Консультация для воспитателей "Использование логоритмических упражнений в работе с дошкольниками"
консультация по логопедии

Вязьмова Анна Павловна

   Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

   Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_logoritmika.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Использование логоритмических упражнений в работе с дошкольниками

   Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

   Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

   Логоритмика способствует:

  • воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности;
  • гармоническому физическому и художественному развитию детей;
  • развитию музыкального слуха, внимания и восприятия;
  • развитию комплексных видов памяти;
  • развитию выразительности движений;
  • формированию эмоциональной отзывчивости и музыкально – ритмического чувства, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения;
  • развивает музыкально — речевые способности.

   На занятиях логоритмики формируются представления о музыкальном, двигательном, речевом, изобразительном ритмах и осуществляется в неразрывном единстве.

    При проведении логоритмических игр и упражнений включаются различные виды деятельности:

  •  пальчиковые игры или массаж пальцев;  
  •  упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  •  стихотворения, сопровождаемые движениями;
  •  упражнения, регулирующие мышечный тонус;
  •  речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  •  чистоговорки;
  •  речевые и музыкальные игры;
  •  различные виды ходьбы и бега под музыку;
  •  ритмические  упражнения, пение;
  •  подвижные игры, драматизации;
  •  мимические упражнения;
  •  упражнения на релаксацию под музыку.

   Логоритмические игры и упражнения в режимных моментах:

  • Утренняя гимнастика с речевыми звукоподражаниями.
  • Проговаривание потешек,  приговорок,  чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к НОД.
  • Динамические паузы между НОД.
  • Физкультурные сюжетные формы НОД с использованием речевого материала.
  • Логоритмические физкультминутки во время образовательного процесса.
  • Бодрящая гимнастика со звукоподражанием.
  • Подвижные игры с речетативом и движениями.
  • Логоритмические досуги.

Примеры логоритмических упражнений для дошкольников

Дыхательно – артикуляционный тренинг

 «Ветер, ветер...» Дидактические задачи: развитие неречевого и речевого дыхания, умения контролировать силу и длительность выдоха.

Методика проведения. Дети имитируют дуновения ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы. У Весны ветер ласковый и нежный, теплый - ф-ф-ф-ф. У Лета - жаркий, согревающий - х-х-х. У Осени - прохладный - с-с-с. У Зимы - холодный, студеный - в-в-в-в. Вдох производится носом, выдох ртом - без напряжения. Для создания образа теплого ветра, дети широко открывают рот и дуют на ладошку (от кисти до кончиков пальцев). Холодный ветер изображается долгим выдохом, через вытянутые губы. Ветер общается с нами: его можно ощутить, услышать, увидеть.

Приветствие на утреннем круге

   Утренний круг рекомендуется устраивать каждое утро в группе перед завтраком. Данная традиция положительно влияет на атмосферу в группе и создает благоприятную и дружелюбную обстановку.

   Начинать утренний круг рекомендуется с приветствия:

Здравствуй, солнце золотое!   тянем руки вверх

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!   качаем руками вправо-влево 

Здравствуй, маленький дубок!  приседаем

Мы живём в одном краю-          

Всех я вас приветствую!   машем двумя руками

Здравствуй правая рука,  протягиваем вперёд

Здравствуй левая рука,    протягиваем вперёд

Здравствуй друг,              берёмся одной рукой с соседом

Здравствуй друг,           берёмся другой рукой

Здравствуй, здравствуй дружный круг!  качаем руками

Стихотворения про каждый месяц с движениями рук

   Воспитатель с детьми выучивает каждый месяц новое стихотворение, но еще добавляет движения рук. В данном упражнении идёт активное развитие межполушарных связей и чувства ритма.

Например:

В феврале метут метели,   на одной ладошке пальчики вместе, на другой-врозь

В феврале еще зима,          пока проговариваем- меняем ладошки

Но весенние капели            кулак – ладошка и меняем

Снились мне уже вчера

Я с утра бегу к окошку      указательный и средний пальчики бегут

Чудо зимнее, везде

Снег и вьюга кружат, кружат   пальчики врозь- показываем ладошками вьюгу

белым вальсом по земле

но зима уступит скоро          указательный и средний пальчики бегут

все права отдаст весне

а пока снега и вьюга             на одной ладошке пальчики вместе, на другой-врозь

пусть танцуют в тишине.      и меняем

     Вы можете использовать любые свои движения рук.

Игра с мячиками

   Используются массажные мячики или обычные мячики из сухого бассейна.

   Детям необходимо встать в круг, у каждого один мячик в правой руке, под первый счет каждый передает мячик соседу справа и в то же время от соседа слева принимает мяч, под второй счет- перекладывает мячик из левой руки в правую и снова передает соседу справа. И так далее.

   Данное упражнение непростое, поэтому лучше его отработать в парах, а потом уже в кругу. Когда у детей будет получаться, можно подключить музыку или проговаривание каких-либо слов, стихотворений.

Двигательные упражнения с ортоковриками

   Ортоковрики выкладываются в линию (паровозиком), через небольшое расстояние. Дети также встают паровозиком. И под музыку проходят по коврикам, используя различные движения: можно хлопать в ладоши под ритм – пример, хлопнуть перед собой, хлопнуть над головой; можно использовать движения ног- например, ребенок встает на коврик, далее ногу в строну вправо и обратно, далее два прыжка вправо и прыжок на следующий коврик (под счёт – 1,2..1,2,3 и т.д.). Под данный ритм отлично подойдет музыка «Летка-енка».

   Упражнение полезно еще и тем, что происходит массаж стоп, а также формируется чувство ритма, слуховое восприятие и память, межполушарное взаимодействие.

Тематические игротанцы и логоритмические песни

   В детском саду рекомендуется, каждую неделю, при изучении новой темы, в перерывах, проводить физминутки, игротанцы, пальчиковую гимнастику, массаж и т.д. по теме недели. Это отличное включение логоритмики в занятия, а также намного лучше запоминается новая тема.

   Например, для темы «Масленица» отличное подойдут песни «Масленица» (Артель Роса), «Масленица».Февраль (Петр Чайковский), «Ой блины, блины, блины» (Ансамбль «Родничок»), «Ой, блины, мои, блины» (Отава Ё).

   Под каждую песню можно придумать движения, хоровод или включить их в режимные моменты.

   Тема «Весна».  Песни «Наступление весны» (Детское издательство «Елена»),

«Весна-красна» (Детский хоровой ансамбль «Днепряночка»), «Пришла весна» (Детское издательство «Елена»).

   Тема «Космос». Песни «Космический рок-н-ролл» (БРАВО), «Ложкой снег мешая» (Умка), «Будь готов, всегда готов» (Dj Richi), «Инопланетяне» (студия «Звук»), «Космос» (Кукутики).

   Тема «Насекомые». Песни «Полёт шмеля» (Ансамбль скрипачей Большого театра), «Танец червячков» (Екатерина Железнова), «Лягушата» (Железновы), «Сороконожка» (Железновы), «Села мошка на ладошку» (Железновы), «Четыре таракана и сверчок».

    Тема «Морские обитатели». Песни «Акулёнок», «Считаем рыбок», «Мы медузы», «Море» (Ансамбль «Детские песни»), «А дельфины добрые», «Ты морячка, я моряк» (Олег Газманов), «Яблочко» (Ансамбль «Новгородская Мозаика»), «Шум моря».

   На каждую неделю мы берём несколько тематических песен и обыгрываем их под игру, танец, пальчиковую, артикуляционную или дыхательную гимнастики.

   Продуктивных и музыкальных Вам занятий с детьми!  

Логопед: Вязьмова А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми с дизартрией

Логоритмические занятия - это специально организованная деятельность детей, в которой использование всех видов игр и упражнений имеет специфические особенности: тесная связь движений с музыкой и обяза...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми  старшего дошкольного возраста с ОНР...

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

Логоритмические упражнения в работе со старшими дошкольниками.

Для развития координации речи и движения,  а так же для развития выразительности речи и расширения словаря в работе со детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз ЗПР, ОНР, при изучени...

Использование логоритмических упражнений в работе с детьми, имеющими нарушения речи

Движения помогают глубже прочувствовать музыкально-эмоциональные характеристики слова, осмыслить его. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу ребенка, что активизирует познавательную...