«Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
консультация по логопедии
«Взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения привели к необходимости планирования и организации четкой скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей в условиях групп комбинированной направленности ДОУ.
В данной работе выделяют два основных направления:
- Коррекционно-образовательное;
- Воспитательное.
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в коррекции у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Для этого все воспитатель, работающий, в группе комбинированной направленности проходит курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ (ТНР), так же посещает мастер-классы и семинары учителя-логопеда ДОУ, по обучению работе с данной категорией детей.
Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию речи, но и тесно связанных с нее неречевых процессов и формирование личности ребенка.
Совместная коррекционная работа в группе комбинированной направленности для детей с ТНР предусматривает решение следующих задач:
- Учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей с ТНР;
- Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
В соответствии с этими задачами следует разделять функции учителя-логопеда и воспитателя.
Функции учителя-логопеда:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание с каждым ребенком;
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
- Коррекция звукопроизношения;
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- Устранение недостатков слоговой структуры;
- Отработка новых лексико-грамматических категорий;
- Обучение связной речи;
- Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей;
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказов);
- Закрепление речевых навыков на подгрупповых и индивидуальных занятиях по заданию учителя логопеда;
- Развитие понимания речи, внимания, памяти. логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Основными видами организации совместной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы для детей с ТНР является:
- составление совместной индивидуальной адоптированной общей образовательной программы на ребенка с ТНР.
- открытые занятия учителя-логопеда с целью ознакомления воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
- совместная подготовка к детским праздникам (подбор и заучивание стихов с детьми ТНР);
- разработка общих рекомендаций для родителей детей с ТНР.
Ежедневные задания учителя-логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
- Логопедические пятиминутки в которые входят: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, общая дыхательная гимнастика (которую проводит учитель-логопед и в дальнейшем дает рекомендацию по ее проведению воспитателю);
- Индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
- Отработка лексико - грамматических категорий речи;
- Развитие связной речи (составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок).
Данные задания прописываются в журнале взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности.
В нашем детском саду в каждой группе комбинированной направленности выделено место для логопедических занятий – «Центр речевого развития», в котором находятся следующие игры и пособия:
- Зеркало с лампой дополнительного освещения;
- Стульчики для занятий у зеркала;
- Полка для пособий и игр;
- Пособия и игрушки для развития речевого дыхания;
- Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
- Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
- Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам;
- Сюжетные картины;
- Серии сюжетных картин;
- Игры для совершенствования грамматического строя речи;
- Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.
Успех коррекционно-воспитательной работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР определяется продуманной системой, частью которой является коррекционно-развивающая работа всего учебно-воспитательного процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Взаимодействию воспитателя и учителя-логопеда в коррекции речевых нарушений у детей с ТНР»
Поиски новых форм и методов работы с детьми, имеющими речевые нарушения привели к необходимости планирования и организации четкой скоординированной работы учителя-логопеда и воспитателей в условиях групп комбинированной направленности ДОУ.
В данной работе выделяют два основных направления:
- Коррекционно-образовательное;
- Воспитательное.
Воспитатель совместно с учителем-логопедом участвует в коррекции у детей речевых нарушений, а также связанных с ними внеречевых психических процессов. Кроме того, он должен не только знать характер этих нарушений, но и владеть основными приемами коррекционного воздействия для исправления некоторых из них. Для этого все воспитатель, работающий, в группе комбинированной направленности проходит курсы повышения квалификации по работе с детьми ОВЗ (ТНР), так же посещает мастер-классы и семинары учителя-логопеда ДОУ, по обучению работе с данной категорией детей.
Основными задачами в работе учителя-логопеда и воспитателя в преодолении речевых нарушений можно назвать всестороннюю коррекцию речи, но и тесно связанных с нее неречевых процессов и формирование личности ребенка.
Совместная коррекционная работа в группе комбинированной направленности для детей с ТНР предусматривает решение следующих задач:
- Учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей с ТНР;
- Воспитатель закрепляет сформированные речевые навыки.
В соответствии с этими задачами следует разделять функции учителя-логопеда и воспитателя.
Функции учителя-логопеда:
- Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-личностных особенностей детей, определение основных направлений и содержание с каждым ребенком;
- Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи;
- Коррекция звукопроизношения;
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
- Устранение недостатков слоговой структуры;
- Отработка новых лексико-грамматических категорий;
- Обучение связной речи;
- Развитие психических функций.
Функции воспитателя:
- Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели;
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов;
- Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения детей;
- Формирование связной речи (заучивание стихотворений, знакомство с художественной литературой, работа над пересказом и составление всех видов рассказов);
- Закрепление речевых навыков на подгрупповых и индивидуальных занятиях по заданию учителя логопеда;
- Развитие понимания речи, внимания, памяти. логического мышления, воображения в игровых упражнениях на правильно произносимом речевом материале.
Основными видами организации совместной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателя комбинированной группы для детей с ТНР является:
- составление совместной индивидуальной адоптированной общей образовательной программы на ребенка с ТНР.
- открытые занятия учителя-логопеда с целью ознакомления воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей;
- совместная подготовка к детским праздникам (подбор и заучивание стихов с детьми ТНР);
- разработка общих рекомендаций для родителей детей с ТНР.
Ежедневные задания учителя-логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
- Логопедические пятиминутки в которые входят: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, общая дыхательная гимнастика (которую проводит учитель-логопед и в дальнейшем дает рекомендацию по ее проведению воспитателю);
- Индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
- Отработка лексико - грамматических категорий речи;
- Развитие связной речи (составление рассказов по картинке, по серии сюжетных картинок).
Данные задания прописываются в журнале взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей группы комбинированной направленности.
В нашем детском саду в каждой группе комбинированной направленности выделено место для логопедических занятий – «Центр речевого развития», в котором находятся следующие игры и пособия:
- Зеркало с лампой дополнительного освещения;
- Стульчики для занятий у зеркала;
- Полка для пособий и игр;
- Пособия и игрушки для развития речевого дыхания;
- Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
- Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп;
- Картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам;
- Сюжетные картины;
- Серии сюжетных картин;
- Игры для совершенствования грамматического строя речи;
- Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.
Успех коррекционно-воспитательной работы в группе комбинированной направленности для детей с ТНР определяется продуманной системой, частью которой является коррекционно-развивающая работа всего учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы.
Тематическое планирование работы в подготовительной логопедической группе...
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в коррекции речевых нарушений.
Принцыпы, задачи и направления при организации совместной деятельности музыкального руководителя и учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями....
Мастер – класс для учителей – логопедов «Театрализованная деятельность, как средство коррекции речевых нарушений»
middot; Побудить к широкому использованию театральной деятельности в коррекции речевых нарушений.· Прив...
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей коррекционной группы
консультация...
«Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя и, что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними....
Доклад «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
Успешное преодоление речевых нарушений в условиях коррекционной группы дошкольного образовательного учреждения возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического ...