Консультация для родителей детей подготовительной группы "Готовимся к школе" (информация для родительского собрания, проводимого в начале учебного года)
консультация (подготовительная группа) по теме

Цветкова Екатерина Тагировна

Материал состоит из презентации и послайдового текста к ней. Основные пункты: понятие готовности ребёнка к школе; уровни физического, психологического и познавтельного развития ребёнка 6-7 лет; физиологическая, интеллектуальная, личностная и социальная, а также эмоционально-волевая и познавательная готовность; критерии готовности к школе; советы по выбору школы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ №7 «Ладушки»

Слайд 2

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» Венгер Л.А .

Слайд 4

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Слайд 5

Психологическая готовность к школе: Интеллектуальная: развитие памяти, внимания; логическое запоминание; - аналитическое мышление; ориентировка во времени и пространстве; умение работать по образцу; уровень речевого развития. Личностная и социальная: умение общаться со сверстниками и взрослыми желание принять новую социальную роль – школьника мотивы учебной деятельности. Эмоционально-волевая: способность ставить цель, принимать решение; умение длительно выполнять не очень привлекательную работу; развитие произвольности наличие интереса к учению и получению новых знаний.

Слайд 6

Познавательная готовность ребенка к школе: внимание м атематические представления память м ышление мелкая моторика р ечь представления об окружающем мире

Слайд 8

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ в текущем учебном году: создать ребёнку общую положительную установку по отношению к школе и учению; приучать ребёнка к самообслуживанию; развивать познавательные способности; развивать мелкие мышцы рук; развивать речь ребёнка.

Слайд 9

Ребенка считают неготовым к школе, если он: - настроен исключительно на игру; - недостаточно самостоятелен; - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем; - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию; - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.; - имеет серьезные нарушения речевого развития; - не умеет общаться со сверстниками; - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

Слайд 10

При любом уровне готовности Ваш ребёнок будет принят в первый класс. Но, вполне возможно, что при поступлении в школу повышенного уровня образования (гимназия, лицей и т. п.) ребёнку предстоит тестирование.

Слайд 11

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ https://solnet.ee/school/01

Слайд 12

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

К презентации на сентябрьское собрание

2 СЛАЙД

Действительно, прав в этом советский психолог Леонид Абрамович Венгер, не столько запасом знаний, сколько умением их приобретать и использовать определяется успешность дошкольного и школьного периодов обучения человека. Именно Венгер впервые разработал диагностические методики, определяющие уровень развития дошкольника, которые применяются до сих пор. Его основная гипотеза, подтверждённая дальнейшими исследованиями, заключалась в следующем: дети не рождаются способными или неспособными. Все зависит от воспитания. Если его правильно строить, то способными становятся все.

3 СЛАЙД

Наши дети сейчас подошли к очень важному периоду дошкольного детства – последнему году перед поступлением в школу. С одной стороны, кажется, что  до школы еще целый год, с другой - только один год, а сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров. Каждая семья, отправляя впервые ребенка в школу, желает, чтобы ребенок учился хорошо и вел себя отлично. Но,  как известно, не все дети учатся хорошо и не все добросовестно относятся к своим обязанностям.  Во многом причина зависит от недостаточной подготовки ребенка к школе.

 Готовность ребёнка к школе определяется уровнем его физического,  психологического и познавательного развития.

4 СЛАЙД

Физиологическая готовность ребенка к школе  подразумевает, что состояние его здоровья позволяет  успешно проходить образовательную программу. О физиологической не готовности ребёнка к школе говорит:

  • Заболеваемость (часто болеет)
  • Быстрая утомляемость
  • Чрезмерная подвижность
  • Эмоциональность
  • Нарушение режима
  • Отклонения в росте, весе
  • Малоподвижность
  • Нарушение осанки
  • Нарушение зрения

Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку;  соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм.

5 СЛАЙД

Психологический аспект,  включает в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

1. Интеллектуальная готовность к школе означает, что:

-к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);

- он доложен ориентироваться в пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так далее;

- ребенок должен стремиться к получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;

- должно соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.

2. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:

- ребенок должен быть коммуникабельным, то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать авторитет взрослых;

- ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;

- должен быть нравственно, т. е. ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;

-ребенок должен принимать поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу, признавать свои ошибки, если таковые имеются.

Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

положительных представлений о школе;

желание учиться в школе, чтобы узнать, уметь много нового;

сформированной позиции школьника.

Мотивационная готовность включает в себя такое психологическое качество,

как самооценка. Ребенок к концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.

3. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:

Эмоционально-волевая готовность – важное звено школьной готовности. По сути, это умение управлять своими эмоциями, настроениями и контроль над своими желаниями. В вечном компромиссе между “хочу” и “надо” у старшего дошкольника должно преобладать “надо”. От того насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочется отдохнуть и поиграть; от того насколько ребёнок будет упорным при возникновении трудностей, будет зависеть его успешность.

6 СЛАЙД

Познавательная готовность ребенка к школе означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе. Итак, что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет?

1) Внимание

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции.  

2) Математика. Ребёнок должен знать:

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Арифметические знаки: « », «-«, «=».

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за  и т. п.

3) Память

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ  текста из 4-5 предложений.

4) Мышление

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Выполнять аппликации.

6) Речь

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, а также разные виды профессий.

7 СЛАЙД

На современном этапе дошкольного образования и требований, выдвигаемых школой перед первоклассником  акцент знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.

В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155), оформились Требования к результатам освоения образовательной Программы и они  представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.

Эти целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Они не являются обязательными, поскольку специфика дошкольного детства - это гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность.

И особенность дошкольного образования сейчас – это, прежде всего, необязательность уровня дошкольного образования в РФ, а также отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат.

Итак, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования вкратце представлены на слайде.

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т.

- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело;

- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? Зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

8 СЛАЙД

Здесь особенное внимание хочется уделить самообслуживанию: в школе детям многое придётся делать самим, да ещё и в ограниченное переменой время, например: убрать за собой в столовой, собрать портфель, завязать шнурки, переодеть спортивную форму. Им будет гораздо легче справляться с новыми школьными обязанностями, если элементарные действия по самообслуживанию заранее станут у них навыком.

Как ещё можно сейчас помочь ребёнку легко и безболезненно пережить в будущем году адаптационный к школе период?

- Поощрять общение со сверстниками, пусть у него будут друзья, свой круг общения.

- Учить ребенка управлять эмоциями (лучше всего - на примере своего поведения)

- Не надо  сильно перегружать ребенка  дополнительными занятиями.

- Больше хвалить.

9 СЛАЙД

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;

 - недостаточно самостоятелен;

 - чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

 - не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

 - мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;

 - имеет серьезные нарушения речевого развития;

 - не умеет общаться со сверстниками;

 - не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.

10 СЛАЙД

Практически всем родителям хочется, чтобы их ребёнок попал в хорошего уровня школу, часто это школа с углублённым изучением ряда предметов и для поступления в неё требуется пройти тестирование.  Родители могут присутствовать на собеседовании с ребенком или на тестировании.

Мы советуем заранее узнать, есть ли у выбранной Вами школы особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей. Стоит заранее подготовить ребёнка. Для многих эта проверка готовности к школе - настоящее испытание. Даже если у ребенка хороший интеллектуальный уровень и он многое умеет, в ситуации экзамена он может растеряться. Можно узнать у школьного психолога, какого рода тесты предлагаются поступающим детям и, найдя аналогичные в интернете, прорешать их вместе с ребёнком. Лучше, если он будет готов к самым разным заданиям и вопросам.

11 СЛАЙД

На просторах интернета можно найти множество методик диагностирования степени готовности  ребёнка к школе, в частности, по этому электронному адресу есть неплохая подборка основных, используемых для этой цели, тестов.

Благодарю Вас за внимание.

12 СЛАЙД

Желаем успехов вам и вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию на тему "Начало учебного года. Возрастные и индивидуальные особенности развития детей 4-5 лет"

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год.Задачи:-рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет;-познако...

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании ДОУ в начале учебного года + буклет (памятка) о выполнении домашних заданий учителя-логопеда

Выступление на родительском собрании ДОУ в начале года, на котором я рассказала о своей деятельности по исправлению речевых нарушений у детей и о правилах работы в домашних логопедических тетрадях. За...

Общее родительское собрание на тему: «Начало учебного года – начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников».

Добрый вечер уважаемые родители. Наступил новый учебный год. И мы рады приветствовать Вас в стенах нашего дошкольного учреждения. Наши дети стали на год взрослей и теперь они будущие школьни...

Родительское собрание на тему"Начало учебного года -начало нового этапа в жизни детского сада . родителей и воспитанников".

Родительское собрание на тему"Начало учебного года -начало нового этапа в жизни детского сада . родителей и воспитанников"...

Протокол родительского собрания «Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 5-6 лет».

Протокол родительского собр. 27.08.19«Подготовка к новому учебному году. Возрастные особенности детей 5-6 лет»....

Родительское собрание на тему "Начало учебного года " в подготовительной группе

Родительское  собрание на тему "Начало учебного года " в подготовительной группе...