для пассивной артикуляционной ги...

Весёлые сказки для артикуляционной гимнастики

Как сделать занятия более интересными и увлекательными? В этом родителям помогут весёлые сказки для проведения артикуляционной гимнастики представленные в данной консультации....

Веселые истории для артикуляционной гимнастики.

Артикуляциооная гимнастика в виде веселого рассказа, дети с интересом слушают и выполняют задания....

Весёлые истории для артикуляционной гимнастики

Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков   ( [к] –  [г] — [х];  [ш] — [ж]—  [ч] — [щ];  [л]...

Весёлые сказки для артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика – основа формирования правильного звукопроизношения, но повторение одних и тех, же упражнений многократно становится не интересным. Здесь на помощь может прийти сказка. Все...

«Сказка про весёлый язычок» Комплекс артикуляционной гимнастики

Любой из нас пришёл на свет на этот мирТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬЦель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментиро...

Буклет "Весёлая и вкусная артикуляционная гимнастика"

Буклет "Весёлая и вкусная артикуляционная гимнастика"...