ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ
статья по психологии

в статье обосновано, что светопесочная терапия, как один из арт-терапевтических методов, является эффективным способом снятия психоэмоционального напряжения, повышения общего фона настроения, а также способствует развитию психических процессов и формированию коммуникативной сферы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

Аннотация: в статье обосновано, что светопесочная терапия, как один из арт-терапевтических методов, является эффективным способом снятия психоэмоционального напряжения, повышения общего фона настроения, а также способствует развитию психических процессов и формированию коммуникативной сферы.

Ключевые слова: песочная терапия, арт-терапия, ранний возраст, адаптация. Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизических процессов. Своевременное начатое и правильное осуществляемое воспитание и обучение детей раннего возраста, является важным условием их гармоничного развития.

Результаты различных диагностик, указывают на необходимость создания наиболее благоприятных и оптимальных условий для повышения уровня адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Руководствуясь ФГОС ДОУ, возникла необходимость использования в работе с детьми раннего возраста новых форм взаимодействия и нетрадиционных педагогических технологий. Одним из таких методов является светопесочная терапия, и в адаптированном к раннему возрасту варианте, она открывает новые возможности для развития детей.

Метод песочной терапии на световом столе или метод «Sand-Art»(песочное рисование) появился в США более 30 лет назад, и сначала использовался при проведении разнообразных шоу-программ. Изобретателем метода является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». В России первой, кто стал использовать метод песочного рисования, стала Марина Соснина – художник, педагог студии «SandARTist».

Светопесочная терапия, как один из арт-терапевтических методов, является эффективным способом снятия психоэмоционального напряжения, повышения общего фона настроения, а также способствует развитию психических процессов и формированию коммуникативной сферы.

Преимущества светопесочной терапии:

Во-первых, у ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие окружено тайной. Это похоже на волшебную сказку или ритуал.

Во-вторых, ощущение песка расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш подзаряжается как батарейка, хорошей энергией. Уходят эмоциональные «зажимы» и организм возрождается.

В-третьих, ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую – либо ошибку. Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять поковырять пальчиком. изобразить примитивные палочки «каляка-маляки» или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени.

В-четвертых, рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что действия с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Подсветка стола, предназначенного для рисования песком, служит адекватным раздражителем для зрительного анализатора и обеспечивает комфортные условия для работы глаза при проведении коррекционных упражнений и игр, связанных с рассматриванием, поиском. Включение в структуру занятий элементов сказкотерапии, позволяет достигать возникновения у ребенка ощущения чуда, сказки в момент игры с кукольным персонажем.

Оборудование и атрибутика:

‒ куклы (Песочный Человечек, Песочная Фея);

‒ стол с подсветкой;

‒ специальный песок;

‒ пластмассовые формочки, воронки, сита, лопатки;

‒ маленькие фигурки животных, ракушки, камешки Марблс.

Рисование и игра на песочном столе происходят стоя, поэтому автоматически задействована большая часть групп мышц. Происходит укрепление костномышечного аппарата, формирование правильной осанки, координации движений.

Приемы светопесочной терапии:

‒ рисование пальцами (упражнения: «Точки», «Дождь», «Дорожки», «Колеса», «Улиточки», «Волны», «Гусеница»); ‒ рисование ладошкой и пальцами (упражнения: «Рыбка», «Узоры», «Солнышко», «Тарелочки»);

‒ рисование кулачками (упражнения «Тучи», «Следы», «Колобок», «Мячики»); ‒ отпечатки (предметов, трафаретов, ладоней);

‒ насыпание (из ладони, из кулачка, из пальцев);

‒ перетирание ладошками;

‒ просеивание.

При реализации данной технологии соблюдаются определённые условия работы с детьми:

 1. Согласие и желание ребенка.

2. Творческий подход педагога к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Данная технология – это еще одна возможность выявить детей с особыми потребностями, (по наблюдениям) т.к очень важно именно в раннем возрасте распознать в ребенке нарушения социального интеллекта. (Во время занятия обращается внимания на действия и эмоции детей: откликается ли на имя, понимает ли обращенную к нему речь, пытается ли взаимодействовать с педагогами и сверстниками?)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»

Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...

План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...

«Развитие познавательной активности у детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий»

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Но сегодня стоит проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообрази...

Презентация "«Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством использования игровых технологий в образовательной деятельности»

Презентация для родителей "Развитие когнитивных функций детей раннего дошкольного возраста посредством игровых технологий"...

Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста

Использование логоритмических упражнений для гармоничного развития детей раннего дошкольного возраста...

Проект "Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов".

Развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных методов. ...

Педагогический проект для детей раннего возраста “Художественно – эстетическое развитие детей раннего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционного вида рисования пальчиками и ладошками «Волшебные ручки”

Цель проекта:Формирование у детей раннего дошкольного возраста интереса к изобразительной деятельности, развитие художественно-творческих способностей....