Дети с ЗПР. Готовимся к школе
статья по логопедии (подготовительная группа)

Денискина Наталья Ивановна

В Москве очень много красивых микрорайонов.  Один из них расположен на востоке нашей столицы, и называется он Вешняки. На территории микрорайона находится много разных учреждений, есть популярная зона отдыха «Парк Кусково». И недалеко от парка, в зеленом уютном уголке расположен детский сад № 1540. Внешне детский сад ничем не отличается от десятков и сотен других. Но в нем, кроме обычных групп, функционируют группы для детей с задержкой психического развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_zpr.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ЗПР. Готовимся к школе

В Москве очень много красивых микрорайонов.  Один из них расположен на востоке нашей столицы, и называется он Вешняки. На территории микрорайона находится много разных учреждений, есть популярная зона отдыха «Парк Кусково». И недалеко от парка, в зеленом уютном уголке расположен детский сад № 1540. Внешне детский сад ничем не отличается от десятков и сотен других. Но в нем, кроме обычных групп, функционируют группы для детей с задержкой психического развития.

Ребенок плохо говорит, невнимателен, не слушается, не общается с другими детьми… С этими вопросами и многими другими проблемами родители приходят к нам, педагогам.

Нельзя не сказать о психологической атмосфере коррекционных групп, которая складывается из отношения к детям каждого педагога, а также из взаимоотношений самих педагогов.  Взрослые (логопед, дефектолог, воспитатель, помощник воспитателя) общаются между собой на глазах детей. Искренность их высказываний, эмоциональная окраска речи безошибочно улавливаются детьми, причем дети непосредственно реагируют не на слова, а на психологическую атмосферу.

В педагогике вообще, а в коррекционной в особенности, готовых рецептов не существует. У нас каждый педагог в своей деятельности руководствуется собственными жизненными принципами, моральными нормами, уровнем знаний, житейским опытом и пр. Незыблемо одно: бережный, вдумчивый, сугубо индивидуальный подход к проблемному ребенку.

Дети с задержкой психического развития зачастую обладают яркими личностными и поведенческими особенностями. Поэтому, работникам коррекционных групп приходится выступать в роли и психолога, и психоаналитика, чтобы разрешить конфликт, вспыхнувший межу детьми.

В коррекционных группах, сталкиваясь с нестандартным поведением ребенка (отказ идти на прогулку, нежелание танцевать на музыкальном занятии, полное отсутствие дистанции в общении со взрослыми и т.д.), педагоги всегда учитывают, что негативизм обычно возникает как защитная реакция ребенка на психологическое давление. Необходимо было к такому ребенку подобрать особый «ключик», но с лаской, мягко, без нажима и возмущения.

В последнее время в коррекционных группах увеличивается количество детей с повышенной возбудимостью и двигательным расстройством. Ведь бег, движение для такого малыша – способ разрядки. Наказать, посадить его на стул – значить аккумулировать еще больший заряд, который неизвестно, когда, на кого и как сработает. И опять надо искать свой «ключ» - интересное, активное, моторное занятие ребенку.

В таком творческом поиске и напряженной работе проходит несколько лет.

  И вот осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу… сможет ли будущий школьник полноценно учиться? Справится ли со школьной программой? Подобные вопросы волнуют и родителей, и педагогов, тем более, когда дело касается такого сложного и трудно-устранимого дефекта, как задержка психического развития.

Поступление в школу – это не только важная ступенька в жизни ребенка, но и событие для всей его семьи и для нас, педагогов. К этому событию, как правило, готовятся, думают, обсуждают, выбирают школу и … тревожатся. Наступает время подведения итоговой черты «игровому детству», когда любое достижение ребенка – всегда успех, всегда радость, когда он «самый-самый».

И здесь уместно вспомнить мудрое древнее изречение, которое удивительно подходит к деятельности педагогов-логопедов. Суть высказывания в следующем: нам нужно терпение, чтобы изменить то, что можно изменить, мужество, чтобы снести то, что невозможно изменить, и мудрость, чтобы отличить первое от второго.

Ведь известно, что произвольно регулируемая человеческая деятельность характеризуется сознательной целенаправленностью и вызывается осознанными мотивами, связанными со словесным мышлением, особенности которого у детей с задержкой психического развития речи очевидны.

По сравнению с нормально развивающимися детьми, у детей с ЗПР имеются отклонения в развитии таких качеств личности, как общительность, активность, самостоятельность, у некоторых нарушены или не сформированы общественные отношения.

Большое значение в регуляции общественных отношений, поведения и деятельности детей с ЗПР имеет речь. Известно, что речь развивается в тесной связи с формированием мыслительных процессов и участвует в возникновении основных психических новообразований в период подготовки детей к школе. Нарушение словесной регуляции и вербализации есть общая закономерность аномального развития психики, это нарушение проявляется у детей с ЗПР, кроме прочих сфер, в особенностях мотивационно-волевой сферы и, соответственно, в уровне сформированности мотивационно-волевой готовности к школьному обучению.

Такие дети могут быть в силу своих психических особенностей недостаточно самостоятельными для своего возраста или проявлять самостоятельность только в привычных условиях, что также говорит о недостаточной степени сформированности самостоятельности. Некоторые дети с ЗПР могут быть пассивными, непоследовательными в своих действиях, недостаточно ответственными, проявлять негативизм, упрямство как следствие безволия, обладать повышенной внушаемостью и отвлекаемостью, недостаточной настойчивостью, решительностью и выдержкой.

Кроме того, детям с задержкой психического развития могут быть свойственны особенности эмоциональных качеств и мотиваций – общественно значимые мотивы поведения и деятельности могут быть неустойчивыми, возникать только по подражанию действиям окружающих, в системе мотивов деятельности над всеми остальными может доминировать игровой мотив, формирование учебных, познавательных мотивов может быть медленным или запаздывающим; особенности проявления эмоций можно охарактеризовать как раздражительность, изменчивость настроения, плаксивость, склонность к аффектам.

Успешное усвоение учебной программы начальных классов детьми с задержкой психического развития основано на определенном уровне не только интеллектуального и речевого, но и эмоционального и мотивационно-волевого развития. Среди причин неуспеваемости и недисциплинированности младших школьников называют такие, которые прямо связаны с недостатком волевой регуляции их поведения: с неумением трудиться (то есть с неумением заставить себя выполнять задание, если оно неинтересно; довести начатое дело до конца, если это нелегко), с неадекватными реакциями на трудности в учебе и тому подобное.

Имеются данные, прямо связывающие отклонения или задержки в психическом и речевом развитии с теми или иными чертами незрелости эмоциональной и мотивационно-волевой сфер детей.

Перечисленные особенности мотивационно-волевой сферы детей позволяют с уверенностью сказать, что такие дети нуждаются с системе коррекционно-педагогического воздействия, направленного на формирование мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению, тем более что особенности и пути развития волевого поведения и школьной мотивации детей в программе детского сада не нашли своего места.

Опираясь на тесную взаимосвязь мотивационно-волевой сферы с эмоциями, можно говорить о том, что одним из наиболее эффективных путей формирования у детей мотивацинно-волевой готовности будет коррекция эмоций и включение положительного эмоционального компонента в познавательную и любую другую деятельность, что обеспечит ее эффективность и более полное осознание общественной значимости этой деятельности, то есть эмоции будут участвовать в формировании социальных мотивов, входящих в структуру мотивационно-волевой готовности к школьному обучению. Это положение подтверждает В.М. Бехтерев: «…бодрящая эмоция, выражающаяся веселым состоянием, имеет огромное значение для жизнедеятельности организма. Довольный и веселый ребенок … бодрее, сильнее и трудоспособнее, он обнаруживает более интереса к играм и занятиям и легче справляется вообще со всеми задачами, нежели ребенок вечно плачущий, недовольный и раздражительный».

Среди различных способов коррекции эмоциональных и мотивационно-волевых трудностей игра занимает существенное место. Это объясняется тем, что игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре, им необходим специальный воспитательный подход для развития социальных качеств и личности ребенка в целом. Психолого-педагогические приемы, осуществляемые в процессе игры, должны нормализовать эмоциональную сферу, снять эмоциональные барьеры и привести к появлению более высокоразвитых форм эмоционального поведения.

Работа, направленная на снятие у дошкольника различного рода эмоциональных трудностей, предполагает иногда довольно длительный цикл различных игровых занятий (игротерапии, а иногда психогимнастики). Длительность их зависит от степени изменения эмоциональной сферы, от индивидуальных особенностей детей, от круга их общения, от стиля взаимоотношений в семье.

 Эмоциональные трудности, отклонения могут приводить к частым конфликтам, мешают развертыванию деятельности, препятствуют общению ребенка с окружающими. Так как у детей с задержкой психического развития недостаточно сформирована произвольность, наряду с использованием сюжетно-ролевых игр, можно прибегнуть к играм с правилами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы поведения и подчиняться им. То есть в игре корригируется не только эмоциональная, но и мотивационно-волевая сфера.

Для получения устойчивого эффекта от игр очень важно привлекать к ним родителей эмоционально неблагополучных детей с ЗПР. Это помогает им лучше понять друг друга. Положительная эмоциональная атмосфера в семье благоприятно отразиться на поведении и деятельности детей, на уровне их подготовки к школе.

Существенный вклад в развитие эмоций и мотивационно-волевой сферы, кроме игры, вносит знакомство детей с художественной литературой. Помимо того, что литературные произведения (рассказы, сказки, стихотворения и пр.) являются средством развития речи и потребности в общении, они учат сопереживать героям произведений или осуждать их, то есть помогают формировать у детей оценочные суждения, а также привлекают внимание к книге как к источнику знаний и атрибуту «взрослой» школьной жизни и общественно значимой учебной деятельности, то есть, формируя познавательные потребности и учебные и социальные мотивы, участвуют в процессе развития мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению.

Необходимым средством реализации мотивов и целей являются волевые усилия, которые хорошо поддаются упражнению. Это еще одно из направлений, в котором коррекционно-педагогическая работа по усвоению социальных норм, требований и идеалов, то есть по формированию мотивационно-волевой готовности может идти эффективно. Многие положительные волевые качества детей, которые необходимы им для успешного обучения в школе (усидчивость, инициативность, самостоятельность и прочие), формируются в процессе непрерывного упражнения в выполнении требований, например, в ходе трудовой деятельности и других. Важно, чтобы дети четко осознавали цель своей деятельности, тогда их работоспособность увеличится, и цель найдет выражение в результатах действий. Педагог должен поддерживать и стимулировать деятельность детей, направлять и активизировать волевые усилия, преодолевая зависимость качества работы от недостатка воли и неустойчивости внимания.

Таким образом, для детей с ЗПР, имеющих особенности эмоциональной и мотивационно-волевой сфер, в условиях детского дошкольного учреждения должна осуществляться система коррекционно-педагогической работы по формированию мотивационно-волевой готовности к школьному обучению с помощью положительных эмоций, в ходе игровой деятельности, посредством знакомства с художественной литературой и упражнений в выполнении заданий игрового, трудового и познавательного характера.

                                                

                                                                Учитель-логопед: Денискина Н.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дети с ЗПР. Готовимся к школе.

Особенности подготовки к школе детей с ЗПР....

Дети с ЗПР. Готовимся к школе. Эмоциональная готовность.

Особенности эмоциональной готовности к школе детей с ЗПР....

Конспект открытого урока для детей 6 лет «Готовимся к школе»

Здравствуйте уважаемые родители. Вашему вниманию будет представлено занятие из цикла занятий по программе «Учимся играя», направленной на подготовку детей к школьному обучению. Задачами программ...

Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовимся к школе" (информация для родительского собрания, проводимого в начале учебного года)

Материал состоит из презентации и послайдового текста к ней. Основные пункты: понятие готовности ребёнка к школе; уровни физического, психологического и познавтельного развития ребёнка 6-7 лет; физиол...

Программа для детей дошкольного возраста «Готовимся к школе»

Любознательность, самостоятельность, активность – качества, которые необходимы ребенку для успешного усвоения учебной программы в начальной школе. Главное – не погасить интерес ребен...

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе»

Воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу. Будет ли обучение успешным зависит от наших с вами совместных усилий....

Консультация для родителей детей подготовительной группы «Готовимся к школе»

Воспитанники подготовительной группы самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу. Будет ли обучение успешным зависит от наших с вами совместных усилий....