Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Тухтаманова Лариса Федоровна

Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmika_osnovnoy_tekst.doc33 КБ
PDF icon prezentatsiya_logoritmika.pdf704.04 КБ

Предварительный просмотр:

Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, основанная на использовании связи слова, музыки и движения. Дети раннего и младшего  дошкольного возраста быстро развиваются и легко усваивают новое. В этом возрасте идет активное развитие двигательных навыков, что является функциональной основой для формирования  речевых функций.  

В связи с этим, нам видится особенно важным для работы с детьми раннего возраста расширять сферу их двигательной активности. Маленький человек радуется и чувствует себя хорошо, если во время бодрствования, когда он активен или спокоен, может с помощью движения взаимодействовать с миром. Необходимо организовать самостоятельную деятельность малышей таким образом, чтобы у ребенка было достаточное количество движений во время бодрствования. Песенки, подвижные игры, или игры с движением, которые воспитывают связь движения со словом, являются началом включения логоритмики в развивающий  процесс. Следовательно, целью логоритмических занятий с детьми раннего возраста является стимулирование речевой и мыслительной деятельности, развитие сенсорных процессов и двигательных функций, как основы формирования развития речи. Музыкальное воздействие способствует улучшению настроения, стимулирует начальные речевые навыки и речевое развитие в целом, формирует общую и мелкую моторику, снимает напряжение и отрицательные эмоции, успокаивает и расслабляет малышей, формирует чувство темпа и ритма.

         Все важнейшие компоненты логоритмики - дыхание, голосовая функция ребенка, его артикуляционный аппарат, речевое подражание, слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала объединяются в произведениях фольклора - колыбельных песнях, пестушках, потешках.  Для логоритмических упражнений  широко применяются движения под музыку со словами. Здесь мы используем логоритмику Железновой для детей 2-3 лет, представляющую собой  специально разработанный комплекс упражнений. Она включает в себя музыкальное сопровождение, необходимо использовать записи-минусовки, дополнительным результатом применения методики окажется развитие фонетического слуха. Простые песни про автобус, мишку, паучка построены таким образом, чтобы максимально содействовать тренировке двигательных навыков ребенка.

Основой логоритмических упражнений являются:

  • игры с ритмами
  •  игры, стимулирующие развитие двигательной активности
  • пальчиковые игры
  • фонетические и артикуляционные упражнения.

Логоритмика, в первую очередь для детей от 1 года до 3 лет – это игра, которая сопровождает его во всех режимных моментах от умывания до засыпания.  При этом движения малышей всегда сопровождаются текстами стихотворений, потешек, песенок и могут быть дополнены показом игрушек и воспроизведением простых сюжетов с ними.  

Художественная выразительность ритма еще больше проявляется в потешках о козе рогатой, в «Ладушках», в «Сороке». Мало кто знает, что любимая всеми «Сорока-ворона» не заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца, игра имела продолжение. Взрослый говорил:

«Знай наперед: здесь водичка холодненька

(и поглаживал ребенка у запястья),

Здесь тепленька

(и поглаживал у локтя),

Здесь горяченька

(поглаживал у плеча)

А здесь – кипяток, кипяток!

(щекотал ребенка под мышкой).

Ведь не только в развитии мелкой моторики смысл этой потешки. Она дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформировать схему тела.  

Таким образом, применение логоритмики  в системе работы с детьми раннего возраста, способствует его гармоничному развитию.  Малыши играют, общаются, взаимодействуют со взрослыми, и параллельно учатся и развиваются.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности....

Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста.

В статье рассматриваються варианты использования некоторых игровых упражнений, которые можно использовать в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста....

"Использование игровых упражнений в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста"

Работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА         Процесс познания маленького человека отличается от процесса позн...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

в статье обосновано, что светопесочная терапия, как один из арт-терапевтических методов, является эффективным способом снятия психоэмоционального напряжения, повышения общего фона настроения, а также ...

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «Влияние использования пальчиковых игр на речевое развитие детей раннего дошкольного возраста»

С раннего возраста начинается жизнь человека, самый важный период, когда формируются самые фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Их формирование требует адекватного в...