Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях
учебно-методический материал по музыке на тему

Берёзкина Надежда Ефимовна

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на развитие дыхания

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon m.o.ppt2.55 МБ
Microsoft Office document icon mo.doc49.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях. Музыкальный руководитель МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Филиал №1 Берёзкина Надежда Ефимовна 2014г

Слайд 2

Прекрасна речь, когда она как ручеёк, бежит среди камней чиста, нетороплива. И ты готов внимать её поток и восклицать:-О! Как же ты красива! Е.Щукина

Слайд 3

Задачи логоритмических упражнений 1.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. 2.Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса. 3.Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики и пантомимики, пространственных организаций движений 4.Воспитание умения перевоплощаться, выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать её с движениями. 5.Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания. 6.Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков во всех ситуациях общения. 7.Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно- двигательной координации.

Слайд 4

Результативность Прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей. Структура музыкального занятия с использованием логоритмических упражнений. Речевые игры Речедвигательные игры Упр-я на регуляцию мышечного тонуса Упр-я для развития музыкального темпа. Динамические упр-я. Упр-я на релаксацию Упр-я для развития эмоциональной сферы, воображения Упр-я для развития мимических мышц Музицирование на муз инструментах 1.Пальчиковые игры 2.Дыхательная гимнастика 3.Логопедические распевки 4.Вокально-артикуляционные и фонопедические упр-я 5.Чистоговорки 1.Коммуникативные игры и танцы 2.Ритмические упр-я 3 Игровой массаж 4.Муз.игры 5.Счётные упр-я. Муз.ритмические движения Активное слушание Пение Танцы, игры, хороводы

Слайд 6

Упражнения на координацию речи и движения

Слайд 7

Речевая игра с муз. инструментами «Ножки» Активное слушание «Финская полька»

Слайд 8

Мы животик надуваем и игрушку качаем Коммуникативная игра «Бодливая корова»

Слайд 9

Движение, музыка, слово! Всё это связано толково. Если что не ясно Вам, приходите в гости к нам ! Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Использование логоритмических  упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Музыкальный руководитель Берёзкина Надежда Ефимовна

МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Филиал №1 Томской области Верхнекетского района.

                  Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей моей работы. На протяжении последних лет я подбираю материал и методические приёмы музыкального воспитания, которые давали бы наиболее ощутимые результаты в коррекции недостатков, свойственных детям с речевыми нарушениями. В нашем детском саду их 53 %. Опыт диагностики таких детей показал, что они, как правило, отстают от своих сверстников в музыкальном развитии: эти дети неловки, ходьба их неустойчивая, походка неровная, часто при ходьбе они шаркают ногами или наоборот излишне напряжены, резки в движениях и суетливы. В пении такие дети отличаются вялостью лицевых мышц, нижней челюсти, плохой работе резонаторов, зажатостью плечевого пояса, что в значительной мере затрудняет выработку правильного певческого дыхания. Дети не поют, а говорят, не справляются с произношением, пропеванием какого-либо звука. Плохо запоминают тексты песен, не согласовывают движения с музыкой, пением, словом. Затрудняются в передаче ритмического рисунка. Такие дефекты сами собой не исправляются. И я стала применять на музыкальных занятиях   один из эффективных методов преодоления речевых нарушений -логопедические  упражнения.  

          Основными задачами логоритмических упражнений являются:

  1. Развитие слухового внимания и фонетического слуха.
  2. Развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.
  3. Развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений.
  4. Воспитание умения перевоплощаться; выразительности и грации движений, умения определять характер музыки, согласовывать ее с движениями.
  5. Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания.
  6. Формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением.
  7. Формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

Помогает решать эти задачи следующая литература: программа «Ладушки» Н. Новоскольцевой и И. Каплуновой, «Коммуникативные танцы и игры для детей» А.И. Бурениной, Шумовой оркестр «Весёлая шарманка» «Элементарное музицирование» Т.Э Тютюнниковой, «Забавы для малышей», «Конспекты логоритмических занятий» М.Ю. Картушиной.  «Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду» О.А. Арсеневской, «Коррекционно- развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Е.А. Алябьевой.

 Логоритмические упражнения включаю в занятия комплексно, связывая с разными видами деятельности, что помогает детям- речевикам легче усваивать программное содержание. Составила схему последовательности включения логоритмических упражнений в программные музыкальные занятия, где отразила, какие именно логоритмические упражнения используются на том или ином этапе занятия.

    Речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук. Поэтому с раннего возраста так важна пальчиковая гимнастика, упражнения под музыку на развитие общей моторики, для мышечно- двигательного и координационного тренинга, ритмические упражнения, речевые упражнения. Выполняются движения по подражанию. Показываем не только сами, но и активно применяем современные информационно- коммуникативные технологии. В двухлетнем возрасте малыши очень любят повторения, поэтому речевой, двигательный и музыкальный материал используется многократно. Это даёт возможность ребятам хорошо усвоить песни, стихи, танцевальные и игровые движения.

       В возрасте 4-6 лет мышцы и моторные навыки всё ещё недостаточно развиты, поэтому не следует давать детям засиживаться. Ходьба и маршировка в различных направлениях, упражнения на регуляцию мышечного тонуса с использованием речевых игр, ритмические упражнения формируют чёткую координацию рук и ног, улучшают осанку, учат ориентироваться в пространстве, воспринимать словесную инструкцию, т.е. развивают слуховое внимание. Формируют чувство музыкального ритма. Учат расслаблять и напрягать определённые группы мышц, что постепенно развивает умение регулировать мышечный тонус, а значит осознанно управлять движениями своего тела. Давайте выполним следующее ритмическое упражнение. Задание: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими  движениями.

1. Мы идём по кругу раз, два, три. И шагаем дружно, посмотри.

                   Раз, два, три, посмотри, раз, два, три, посмотри.

2.Ходьба на носочках.

   Маме надо отдыхать, маме хочется поспать

   Я на цыпочках хожу, маму я не разбужу.

3. Лёгкий бег.

 Побежали, побежали, побежали побыстрей.

 Сразу стало нашим детям и теплей и веселей.

4.Ходьба на пяточках.

  Мы на пяточках идём, спину прямо мы несём

  Эй, давай, не отставай, с нами весело шагай.

5. Поскоки.

  Скок-скок- поскок, скачет маленький сверчок.

  И не дремлет яркий мяч, с нами он пустился вскач.

6.Марш.

(здесь вы заметили, как работают разные мышцы ног, укрепляя мышечный тонус, но самое главное – дети начинают чувствовать ритмическую основу слова.)

А сейчас соединим речевую игру с музыкальными инструментами- палочками.  Для развития ритмического чувства используются инструменты, имеющие звук только одной определённой высоты.

                                Игра с палочками «Ножки»

Ножки, ножки, вы шагали?  -  -  -  -

-Мы шагали, мы шагали - ритм. удары вертикально палочками по полу.

Ножки, ножки, вы бежали? --------

-Мы бежали, мы бежали - ритмические удары в ритме бега.

Ножки, ножки вы стучали? -  -  ---  

- Мы стучали, мы стучали – удары концом палочки по полу.

Ножки, ножки вы плясали? --------

- Мы плясали, мы плясали - удары палочкой крест-накрест.

Ножки, ножки, вы устали?  -  -  -  -

- Мы устали, мы устали - удары лежащих палочек друг о друга.

Ножки, ножки, отдыхали? -    -  

- Отдыхали, отдыхали - поглаживание палочек.

И опять всё начинали - ритмические удары по полу.

Одной из форм метроритмической работы является активное слушание музыки. Современная детская музыкальная педагогика не только не отвергает, но и рекомендует соединять восприятие музыки с какими- либо движениями, игрой на музыкальных инструментах, звучащими жестами, речевой подтекстовкой. Слушать музыку и одновременно слышать, реагировать сначала действием, а потом внутренним слухом на отдельные её элементы: метр, ритм, динамику - в этом состоит смысл активного слушания.

Предлагаю вам послушать пьесу Д. Шостаковича «Вальс- шутка»

При обычном слушании этого произведения на музыкальном занятии, я бы сказала детям, что музыка звучит в высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно. Эти звуки создают впечатление танцующей куколки. Отрывистые повторяющиеся звуки в аккомпанементе создают впечатление чего- то механического, игрушечного. Не думаю, что мои комментарии отложатся в долговременную память детей и они сами смогут дать характеристику музыкального произведения.

Но эту пьесу детям можно преподнести по- другому.

                            Сказка «Два колокольчика».

Жили-были два друга колокольчика- большой и маленький.

Однажды маленький колокольчик проснулся, увидел, что на улице солнечная погода, и решил пригласить своего друга погулять. Он набрал номер и позвонил ему по мобильному телефону-дили-дили-дили-дон, дили-дили-дили-дон! А большой колокольчик ещё спал и, услышав звонок, подумал: «Кто же там, ну кто же там?» решил пока не вставать. Маленький колокольчик ещё раз позвонил -  большой колокольчик всё ещё думал, лёжа в постели «Кто же там, ну кто же там?» Но когда он позвонил в третий раз и не услышал ответа, в дело вмешался Дедушка Металлофон. Он жил вместе с большим колокольчиком, поэтому подошёл и провёл палочкой прямо у него под ухом «Вжик», потом ещё и ещё. И только когда он сыграл четвёртый раз, большой колокольчик проснулся и ответил своему другу, Да, иду с тобой гулять!

          Упражнения на развитие дыхания играют важную роль для детей, имеющих различные речевые нарушения. Ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, петь песни - приходится вдыхать воздух чаще. На музыкальных занятиях используются дыхательные упражнения на развитие диафрагмально - брюшного дыхания, продолжительного речевого выдоха, тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.

                             Коммуникативная игра «Бодливая корова»

Я- корова, я- корова, я- бодливая корова.  («корова» ходит по кругу)

Я гуляю на лугу, громко песенку пою.

И кого бодну, тот тоже скажет : «Му!»      (бодает ребёнка, тот на

                                                                         выдохе  говорит «Му!»

В своём выступлении я остановилась на более простых упражнениях, которые в работе может использовать каждый педагог. Считаю, что логоритмические упражнения полезны всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции. Они выполняют логоритмические упражнения с большим удовольствием. Для них это игра, а значит радость, хорошее настроение, благоприятный настрой. Еще один плюс логоритмических упражнений, это то, что они групповые. Это помогает каждому ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить  общий язык и учиться  активно взаимодействовать друг с другом. Дети становятся более уверенными в себе, раскрепощёнными, активными, организованными. Ожидаемый результат в моей работе на конец учебного года: при благоприятных условиях обучения, дети станут способны к самокоррекции и к самоконтролю. Применяя  логоритмические упражнения на музыкальных занятиях, я решаю задачи интеграции следующих областей «Социально - коммуникативного» и «Речевого развития», «Художественно- эстетического воспитания» « Познавательного развития», это создаёт доброжелательную, эмоционально- насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, что является главным принципом условия введения федерального государственно - образовательного стандарта в дошкольном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Использование логоритмических упражнений, направленных на развитие координации речевой артикуляции и общих движений, на занятиях по развитию речи."

Логоритмика - это своеобразная форма активной речевой деятельности, основанная на сочетании слова, музыки и движения. Взаимосочетание этих компонентов может быть очень разнообразно и интересно. Моя ст...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Использование кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников»

Аннотация Современный мир меняется стремительно: запросы общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем и постараться стать успешным. Поэто...

Мастер- класс «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы....

Доклад мастер - класса по теме «Использование логоритмических упражнений для всестороннего развития детей» в подготовительной к школе группе.

Доклад мастер - классапо теме «Использование логоритмических  упражнений для всестороннего развития детей»в подготовительной к школе группе...

Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста

Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста...

Мастер - класс "Использование логоритмических упражнений для всестороннего развития детей"

Доклад мастер - классапо теме «Использование логоритмических  упражнений для всестороннего развития детей»в подготовительной к школе группе...

Консультация для воспитателей "Использование логоритмических упражнений в работе с дошкольниками"

 Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.   Логоритмика – это систем...