«Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
консультация по логопедии

«Взаимодействию  учителя-логопеда  и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения привели к необходимости планирования и организации четкой скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей в условиях групп комбинированной направленности ДОУ.

В данной работе выделяют два основных направления:

  • Коррекционно-образовательное;
  • Воспитательное.

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в коррекции у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических  процессов.  Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Для этого все воспитатель, работающий, в группе комбинированной направленности  проходит курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ (ТНР), так же посещает мастер-классы и семинары учителя-логопеда ДОУ, по обучению работе с данной категорией детей.

Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию речи, но и тесно связанных с нее неречевых процессов и формирование личности ребенка.

Совместная коррекционная работа в группе комбинированной направленности для детей с ТНР предусматривает решение следующих задач:

  • Учитель-логопед формирует первичные речевые навыки  у детей с ТНР;
  • Воспитатель закрепляет  сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделять функции учителя-логопеда и воспитателя.

 

 

Функции учителя-логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание с каждым ребенком;
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
  • Устранение недостатков слоговой структуры;
  • Отработка новых лексико-грамматических категорий;
  • Обучение связной речи;
  • Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей;
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и  составление всех видов рассказов);
  • Закрепление речевых навыков на подгрупповых и индивидуальных занятиях по заданию учителя логопеда;
  • Развитие понимания речи, внимания, памяти. логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

 

 

 

Основными видами организации совместной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы для детей с ТНР является:

  • составление совместной индивидуальной адоптированной общей образовательной программы на ребенка с ТНР.
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью ознакомления воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • совместная подготовка к детским праздникам (подбор и заучивание стихов с детьми ТНР);
  • разработка общих рекомендаций для родителей  детей с ТНР.

Ежедневные задания учителя-логопеда воспитателю включают  в себя следующие разделы:

  • Логопедические пятиминутки   в которые входят: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, общая  дыхательная  гимнастика (которую проводит учитель-логопед и в дальнейшем дает рекомендацию по ее проведению воспитателю);
  • Индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
  • Отработка лексико - грамматических категорий речи;
  • Развитие связной  речи (составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок).

Данные задания прописываются в журнале взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности.

В нашем детском саду в каждой группе комбинированной направленности выделено место для логопедических занятий – «Центр речевого развития», в котором  находятся следующие игры и пособия:

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  2. Стульчики для занятий у зеркала;
  3. Полка для пособий и игр;
  4. Пособия и игрушки для развития речевого дыхания;
  5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
  6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
  7.  Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам;
  8. Сюжетные картины;
  9.  Серии сюжетных картин;
  10.  Игры для совершенствования грамматического строя речи;
  11.  Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР определяется продуманной системой, частью которой является коррекционно-развивающая работа всего учебно-воспитательного процесса.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействию воспитателя и учителя-логопеда в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»

Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения привели к необходимости планирования и организации четкой скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей в условиях групп комбинированной направленности ДОУ.

В данной работе выделяют два основных направления:

  • Коррекционно-образовательное;
  • Воспитательное.

Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в коррекции у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических  процессов.  Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Для этого все воспитатель, работающий, в группе комбинированной направленности  проходит курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ (ТНР), так же посещает мастер-классы и семинары учителя-логопеда ДОУ, по обучению работе с данной категорией детей.

Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию речи, но и тесно связанных с нее неречевых процессов и формирование личности ребенка.

Совместная коррекционная работа в группе комбинированной направленности для детей с ТНР предусматривает решение следующих задач:

  • Учитель-логопед формирует первичные речевые навыки  у детей с ТНР;
  • Воспитатель закрепляет  сформированные речевые навыки.

В соответствии с этими задачами следует разделять функции учителя-логопеда и воспитателя.

Функции учителя-логопеда:

  • Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание с каждым ребенком;
  • Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
  • Коррекция звукопроизношения;
  • Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
  • Устранение недостатков слоговой структуры;
  • Отработка новых лексико-грамматических категорий;
  • Обучение связной речи;
  • Развитие психических функций.

Функции воспитателя:

  • Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
  • Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
  • Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей;
  • Формирование связной речи (заучивание стихотворений, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и  составление всех видов рассказов);
  • Закрепление речевых навыков на подгрупповых и индивидуальных занятиях по заданию учителя логопеда;
  • Развитие понимания речи, внимания, памяти. логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.

Основными видами организации совместной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы для детей с ТНР является:

  • составление совместной индивидуальной адоптированной общей образовательной программы на ребенка с ТНР.
  • открытые занятия учителя-логопеда с целью ознакомления воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
  • совместная подготовка к детским праздникам (подбор и заучивание стихов с детьми ТНР);
  • разработка общих рекомендаций для родителей  детей с ТНР.

Ежедневные задания учителя-логопеда воспитателю включают  в себя следующие разделы:

  • Логопедические пятиминутки   в которые входят: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, общая  дыхательная  гимнастика (которую проводит учитель-логопед и в дальнейшем дает рекомендацию по ее проведению воспитателю);
  • Индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
  • Отработка лексико - грамматических категорий речи;
  • Развитие связной  речи (составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок).

Данные задания прописываются в журнале взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности.

В нашем детском саду в каждой группе комбинированной направленности выделено место для логопедических занятий – «Центр речевого развития», в котором  находятся следующие игры и пособия:

  1. Зеркало с лампой дополнительного освещения;
  2. Стульчики для занятий у зеркала;
  3. Полка для пособий и игр;
  4. Пособия и игрушки для развития речевого дыхания;
  5. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
  6. Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
  7.  Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам;
  8. Сюжетные картины;
  9.  Серии сюжетных картин;
  10.  Игры для совершенствования грамматического строя речи;
  11.  Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.

Успех коррекционно-воспитательной работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР определяется продуманной системой, частью которой является коррекционно-развивающая работа всего учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.

Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.

Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....

Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»

middot;        Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.·        Прив...

«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».

Успешное  осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя  и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....

Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»

Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...