Нормы речевого развития. Что важно? На что нужно обратить внимание! Советы родителям.
консультация по логопедии

Лаврова Анастасия Юрьевна

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

Возрастные нормы

Первый этап доречевого развития начинается еще в утробе матери, т.к. процесс беременности и роды играют непосредственную роль в будущем формировании как речи, так и развития ребенка в целом. Нельзя также забывать и о генетических предрасположенностях.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Совет родителям

Родители части задаются вопросом: «Как научить ребенка разговаривать?». Увы, «волшебной» таблетки всё ещё не существует. Единственным и действительно эффективным методом является развитие мозга, а точнее, той его части, которая отвечает за формирование и функционирование речи.

1) С раннего возраста занимайтесь развитием моторики (как мелкой, так и крупной), подключайте сенсорную интеграцию. И говорите: много, часто, постоянно. Ведь речь – это не только навык, сформированный головным мозгом, но и опыт, построенный на практике.

В эпоху электронных гаджетов дети действительно начали говорить позже. Если раньше нормой овладения речью считался рубеж в 2 года, сегодня эта норма отодвинулась ровно на год – теперь «разговориться» малыш должен до 3 лет.

2) Следите за общепринятыми нормами, следуйте рекомендациям логопедов, однако помните, что в каждом конкретном случае всё может быть индивидуально. Нормы могут незначительно сдвигаться или различаться, поэтому обращайте внимание и на общее развитие ребенка.

3) Обязательно читайте своему малышу в любом возрасте: сборники стихотворений, сказки, повести. Стройте диалоги, общайтесь, всячески коммуницируйте. И постарайтесь максимально отодвинуть сроки знакомства ребенка с электронными девайсами.

4) Смотрите на развитие речи в более обширном временном промежутке. Бывает, что словарный запас ребенка в 1.5 года не достигает и 50 слов, а к 2 годам малыш начинает прекрасно разговаривать предложениями.

Однако, если регулярная речь все-таки не появилась к 3-м годам, не пренебрегайте посещением специалистов – в этом случае ребенку нужна помощь профессионалов!

То же самое касается различных нарушений речи после 3-х лет. Если Вы видите проблемы в звукопроизношении, обратитесь к логопеду. Иногда один курс с грамотным специалистом творит чудеса!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речь – высшая психическая функция. Она всецело зависит от уровня развития центральной нервной системы человека. Это не только средство общения, но и основа мышления. Ребёнок с неразвитой речью не может полноценно анализировать и классифицировать свои впечатления, делать обобщения и выводы об окружающем мире. Недаром развитию речи детей дошкольного возраста придают такое значение большинство родителей и специалистов: медиков, дефектологов, логопедов, педагогов, психологов.

От умения понятно выразить свои мысли зависит, сможет ли ребёнок свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Дети с развитой речью активно играют и общаются со сверстниками, контактируют со взрослыми, делятся своими впечатлениями. Ребёнок, осознающий, что его речь непохожа на речь сверстников, может начать стесняться общения с детьми и взрослыми, избегать совместных игр, бояться, что над ним будут смеяться.

Чтобы узнать, правильно ли развивается годовалый малыш, нужно знать, что в возрасте с рождения до года является нормой, а что патологией, как можно стимулировать его речевое развитие самостоятельно.

Стадии речевого развития

Развитие речи ребёнка от рождения до года условно делится на четыре неравных по срокам стадии. Темпы развития детей могут не совпадать по времени, но эта примерная периодизация позволяет отделить норму от патологии:

  1. Стадия крика. Длится от рождения до 6–8 недель. И крик, и звуки, издаваемые малышом, относятся к рефлекторным звукам. Чаще всего это гласные звуки с носовым оттенком. Короткий вдох и удлинённый выдох сопровождают громкий крик.
  1. Стадия гуления. Длится от двух до пяти месяцев. Крик ребёнка приобретает интонационную окраску, он меняется в зависимости от состояния малыша. Гукающие звуки и их сочетания с гласными могут возникать как спонтанно, так и при общении со взрослым (агу, гы, кхы, ага, га, эгэ, аа). И это уже становится началом важнейшего периода — коммуникации, общения с окружающими. Оно сопровождается появлением «социальной» улыбки для всех, кто общается с ребёнком, чуть позже – первого смеха, похожего на повизгивание. Гуление происходит на выдохе, так тренируется речевое дыхание.
  1. Стадия лепета. Самая большая по продолжительности стадия занимает около 6–7 месяцев и длится практически до конца первого года жизни, а точнее, до возраста 11 месяцев. Для неё характерен лепет, состоящий вначале из отдельных слогов (па, ба, ля), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ля-ля-ля), а затем в следующую стадию — первые слова, которые чаще состоят из двух одинаковых слогов (па-па — папа, ба-ба — бабушка, ля-ля — кукла). Ротовая полость становится совершеннее, язык имеет возможность для выполнения разнообразных движений. Это делает доступным для ребёнка произнесение различных звуковых комплексов, похожих по звучанию на слоги с гласной на конце: ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, ня-ня-ня.
  1. Стадия первых слов. Длится до конца первого года жизни. Эти слова (около 20–25) чаще состоят из двух одинаковых слогов. Это стадия, когда ребёнок начинает соотносить лепетные комплексы с конкретными словами. Он не просто произносит цепочку слогов ма-ма-ма, а соотносит слово ма-ма с реальным предметом, реагирует на появление папы словом — па-па. Ребёнок на этой стадии активно поддерживает контакт со взрослым предметно-действенными средствами, манипуляцией с игрушками и предметами. На этой же стадии интенсивно развивается понимание обращённой речи, малыш активно начинает накапливать пассивный словарь. Он ещё не может сказать ослик, но если вы попросите дам игрушку, изображающую ослика, он даст.

Возрастные нормы

Первый этап доречевого развития начинается еще в утробе матери, т.к. процесс беременности и роды играют непосредственную роль в будущем формировании как речи, так и развития ребенка в целом. Нельзя также забывать и о генетических предрасположенностях.

Если беременность была легкой (на скринингах не было обнаружено нарушений, отсутствовали внутриутробные инфекции матери), а малыш родился в результате естественных неосложнённых родов с высокими оценками по шкале Апгар, то только в таком случае можно опираться на нижеприведенные нормы развития речи ребенка до года.

0-3 месяца

Так, согласно возрастным нормам развития речи детей, к 3-м месяцам грудничок должен начать «гулить», а также активно реагировать на речь взрослых и окружающие звуки. Например, при громком шуме малыш может заплакать, а, услышав мамин голос, – заулыбаться. При этом в возрасте 3–4-х месяцев ребенок уже отчетливо произносит звуки «гу» и/или «агу», а ещё смеется заливным смехом, если его что-либо или кто-либо рассмешил.

4-7 месяцев

К полугоду жизни у малыша должен появиться так называемый детский лепет – несвязная и неясная речь. Этот этап – ещё одна стадия доречевого развития ребенка, которая следует за гулением и предшествует стадии первых звуков. Малыш может активно общаться на «своем языке», ярко выражая эмоции. При этом некоторые детки в этом возрасте могут выговаривать некоторые звуки, например, «ма», «па» и/или «ба». Этап «лепетной речи» обычно заканчивается к 9-10 месяцам.

8-12 месяцев

В этот период малыш начинает активно пользоваться жестикуляцией, а несвязный лепет «перерастает» в появление конкретных звуков. К году должна начаться стадия речевого развития, когда малыш начинается осваивать настоящую речь, состоящую из повторяющихся звуков (ма-ма, та-та, ба-ба, ня-ня, па-па и т.д.). Какие-то предметы детки могут называть одним звуком, как правило, первым. Например, увидев карандаш, малыш может сказать «ка», указывая пальчиком на канцелярскую принадлежность. Также дети в этом возрасте начинают изучать звуки животных, поэтому, встретив на улице собаку, могут обозначить встречу, проговорив «гав» или «гав-гав».

В этом возрасте с малышом надо активно заниматься, читать сборники детских стихотворений и простые сказки, рассматривать красочные иллюстрации/картинки и, конечно, много и часто разговаривать, проговаривая каждое свое действие и действия ребенка. При этом говорить надо односложно, не наполняя свою речь сложными речевыми конструкциями.

Вообще разговаривать с малышом необходимо с самого рождения. И делать это нужно как можно чаще. Очень хорошо, если мама начнет говорить с ребенком еще на этапе беременности, ведь малыши начинают слышать с 17 недели беременности, а различать речь – с 27 недели.

12-18 месяцев (1 – 1.5 года)

Нормы развития речи у детей в год-полтора включают появление первых простых слов и элементарную коммуникацию с окружающими. В этот период начинает происходить первичное накопление словаря. Малыш уже правильно называет некоторые обиходные предметы и может изъясниться, что он хочет или что ему нужно, применяя, в том числе, жесты и мимику. К 1.5 годам общий запас лексикона ребенка может составлять до 100 слов (с учетом слов, состоящих из 1 слога, например, «я», «ты», «гав», «мяу» и т.д.). Более того, ребенок знает всех из своего близкого окружения (маму, папу, бабу, деда и т.д.) и называет их правильно. А еще малыш с легкостью произносит практически все звуки животных.

18-24 месяца

Словарный запас ребенка к 2 годам достигает 300−400 слов, также появляется первая фразовая речь. Теперь малыш может говорить простыми словосочетаниями (к примеру, «мама, дай»), а речь становится все более связной. На этом этапе родителям необходимо активно заниматься расширением словаря ребенка и упускать этот момент ни в коем случае нельзя, потому что, пуская развитие речи на самотек, возможен резкий откат речевого развития. И встречается это довольно часто.

2-3 года

В этот период происходит активное накопление словарного запаса ребенка. К 3 годам общий лексикон составляет уже от 1000 слов. Расширяется и фразовая речь. Как правило, в этот период большинство малышей начинают говорить односложными предложениями, поддерживая недолгие диалоги.

Согласно нормам развития речи ребенка 3 года, к этому возрасту речь малыша должна стать неотъемлемой частью вербальной коммуникации.

Вот так, всего за 3 года маленький человек практически полностью изучает родной язык. А далее начинается этап его совершенствования.

Нормы развития речи у детей от 3 до 5 лет

Дети дошкольного возраста постепенно переходят к более сложным речевым конструкциям, активно используют падежи, правильно произносят единственные и множественные числа, перестают путаться в окончаниях и употребляют в своей речи различные предлоги и союзы. В лексиконе появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. К 5 годам детки осваивают шипящие звуки (ш, ж, ч, щ). Всё это основные нормы развития речи детей дошкольного возраста.

В этот период старайтесь читать как можно больше книг, занимайтесь по тетрадкам, соответствующим ФГОС, и стройте сложные диалоги, отвечая на любые интересующие малыша вопросы.

Нормы развития речи у детей от 5 до 7 лет

К нормам развития речи ребенка 5 лет – 7 лет относят появление так называемого словаря обиходных слов, которые ребенок регулярно применяет в своей речи. Теперь подрастающий дошкольник может не просто назвать правильно все предметы, находящиеся в его окружении, но и дать каждому точное описание и/или характеристики. В этом возрасте ребенок с легкостью произносит сложные слова, например, «брошюра», «достопримечательность», «второстепенно» и т.д.

В возрасте 5-6 лет у ребенка крепнут мышцы артикуляционного аппарата. Теперь детки способны легко разбирать слова на слоги, придумывать слова на тот или иной звук и/или букву, а еще они свободно учат и рассказывают выученные наизусть стихотворения.

К 7 годам речь должна быть поставлена полностью, как и все звуки, в том числе, самый сложный звук «Р». На этом этапе основное развитие речи заканчивается. Далее юные школьники лишь пополняют словарный запас, складывая в свою лексиконную копилочку всё больше и больше различных слов родного языка.

Отклонения от нормы

В группе риска, в плане нарушения развития речи, находятся недоношенные дети с очень низкой массой тела при рождении, дети с нарушениями слуха и зрения, с гипертонусом мышц, с недостаточным функционированием черепных нервов, наличием структурных изменений головного мозга.

Распространённой причиной задержки речевого развития являются недостатки в воспитании, когда ребёнком не занимаются, ему не хватает внимания. При педагогической запущенности родители должны немедленно браться за устранение ошибок воспитания.

Тревожными симптомами станут такие отклонения от нормы:

-у ребёнка нет гуканья и гуления в первый год жизни, он не фиксирует взгляд на движущемся объекте;

-нет «комплекса оживления», реакции на эмоциональную речь;

-запаздывание периода лепета к 6 месяцам, нет интереса к окружающему миру;

-«гуление» и лепет монотонные, очень тихие, неэмоциональные, без интонации;

язык неправильно расположен в полости рта, заметны спазмы мышц рта, языка;

-к 9–12 месяцам сохраняется примитивный, однообразный лепет;

-ребёнок теряется, отыскивая глазами источник звука;

-у детей с проблемами речевого развития, связанными с поражением центральной нервной системы, появляются трудности с жеванием, глотанием, они не могут пить из чашки, часто поперхиваются едой;

-ребёнку безразлично то, что его не понимают, он говорит на языке, понятном только ему одному;

-к 12 месяцам у детей с патологией речевого развития не появляются не только обычные, но и лепетные слова, предпочитает вместо них выражать свои желания жестами, мимикой и мычанием.

При несоответствии возрастной норме речевых проявлений годовалого ребёнка нужно обратиться к специалистам: детскому неврологу, отоларингологу, дефектологу, логопеду. Организм малыша пластичен, при раннем начале коррекции проще преодолеть нарушения развития речи. Несвоевременно исправленная задержка речи, обнаруженная в раннем возрасте, может привести к интеллектуальному отставанию таких детей от сверстников.

Задержка развития речи делает ребёнка замкнутым, раздражительным, временами агрессивным. Его умственное развитие замедляется, впоследствии затрудняется процесс овладения чтением и письмом. Начинать контроль овладения элементами родного языка нужно ещё в раннем возрасте. Именно в этот период при помощи игры со звуками активно упражняется артикуляционный аппарат и слух ребёнка, готовится почва для правильного усвоения родного языка.

Основные задачи, стоящие перед родителями детей с речевыми патологиями, можно сформулировать так:

  • расширение словарного запаса;
  • исправление неточностей в произнесённых словах и фразах;
  • обучение умению правильного построения высказываний;
  • внимательное отношение к детским вопросам.

С каждым годом процент детей, нуждающихся в занятиях с логопедом, увеличивается: начиная от «запуска» речи у детей раннего возраста до старших дошкольников, у кого «не стоят» те или иные звуки. Это связано с разнообразными причинами в развитии мозговых структур, а также с началом эпохи электронных гаджетов, когда так или иначе их употребление растет в каждой семье на регулярной основе.

Хороший логопед работает не только с речью ребенка как таковой; грамотный специалист подходит к каждой конкретной задаче комплексно, делая упор, в том числе, и на развитии моторного центра речи и сенсорного центра речи.

Более того, исправить речевые нарушения и/или поставить звуки может только логопед. Без должных навыков провести языковую коррекцию просто невозможно. Поэтому не пренебрегайте посещением специалиста и проведением логопедической диагностики. Особенно эта процедура необходима перед поступлением в школу, потому что имеющиеся речевые проблемы только усугубят усвоение школьных дисциплин (как минимум, письма и чтения).

Совет родителям

Родители части задаются вопросом: «Как научить ребенка разговаривать?». Увы, «волшебной» таблетки всё ещё не существует. Единственным и действительно эффективным методом является развитие мозга, а точнее, той его части, которая отвечает за формирование и функционирование речи.

1) С раннего возраста занимайтесь развитием моторики (как мелкой, так и крупной), подключайте сенсорную интеграцию. И говорите: много, часто, постоянно. Ведь речь – это не только навык, сформированный головным мозгом, но и опыт, построенный на практике.

В эпоху электронных гаджетов дети действительно начали говорить позже. Если раньше нормой овладения речью считался рубеж в 2 года, сегодня эта норма отодвинулась ровно на год – теперь «разговориться» малыш должен до 3 лет.

2) Следите за общепринятыми нормами, следуйте рекомендациям логопедов, однако помните, что в каждом конкретном случае всё может быть индивидуально. Нормы могут незначительно сдвигаться или различаться, поэтому обращайте внимание и на общее развитие ребенка.

3) Обязательно читайте своему малышу в любом возрасте: сборники стихотворений, сказки, повести. Стройте диалоги, общайтесь, всячески коммуницируйте. И постарайтесь максимально отодвинуть сроки знакомства ребенка с электронными девайсами.

4) Смотрите на развитие речи в более обширном временном промежутке. Бывает, что словарный запас ребенка в 1.5 года не достигает и 50 слов, а к 2 годам малыш начинает прекрасно разговаривать предложениями.

Однако, если регулярная речь все-таки не появилась к 3-м годам, не пренебрегайте посещением специалистов – в этом случае ребенку нужна помощь профессионалов!

То же самое касается различных нарушений речи после 3-х лет. Если Вы видите проблемы в звукопроизношении, обратитесь к логопеду. Иногда один курс с грамотным специалистом творит чудеса!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На что нужно обратить внимание при чтении художественной литературы с ребенком

Советы родителям дошкольников «На что нужно обратить внимание при чтении художественной литературы с ребенком»...

Буклет Советы логопеда. Нормы речевого развития детей 3 – 4 лет.

Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т.е. исправляют неправильное произношение, это не совсем так. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие все...

Памятка для родителей «На что нужно обратить внимание при покупке игрушек»?

Памятка для родителей«На что нужно обратить внимание при покупке игрушек»?...

Консультация для родителей «Норма речевого развития раннего возраста. Отклонения от нормы. Причины нарушений речевого развития» 10.04.2019г.

Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?»...

нормы речевого развития или когода нужно обратиться к логопеду

нормы речевого развития или когода нужно обратиться к логопеду...

На что нужно обратить внимание до поступления в школу?

Консультация логопеда для родителей...