ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО - ГОВОРИМ КРАСИВО!
консультация по логопедии

АСИЯ КУРМАНГАЛИЕВНА ТЮЛЕНБАЕВА

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО - ГОВОРИМ КРАСИВО!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chdyhanie.docx17.63 КБ

Предварительный просмотр:

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО - ГОВОРИМ КРАСИВО!


    У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается поверхностное слабое дыхание, отсутствует сильная направленная  воздушная струя, необходимая для произнесения целого ряда звуков (свистящих, шипящих, сонорных).
   Без сформированного речевого дыхания невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.

  Какие же нарушения речевого дыхания встречаются у детей?
1. Слабые вдох и выдох, которые ведут к тихой, едва различимой речи.
2. Неравномерное, неэкономное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок быстро на первом же слове (или даже слоге) выдыхает весь запас воздуха. Безвоздушный конец фразы или слова «проглатывается» или договаривается шепотом.
3. Неправильное распределение дыхания по словам. Ребенок выдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
4. «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз. Особенно это проявляется при чтении стихов.
5. Неравномерная громкость речи, которая возникает из-за толчкообразного выдоха.
 
Таким образом, развитие дыхания является одним из первых и очень важных этапов коррекционной работы.
Для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования, применяют дыхательную гимнастику - систему упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности.       Дыхательная гимнастика – обязательна, для того чтобы ребенок научился правильно и красиво говорить. Если воздух в нос не поступает, то разрастаются аденоиды, не вентилируется носоглотка. Из-за этого может быть снижен физический слух, следовательно и речевой (фонематический) слух.

   Дыхание через рот способствует нарушению звуков. Если нос хорошо дышит, то при глотании язык рефлекторно поднимается вверх, если с носом проблема и ребенок часто дышит ртом, то при глотании язык лежит в ротовой полости и не формируется верхний подъём языка. Нос плохо дышит, рот всё время открыт и формируется межзубное произношение звуков (язык высовывается изо рта). Необходимо выработать направленную воздушную струю. Очень важно правильно проводить работу над дыханием.

    Помните, что ребенок должен дуть, вытянув губы вперед «трубочкой», то на что ребенок будет дуть (листочки, пёрышки, кусочки салфетки...) должно находиться на расстоянии 30 см. от губ ребенка и ровно на уровне губ ребенка, при этом ребенок не должен раздувать щеки и поднимать плечи, воздух должен идти через губы, но не в щёки. На один предмет дуть не более 3 раз, все дыхательные упражнения проводятся кратковременно, чтобы у ребенка не закружилась голова. Упражнения можно выполнять стоя и сидя, но при этом ребенок не должен дуть вниз или задувать наверх, именно предмет должен быть на уровне рта ребенка, тогда будет правильная воздушная струя, правильный глубокий вдох и длительный выдох на котором ребенок сможет говорить.

   Выделяют два основных этапа работы над формированием речевого дыхания:
1. Формирование неречевого диафрагмального дыхания.
2. Формирование фонационного и речевого дыхания.

В комплекс дыхательной гимнастики входит:
- упражнения на выработку диафрагмального вдоха – выдоха;
- упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания;
- упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи;
- упражнения на выработку длительного выдоха.

Вот несколько упражнений для дыхательной гимнастики:

- "Бегемотики"

Ребенка учат вдыхать « полный живот» воздуха, а затем плавно и медленно выдыхать. При этом рука ребенка лежит на области диафрагмы.
Сели бегемотики, потрогали животики,
То животик поднимается, то животик опускается.
Бегемотики лежали, бегемотики дышали,
То животик поднимается, то животик опускается.
Упражнение выполняется вначале лежа, потом сидя и стоя.


- "Кораблики". В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному "берегу".

- "Буря в стакане". Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
 

 Упражнения можно выполнять стоя и сидя, но при этом ребенок не должен дуть вниз или задувать наверх, именно предмет должен быть на уровне рта ребенка, тогда будет правильная воздушная струя, правильный глубокий вдох и длительный выдох на котором ребенок сможет говорить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дышим правильно - говорим красиво»

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.     ...

Дышим правильно - говорим легко и красиво!

Это консультация для педагогов и родителей о правильном речевом дыхании. Предлагается практический материал для развития диафрагмального дыхания....

Консультация для педагогов на тему: "Дышим правильно - говорим красиво".

В данной консультации представлены игры на формирование правильного речевого дыхание, которое имеет огромное значение при постановке звуков....

Презентация к логопедическому проекту "Правильно дышим - правильно говорим"

Многие дети 4-7 плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма.   Как известно произношение звуков те...

Проект по развитию речевого дыхания для младшей группы "Дышим правильно- говорим красиво".

Проектная деятельность в младшей группе "Дышим правильно- говорим красиво"....

2021год Проект «Дышим правильно – говорим красиво»

Проект «Дышим правильно – говорим красиво»...

Мастер-класс для педагогов "Дышим правильно, говорим красиво"

Презентация к мастер-классу для педагогов по развитию речевого дыхания у дошкольников....