Технология ТРИЗ
презентация по логопедии

Цыпляева Елена Ивановна

Технология ТРИЗ.

«ТРИЗ -схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения. Девиз ТРИЗ-технологии: «Творчество во всем!»»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_triz_prezentatsiya.pptx707.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология ТРИЗ «Пусть гением будет всякий ребенок, лишенный всяческих стереотипов в своем познании мира» Л.С.Выготский

Слайд 3

ТРИЗ-это теория решения изобретательских задач ТРИЗ – схема системного, талантливого мышления, используя которую, Вы сможете вместе с детьми находить логический выход из любой житейской ситуации, а ребенок грамотно и правильно решать любые свои проблемы. Также ТРИЗ основана на принципах самостоятельного мышления, где необходимо дать возможность ребенку находить ответ самому, а не повторять заученные фразы или предложения. Девиз ТРИЗ-технологии: «Творчество во всем!»

Слайд 4

Около 50 лет назад, замечательный человек, ученый, инженер, изобретатель, писатель-фантаст, организатор и преподаватель – Генрих Саулович Альтшуллер - создал очень интересную и весьма эффективную теорию – Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ)

Слайд 5

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ для дошкольников –это система игр, занятий, призванная не изменить основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.

Слайд 7

Методы и приемы технологии ТРИЗ можно использовать во всех разделах воспитания ребенка ТРИЗ НОД по различным областям физминутки Работа с педагогами ДОУ Работа с родителями Индивидуальная работа с детьми Кружковая работа Праздники Вечера развлечений

Слайд 8

Метод Мозгового Штурма предложен американским учёным А. Осборном, используется для активизации мыслительных операций, развития ассоциативных связей, как групповое и индивидуальное обсуждение разнообразных проблемных ситуаций. Например, нужно придумать и сочинить необычный рисунок, а изобразительных материалов нет. Как быть? Что же делать? То есть ставится некая задача, решение которой дети предлагают сами. Главное в том, чтобы ребенок сам мог выдвигать разные, даже самые невероятные и нереалистические идеи и решения.

Слайд 9

Метод каталога. Был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э.Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Сущность метода: усовершенствование предметов через присвоение качеств других предметов, группирование предметов (на основе определенного алгоритма вопросов и нахождения в книге наугад выбранных односложных ответов, совместно с детьми создавать текст новой сказки или рассказа).

Слайд 10

Метод фокальных объектов. П редложен американским психологом Ч.Вайтингом .Выбирается предмет, который мы хотим усовершенствовать или придать другие обычные и необычные свойства. КОСТЕР Большой Яркий жаркий ФЕЯ Добрая Красивая воздушная ШАР Летучий Мыльный расписной МАТРЕШКА Красивая, расписная, большая

Слайд 11

Метод «Системный анализ». П омогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу. Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Слайд 12

Метод морфологического анализа М етод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный на анализе структуры объекта. Этим же путём можно придумать великое множество сказок, закладывая, например, по вертикали каких-либо сказочных персонажей, а по горизонтали совершенно другие сказки, к которым они не имеют пока никакого отношения. И, отвечая вместе с ребёнком на несложный алгоритм вопросов придумать новую сказку. .

Слайд 13

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное). Это прием, позволяющий объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. ММЧ позволяет наглядно описать агрегатное состояние вещества. Для этого используются «маленькие человечки», обладающие разными характеристиками: «твердые человечки» крепко держатся за руки и стоят на одном месте; «жидкие человечки» не держатся за руки, могут слегка касаться и перемещаться; «газообразные человечки» быстро бегают.

Слайд 14

Метод золотой рыбки (обоснование новых идей) Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую, с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

Слайд 15

Метод аналогий или синектика Синектика предложен У. Гордоном в50 годы XX столетия– возможности метода – незнакомое сделать знакомым, а привычное – чуждым. В основе такой работы лежат прием: Эмпатии – личностного уподобления – способности ребенка отождествлять себя с кем-либо или чем-либо, уметь сопереживать объекту. Очень удачен этот прием на физкультминутках.

Слайд 16

Типовые приёмы фантазирования . Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, дробление-объединение, оживление-окаменение, специализация-универсализация, преобразование свойств времени, приём «Наоборот».

Слайд 17

Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в воспитательно -образовательном процессе дошкольного учреждения. Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др. Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Слайд 18

Цель третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, «Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?». Цель четвертого этапа- ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Слайд 19

Технология ТРИЗ призвана помочь педагогам в воспитании творческих детей. Ведь как сказал Я. Каменский: «Взрослые могут научить ребенка всему, что они умеют делать сами: творчески научить может только творческий человек».

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях развития речи с детьми старшего дошкольного возраста

     Презентация на тему:              «Технология ТРИЗ. Элементы ТРИЗ на занятиях...

Применение методов ТРИЗ в повседневной жизни детского сада. Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольника

Актуальность : жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы? Педагоги хорошо знают, что любой реб...

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)

Презентация к совместной деятельности "Презентация к совместной деятельности "Воздух и вода " (экспериментирование с использованием моделирования, технология ТРИЗ)" (экспериментиро...

Открытый просмотр по технологии ТРИЗ в рамках ГМО «Игры ТРИЗ в режимных моментах»

Цель: активизировать творческую и мыслительную активность у детей.Задачи:·         Развивать умение самостоятельно задавать вопросы и находить противореч...