Консультация для педагогов
консультация по логопедии

Байталакова Аселя Алексеевна

"Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda_dlya_pedagogov.docx17.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Коррекционный уголок группы как часть предметно-развивающей среды»

 Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. 

На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени. В условиях дошкольного учреждения такой средой является групповая комната.    

Особую значимость проблема организации предметно-развивающей среды приобретает при работе в ДОУ компенсирующего вида для детей с ОНР. Нерегламентированная рамками занятий деятельность детей (самостоятельная и  под руководством педагога) наиболее продолжительна. В ходе этой деятельности воспитатели организуют индивидуальные и подгрупповые коррекционно-ориентированные формы взаимодействия с детьми. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности. В ней дети реализуют свои способности.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне; зеркало; игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала учитывается:
- наполняемость уголка;
- разнообразие материала;
- соответствие возрасту;
- доступность;
- системность;
- эстетика оформления;
- ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Особое место в предметном мире ребенка занимает игрушка. Она является другом, партнером в игре, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Поэтому ключевым персонажем, хозяйкой уголка решено было сделать именно игрушку. Такая игрушка многофункциональна. Это обязательно должен быть одушевленный персонаж. Его способность двигаться (с помощью взрослого или ребенка), задавать вопросы или отвечать на них, загадывать загадки, придумывать интересные истории, приглашать в гости друзей, преподносить неожиданные сюрпризы вызывает у детей живой интерес, побуждает к речевой активности. У игрушки может быть яркий, подвижный язычок, с помощью которого легко объяснить малышам упражнения артикуляционной гимнастики.  Одежда игрушки содержит различные элементы для развития мелкой моторики  рук (крючки, липучки, пуговицы, шнурки, кнопки, пряжки, зажимы, молнии, ленточки, и т.д.). Ткань, из которой сшита одежда, может быть разной, что позволяет детям легко усвоить названия материалов, а также охарактеризовать их свойства (с помощью тактильных ощущений). Цветовая гамма помогает запомнить основные и оттеночные цвета. Если у персонажа подвижные ручки или лапки, то с их помощью дети быстро осваивают навыки ориентации в схеме тела.

Оформление уголка должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Необходимо систематизировать дидактический, наглядный материал с учётом цифровой нумерации по разделам логопедической работы и цветовой гаммы «Радуга». 

Каждая дидактическая игра должна иметь название, цель и описание игры.

Судя из перечня материалов можно сделать вывод о том, что основной вид деятельности в речевом уголке — игра, что совершенно оправдано, так как это основной вид активности у ребят 1,5–7 лет. Однако, кроме дидактических забав, в речевом центре с помощью имеющихся наглядных пособий проводятся:

- Артикуляционные тренировки;

- Пальчиковые игры;

- Упражнения для выработки правильного дыхания;

- Сюжетно-ролевые игры;

- Художественно-творческие виды работ как элемент практической деятельности.

Творческие задания помогают ребятам лучше усвоить дидактический материал, отработать речевые навыки и умения, а также проявить свою креативность.

слайд

Содержание речевого уголка:

1. Картотека артикуляционных упражнений.

Предметные картинки-опоры, картинки, фото артикуляционных укладов; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Комплект зеркал (с ручкой или на подставке для каждого ребёнка).

2. Картотека дыхательных упражнений.

Игрушки, тренажёры для развития дыхания («Сдуй листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»); лабиринты; разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

3. Картотека пальчиковых игр.

Массажные коврики, мячики, Су-джок (по количеству детей) и картотека упражнений с ними, прищепки, трафареты; пальчиковые игры по лексическим темам; «Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв); упражнения на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки и другое.

4. Картотека для формирования произносительной стороны речи.

Звуковые дорожки, картотека предметных картинок, игры на автоматизацию звуков («Логопедическое лото», «Логопедическое домино» и другое.), картотека альбомов, книг по автоматизации и дифференциации звуков.                                                                

5. Картотека дидактических игр для обогащения словаря.

Предметные картинки по лексическим темам, «Четвёртый лишний», «Слова-антонимы», «Кому, что нужно» (профессии) и другое.

6. Картотека дидактических игр для развития лексико-грамматического строя речи.

Обучение различным способам словообразования, словоизменения, формирование грамматически правильной речи, символы предлогов, (игры «Чей хвост?», «Назови ласково», «Один-много», «Соотнеси картинку с предлогом») и другое.

7. Картотека дидактических игр для развития связной речи.

Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок; разные виды театра; библиотека детских книг, мнемотаблицы, схемы для составления предложений, игры с предлогами и другое. («Угадай по описанию», «Составить рассказ», «Составить рассказ по опорным картинкам») и другое.

8. Картотека дидактического материала для обучения элементам грамоты.

Касса букв демонстрационная, кассы букв индивидуальные, кроссворды, ребусы, абаки, материал для выкладывания звукобуквенной модели слов, магнитная азбука, таблицы с материалом для чтения, книжки-малышки, буквари, карточки-названия различных предметов в групповой комнате. Игры: «Сложи слово», «Подбери слово к схеме», «Составить предложение по схеме», настольные игры с буквами и другие.

9. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам логопедической работы (Звукопроизношение, фонематический слух, словарь, лексико-грамматический строй речи, связная речь).

10. Картотека игр для развития фонематического восприятия.

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: предметные, сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков; игры с парными карточками; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «орех» «перо»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; модели слова, «Делим слова на слоги»; «Найди, что звучит»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Общий звук»; «Звуковые символы».

11. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (координация речи с движением).

Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Расположить коррекционный уголок целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть удобным, чтобы дети сами могли подходить к нему и заниматься. При достаточном освещении. Близость игровой зоны будет мешать проведению занятий в коррекционном уголке и отвлекать ребенка от выполнения заданий.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....