Конспект интегрированного логопедического занятия на тему «Путешествие по лесу» для детей 6-7 лет с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Сухарева Алла Валентиновна
Разработанный конспект логопедического занятия подготовлен для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи в старше-подготовительной группе, направленный на отработку лексических тем «Лес», «Деревья и кустарники» и построенный в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_puteshestvie_po_lesu.docx826.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного логопедического занятия

на тему «Путешествие по лесу» для детей 6-7 лет с ОНР

Цель – расширение и активизация словаря по лексическим темам «Лес», «Деревья и кустарники».

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Коммуникация, Познание,

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизировать и обогащать словарный запас по темам «Лес», «Деревья и кустарники»;

- совершенствовать грамматический строй речи, навыки слогового, звукового анализа и синтеза слов;

- учить составлять распространенные и сложноподчиненные предложения.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слухо-моторную координацию, умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями, фонематические процессы, навыки согласования слов в предложении;

- формировать общую и мелкую моторику, образное и словесно-логическое мышление .

Коррекционно- воспитательные:

- воспитывать умение слушать педагога, выслушивать ответы своих товарищей;

- формировать положительную мотивацию к занятиям, навык взаимодействия.

- воспитание любви к окружающей природе.

Методы: 

Наглядные: предметные картинки с изображением деревьев и кустарников

Словесные: беседа, дидактическая игра, отгадывание загадок.

Практические: штрихование

Здоровье сберегающие технологии: динамическая пауза, пальчиковая гимнастика.

Словарная работа: валежник, болото.

Предварительная работа: работа над воспроизведением ритма, знакомство с понятием «родственные слова», выделение заданного звука в разных позициях (в начале, середине, конце) слова, наблюдения за елью, сосной, березой, кленом, сиренью, шиповником, закрепление отличительных черты деревьев и кустарников, разучивание стихов о природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций о лесе, развитие связанной речи.

Дидактическое обеспечение:

Металлофон с молоточком, мини-ширма, мягкая игрушка Старика – Лесовика, экран, ноутбук для показа слайдов  с изображением картинок (рюкзак, спички, удочка, котелок, компас; весенний лес;  береза, тополь, сосна, дуб, клен, ель, рябина  ), сизаль (ткань), ветки деревьев, корзина с шишками , ткань маскировочная для «болота», листы с заданием на штриховку, карандаши, кубики 3-х цветов (красные, синие, зеленые) для выполнения звукового анализа и синтеза, мольберт, домик Весны, деревянные макеты кустарников, с распечатанными на них цветными изображениями , схема предложения, указка.

Ход  ООД

  1. Вводная часть.

Дети входят в зал, встают полукругом.

Логопед.  Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Игра «Летний дождик»

Логопед. У меня в руках металлофон, предлагаю вам послушать, как звенят капельки дождя и повторить эту мелодию.

Дети стучат молоточком по металлофону в определенном ритме:

1 раз медленно – 1 раз медленно - 2 раза быстро;

1 раз медленно – 1 раз медленно  – 2 раза быстро– 1 раз медленно – 2 раза быстро;

3 раза медленно – 2 раз быстро – 1 раз медленно – 2 раза быстро – 2 раза быстро.

  1. Основная часть.

Логопед. Ребята, на волшебный звон нашей капели, кажется, кто-то отозвался. Я уже слышу, его тихие, осторожные шаги.

Кто же к нам пришел?

В зал входит Старик-Лесовик, здоровается и знакомится с детьми:

Я – хозяин леса: старик,

Похож на гриб - боровик.

Шапочка на мне да кафтан,

В лесу я найду каждый капкан,

Знаю каждый уголок и тайник.    

Все зовут меня старик - …  ЛЕСОВИК (дети отвечают вместе)  

                                                                                                                     https://static.relax.by/images/common/afisha/logos/54bf8544ad1359f3d91e5e7e511371c2.jpg                               

Дети. Лесовик!                                    

Логопед. Какое имя у тебя интересное! Ребята, давайте вслушаемся в его имя: Л е с о в и к! Какие похожие слова вы знаете?  

Дети. Лес, лесок, лесной, лесник, пролесок, лесничество…

Логопед. Какие мы подобрали слова?

Дети. Мы подобрали слова-родственники, слова из одной «семейки»

 Лесовик.  Ребята, приглашаю Вас в поход:

Собирайтесь скорее

В необычный поход.

Ждут нас тайны лесные

Вдаль дорога зовет!

Вы согласны идти в поход?

Дети. Да, согласны!

Лесовик. Но прежде чем отправиться в лес, хочу Вас проверить – знаете ли Вы «Правила поведения в природе .  (Детям демонстрируются знаки о правилах поведения в лесу. Ребята их объясняют.)

https://www.sites.google.com/site/distancionnoeobucenie714/_/rsrc/1588777233902/no2-putesestvuem-v-mir-rodnoj-prirody-2-god-obucenia/putesestvuem-v-mir-rodnoj-prirody-2-god-obucenia-ekologiceskie-znaki/hello_html_m776a17bf.png

Логопед. Давайте соберем вещи, которые могут нам пригодиться в походе.

На экране появляются картинки  (рюкзак, спички, удочка, котелок, компас)

http://pt.clubpenguinwiki.info/static/images/cpwpt/thumb/1/1c/MochiladeCaminhada.png/80px-MochiladeCaminhada.pnghttp://mywishlist.ru/pic/i/wish/_100x100/008/804/984.png    https://c7.hotpng.com/preview/290/608/936/5bbc1e76c08d7.jpg    https://images.ua.prom.st/1973858185_w200_h200_kazan-chugunnyj-klassicheskij.jpg https://detskiychas.ru/files/pics/2017/01/skazka_volshebnaya_strelka.jpg

Логопед . Найдите предмет, название которого начинается:

- со звука [рь];

- со звука [с]

- заканчивается на звук [а]

- со звука [к] и закнчивается звуком [к]

- со звука [к] и заканчивается звуком [с]

Дети выполняют задание.

Логопед. Для чего в походе нужны удочка, спички,котелок? Молодцы! Теперь мы готовы, наш поход начинается!

Лесовик. Встаем, «закидываем  рюкзаки» за плечи , поворачиваемся направо!

Динамическая пауза

Мы колени поднимаем (дети шагают по кругу, высоко поднимая колени)

Дружно в ногу все шагаем!

Левой – правой, левой правой,

Левой – правой, все вперед!

Дети встают полукругом перед экраном, на котором выведена картинка «Лес»

Логопед. Ребята, куда мы попали  ?

Дети. Мы попали в лес.

Логопед. Скажите, а что такое лес?

Дети. Лес – это место, где растет много деревьев, кустарников и трав, и где обитают дикие животные.

Логопед. Да, в лесу много деревьев. А какие деревья вы заете? На экране появляются картинки с их изображением  (береза, тополь, сосна, дуб, клен, ель, рябина) .

https://cdn.st100sp.com/cache_pictures/171901238/thumb300        https://sun9-49.userapi.com/c858332/v858332446/198ffc/otfXyODTWvE.jpg             http://piratov.net/images/2018/07/20/345753/sosna_242141627_1.jpg           https://img.uslugio.com/img/39/28/39282bc805a9f475437d7d8fe025d63f.jpg

https://manyfoto.ru/01sp/sp/photos/s/07/0729a1cddb74a858eb50f7b7cb3.jpg          https://cdn.c4.r-99.com/sites/default/files/imagecache/300o/product-images/222892/zqMDwIX7ibLVg31wntehOA.jpg https://img.favpng.com/9/0/14/vector-graphics-portable-network-graphics-clip-art-royalty-free-illustration-png-favpng-g81E0VHdKv5Jppty0mTMay5Ez.jpg   

Дети отвечают.

Логопед. В названиях каких деревьев всего один слог? Два? Три?

Дети. Дуб, ель, клен.

Логопед. Молодцы! А сейчас давайте вспомним, как называются ветви разных деревьев : березы, дуба, клена, сосны, осины, липы, кедра, тополя.

Дети. Березовые ветви, дубовые ветви, сосновые и т.д.

Логопед. Молодцы, ребята! Смотрите , что-то лежит под деревом  (привлекается внимание к сосне, выпиленной из фанеры, и под которой лежат ветки деревьев. )

              Это валежник. Что значит слово валежник?

Дети. Это сломленные ветром, упавшие ветви.

Логопед открывает спрятанные под тканью (сизаль) ветви в виде буквы Ш.

Логопед. Посмотрите, в одном месте ветви упали так, что получилась буква. Какая?

Дети отвечают.

Логопед. Придумайте слово, начинающееся на буку Ш, которое можно найти на елке.

Дети. Шишки.

Логопед. На каких еще деревьях есть шишки?

Дети. Шишки есть на сосне, кедре, лиственнице, туе.

Логопед. А сейчас, выберите себе дерево. Какой звук в его слове-названии первый? Выложите соответствующую букву из шишек на ковре.

Логопед спрашивает каждого ребенка, какая у него буква и какое дерево он загадал. Затем дети собирают шишки в корзину.

Логопед. Ой, ребята, собирая шишки, мы с вами заблудились  и впереди у нас болото. А кто знает, что это такое?

Дети. Болото – непроходимое место, где можно утонуть.

Лесовик. Садитесь за столы. Перед вами лежат листы с заданием и карандаши. Это «кочки», по которым мы перейдем через болото. Лесовик предлагает заштриховать кружочки.

 «Продолжи штриховку»

(Дети заштриховывают кружочки по образцу  ( |||||, =, ///// )  .

Логопед. А теперь составьте звуковую схему к слову «кочки» 

  https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/archive/f/ff/20110206024656%21Solid_blue.svg/120px-Solid_blue.svg.pnghttps://s3-us-west-2.amazonaws.com/i.cdpn.io/240794.mJmdjg.small.e14c1169-380a-4a2b-a74a-d20e160aa6da.png https://www.tahtakalehobi.com/images/thumbnails/343/300/detailed/174/9356.jpg   https://www.tahtakalehobi.com/images/thumbnails/343/300/detailed/174/9356.jpghttps://s3-us-west-2.amazonaws.com/i.cdpn.io/240794.mJmdjg.small.e14c1169-380a-4a2b-a74a-d20e160aa6da.png   

Дети  после выполнения заданий переходят по «кочкам» через болото и оказываются перед домиком, украшенным по-весеннему.

Лесовик. А чей это домик, попробуйте догадаться? (загадка)

Кленам, липам и дубочкам

Дарю новые листочки.

Милых пташек приглашаю

И посевы поливаю.

Движением всегда полна

Капелью радует …

Дети. Весна!

Логопед. Посмотрите вокруг домика Весны много цветущих кустарников. Давайте вспомним их названия и разделим их на слоги (цветные изображения кустарников прикреплены на деревянные макеты кустарников).

 https://i.pinimg.com/236x/30/15/08/301508e6d4ce7f4b5de35020b6739a18--rendering-techniques-render-art.jpg    https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_thumbnail/public/gallery/2014/10/27/derevya_i_kustarniki/bez-imeni-91.jpg?itok=6MjjRI4W      https://i.pinimg.com/236x/e4/b2/83/e4b2838899a8ce6c27458982013b1b85.jpg

       си-рень           ши – пов- ник               че –ре –му- ха

Дети выполняют задание. Логопед показывает схему предложения.

                  C:\Users\dell2\Desktop\7abcb77ac3ca6e4bf9d7df781f822f1010eb787d_101 (2).jpg     

Логопед. Сколько слов в предложении?

Дети. В предложении пять слов.

Логопед. Давайте придумаем для Весны красивые предложения о ее цветущих кустарниках.

Дети. 

           Около домика растет  душистая черемуха.

           На шиповнике распустились ароматные цветы.

           Я вдыхаю аромат куста сирени.

Логопед. Молодцы!

  1. Заключительная часть.

Лесовик. Наш поход подошел к концу.

Логопед.Давайте вспомним еще раз , какие встретились на нашем пути деревья и кустарники. Вы ВСЕ МОЛОДЦЫ!

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия на тему: Путешествие с попрыгайчиками по планете «ЛОГОПЕДИЯ» с использованием здоровьесберегающих, компьютерных технологий и мнемотехники

Занятие проводилось в рамках районного семинара учителей-логопедов Колпинского района Санкт-Петербурга "Логопедизация образовательных областей в рамках ФГОС ДО"...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Путешествие капельки» (ст. гр. под. гр.)

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием. Систематизация знания и представления детей о роли воды для всего живог...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д...

Конспект интегрированного логопедического занятия. Тема:"Прогулка в зоопарк"

Авторская разработка логоритмического занятия может быть использована логопедами  для занятий с детьми  с ОВЗ  в старшей и подготовительной группах детского сада....

Конспект интегрированного логопедического занятия для детей младшего дошкольного возраста Тема: «Путешествие в осенний лес»

Конспект интегрированного логопедического занятиядля детей младшего дошкольного возраста Тема:  «Путешествие в осенний лес»...

Конспект интегрированного познавательного занятие тема: «Путешествие в страну безопасности»

Цели развлечения: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице; развивать мышление, сообразительность, фантазию.Познавательное развитие:— Уточнить знания детей об оп...

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Путешествие в страну Грамоты»

Конспект подгруппового логопедического занятия. Тема: «Путешествие в страну Грамоты»...