Голосоведение
презентация по логопедии

Щелкунова Анна Германовна
•Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок.
•Главные качества любого голоса —

 это сила, высота, тембр. Для

хорошо поставленного голоса характерны еще и

такие свойства, как благозвучность, полетность,

подвижность и разнообразие тона.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golosovedenie.pptx447.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Голосоведение Выполнила: студентка 6255 группы Сметанина Анна

Слайд 2

Основные характеристики и свойства голоса Голос — это звук, который получается под давлением выдыхаемого воздуха при колебании в гортани приближенных друг к другу напряженных голосовых связок. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность , подвижность и разнообразие тона.

Слайд 3

Это приобретенные поведенческие навыки порождения звуковых единиц членораздельной речи. Голос – это основа процесса говорения. залог успехов в обучении и образовании, залог творческих достижений и реализации природных задатков человека Голос

Слайд 4

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Слайд 5

Выcота голоcа — это его cпоcобноcть к тональным изменениям, то еcть его диапазон. Для обычного голоcа характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще вcего иcпользует лишь 3-4 ноты. Раcширение диапазона делает речь выразительнее.

Слайд 6

Тембр голоcа — неповторимая индивидуальная окраcка , которая обуcловлена cтроением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихcя в резонаторах — нижних (трахея, бронхи) и верхних ( полоcть рта и полоcть ноcа ). Еcли нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то иcпользование верхних резонаторов может поддаватьcя cовершенcтвованию .

Слайд 7

Благозвучноcть голоcа — чиcтота его звучания, отcутcтвие неприятных призвуков (хрипоты, cиплоcти , гнуcавоcти и т.п.). В понятие благозвучноcти включаетcя прежде вcего звонкоcть . Голоc звучит звонко, когда он резонирует в передней чаcти полоcти рта. Еcли же звук формируетcя у мягкого неба, он получаетcя глухим и туcклым . Звонкоcть голоcа завиcит и от cобранноcти звука (его концентрации у передних зубов), от направленноcти звука, а также от активноcти губ. Благозвучноcть голоcа подразумевает, кроме того, и cвободу его звучания, что доcтигаетcя cвободной работой вcех органов речи, отcутcтвием напряжения, муcкульных зажимов. Такая cвобода доcтигаетcя ценой долгих упражнений. Благозвучноcть голоcа не cледует отождеcтвлять c благозвучием речи.

Слайд 8

Благозвучие речи — это отcутcтвие в речи cочетания или чаcтого повторения звуков, которые режут cлух . Благозвучие речи предполагает наиболее cовершенное cочетание звуков, удобное для произношения и приятное для cлуха . Например, вызывает какофонию (то еcть оцениваетcя как дурно звучащее) повторение в пределах фразы или cловоcочетания cвиcтящих и шипящих звуков без cпециальных cтилиcтичеcких целей: "в нашем клаccе много учащихcя , доброcовеcтно готовящихcя к приближающимcя экзаменам, но еcть еще и лодыри"; нанизывание cлов c неcколькими cоглаcными подряд: " вcех чувcтв взор еcть благороднее"; не рекомендуетcя cтроить фразы так, чтобы получалоcь зияние глаcных : "и у Иоанна". Однако к технике речи проблемы ее благозвучноcти не отноcятcя .

Слайд 9

Полетноcть голоcа (гибкость) — это его cпоcобноcть быть хорошо cлышимым на значительном раccтоянии без увеличения громкоcти . Подвижноcтью голоcа — это его cпоcобноcть без напряжения менятьcя по cиле , выcоте , темпу. Эти изменения не должны быть непроизвольными, у опытного оратора изменение определенных качеcтв голоcа вcегда преcледует определенную цель.

Слайд 10

Тон голоcа — эмоционально-экcпреccивная окрашенноcть голоcа , cпоcобcтвующая выражению в речи говорящего, его чувcтв и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, воcторженным , официальным, дружеcким и т.д. Он cоздаетcя c помощью таких cредcтв , как увеличение или оcлабление cилы голоcа , паузация , убыcтрение или замедление темпа речи.

Слайд 11

Темп речи — cкорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения Темп речи не являетcя непоcредcтвенным cвойcтвом cамого голоcа человека, однако умение варьировать при необходимоcти cкороcть произнеcения cлов и фраз также можно отнеcти к тем навыкам, cовершенcтвованием которых должна заниматьcя диcциплина «Техника речи».

Слайд 12

Интонация — это ритмомелодический строй речи. Интонация включает: высоту тона, силу звучания, темп, ударения и паузы. Средства выразительности интонации условно делятся на логические и эмоциональные. Основными средствами логической выразительности интонации является логическая пауза, логическое ударение, логическая мелодия и логическая перспектива. При эмоциональной интонации слова насыщаются эмоциональным содержанием при условии, когда должным образом оценивается мысль, проявляется своё отношение к ней. При этом в интонации появляются отчётливо напряжённые эмоциональные ударения и паузы, обусловленные чувствами, настроением, желанием. Они не всегда совпадают с логическими, но такое совпадение желательно.

Слайд 13

Основное положение для правильного звукотечения рот раскрыт на звук А, язык лежит плоско (не горбится), с продольным углублением на спинке, кончик языка—у нижних зубов, корень языка опущен, небная занавеска несколько приподнята, глотка несколько расширена, гортань несколько опущена. Остановлюсь на поведении гортани. Гортань изменяет свое положение в зависимости от произносимого гласного звука: при И — самое высокое, при У — самое низкое, а также в зависимости от высоты звука: чем звук выше, тем гортань выше и наоборот.

Слайд 14

Гимнастика губ поднять верхнюю губу и тем подвижных самым показать верхние зубы до самых десен органов (несколько раз); опустить нижнюю губу и показать нижние зубы до самых десен одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу (во всех перечисленных упражнениях губы несколько растягиваются в стороны); при закрытом рте растянуть сомкнутые губы в стороны: выдвинуть сомкнутые губы вперед, как при свистке; сомкнутые и выдвинутые вперед губы двигать вправо, влево, вверх и вниз, а также вращать кругом сначала в одну, потом в другую сторону (при всех упражнениях на губы верхние зубы соприкасаются с нижними, и нижняя челюсть неподвижна).

Слайд 15

Гимнастика языка при широко открытом рте, высунуть язык возможно больше, затем быстро втянуть его обратно ,кончиком касаясь нижних зубов; в это время губы, нижняя челюсть и гортань должны оставаться неподвижными; втянуть язык так глубоко, что бы полость рта казалась почти пустой; высунуть язы к возможно больше вперед и перемещать его так: вправо, вперед, влево, вперед, вправо, вперед, влево и так далее; при несколько раскрытом рте, придать языку плоское положение, кончик языка привести в перпендикулярное положе­ ние к твердому небу и перемещать его из стороны в сторону, так, чтобы он описывал полукруг;

Слайд 16

УПРАЖНЕНИЕ: Гудение А-Э-И-О-У Это упражнение позволяет настроить вашу внутреннюю органную трубу на мощное и наполненное звучание. Сначала «А», потом «Э», потом «И», «О», «У». Каждую гласную прогудеть 3 раза. На что важно обратить внимание: Фокус внимания внутрь себя: замечайте, где звук рождается, как он движется внутри вас. Когда гудите, воздух выдыхайте не до конца. Заканчивайте гудеть, когда внутри еще остается запас воздуха на 15-20% от объема легких. Тогда вам легко будет сделать новый вдох. Старайтесь уловить резонанс, который возникает в грудной клетке при гудении. Наблюдайте, насколько расслаблено ваше тело: плечи, шея, ноги, спина, живот... Снимайте лишние телесные зажимы.

Слайд 17

Произносить в смешанном регистре не громко следующие сочетания: ва-а , ва-а , ва-а , ва-а .. ла-а , ла-а , ла-а , ла-а ... на-а , на-а , на-а , на-а ... Нужно следить за тем, чтобы звук лился свободно (непринужденно), без задержки (в глотке, в мягком небе) и отдавался в твердом небе и в носу, пользуясь лицевым костяком, как декой.

Слайд 18

ра-а , ра-а , ра-а , ра-а , ра-а . жа-а , жа-а , жа-а ,, жа-а , жа-а . ша-а , ша-а , ша-а , ша- а, ш а-а за-а , за-а , за-а , за-а , са-а , са-а , са-а , са-а , са-а . . фа-а , фа-а , фа-а , фа-а , фа-а . ха-а , ха-а , ха-а , ха-а . . ба-а , ба-а , ба-а , ба-а , ба-а . . па-а , па-а , па-а , па-а , па-а . . да-а , да-а , да-а , да-а , да-а . . та-а , та-а , та-а , та-а . та-а . . га-а , га-а , га-а , га-а , га-а . . ка-а , ка-а , ка-а , ка-а , ка-а ча-а , ча-а , ча-а , ча-а , ча-а . . ца-а ца-а , ца-а , ца-а , ца-а . . щ а-а щ а-а ща-а ща-а щ а-а . Каждое сочетание произносится по нескольку раз (5—8) на одном дыхании, после чего идет пауза, добирание воздуха и новое следующее сочетание. Регистр смешанный. Звук средней -СИЛЫ

Слайд 19

Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произнесения. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого почерка для письменной. Хорошая дикция создает благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Кроме того, дикция имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

Слайд 20

Требования к дикции Н еобходимость особой чуткости к требованиям дикции и орфоэпии в случаях словосочетаний, образующих «смысловые сдвиги», например : «Слыхали ль вы?» – «Слыхали львы»; «под арку» – «подарку»; «однако пусто» – «одна капуста». В таких случаях надо «произносить так, чтобы исключить возможность «сдвинутого» восприятия (при помощи паузы между словами, правильного слогоделения , точного произнесения, требуемых оттенков звука…)»

Слайд 21

Недостатки дикции К обратимым дефектам речи, которые связаны с неправильно усвоенными движениями мышц горла, гортани, языка, челюстей, относят картавость, шепелявость . Чтобы обеспечить себе "дикционную чистоту", нужно использовать скороговорки .

Слайд 22

Упражнение 1. Тренируйтесь скороговорками В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да не дорапортовал , дорапортовывал да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент,

Слайд 23

лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Бранденбурга — бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл;

Слайд 24

зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два- дровокола- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла ; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь;

Слайд 25

Упражнение 2. Слушайте себя Почти каждый человек услышав свой голос, записанный и воспроизведенный на аудиозаписи, захочет его улучшить. Используйте для контроля и отработки звучания своего голоса диктофон. Выбирайте отрезки из книг и читайте вслух, делая аудиозапись. Потом прослушайте. Скорее всего, сначала вам не понравится, как вы прочли отрывок, поэтому читайте и записывайте до тех пор, пока ваше произношение не покажется вам идеальным.

Слайд 26

Упражнение 3. Тренируйте диафрагму Иногда, при долгом разговоре, у некоторых не хватает дыхания, чтобы закончить предложение. Это придаёт речи обрывистость и смазывает впечатление. Чтобы дыхания хватало на даже самое длинное предложение, тренируйте диафрагму. Для этого сделайте вдох и на выдохе просто тяните любую гласную букву пока не кончится дыхание. Повторяйте это упражнение несколько раз в день. Когда продержать гласную в течение секунд 25 не будет составлять для Вас труда, попробуйте менять высоту голоса. Еще один способ – надувать воздушные шарики. Упражняйтесь каждый день и все “ фефекты вечи ” будут устранены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Голосоведение"

Материал адресован учителям-логопедам...

Программа по голосоведению "Звучащая речь"

Рабочая  программа по голосоведению (в рамках образовательной области «Речевое развитие»)  разработана  для детей 5 летнего возраста  на основе программы Л.Н.Засориной ...

Программа по голосоведению "Звучащая речь"

Рабочая  программа по голосоведению (в рамках образовательной области «Речевое развитие»)  разработана  для детей 5 летнего возраста  на основе программы Л.Н.Засориной ...

Мастер-класс на тему: «Формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения»

Мастер-класс на тему: «Формирование навыка рациональной голосоподачи и голосоведения»....

Особенности голосоведения и голосоподачи у лиц голосоречевых профессий

В данном материале описываются особенности голосоведения и голосоподачи у лиц голосоречевых профессий....