ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методическое пособие по математике (младшая группа)

Кочнева Светлана Михайловна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

         Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

         На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

         Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл file0-59fc47c3ff42fbd242036680c36cd5827a941c4a.docx420.99 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

        На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира.

        Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.Упущения в формировании сенсорной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить.

        Для того чтобы мои воспитанники имели возможность приобретать новый сенсорный опыт, мною была создана дидактическая игра  «Цветочная полянка».

         «Цветочная  полянка»выполнена из бросового материала и состоит:        C:\Users\Арина\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20171210_145610.jpg

  • из емкости с отверстиями (отверстия оформлены в виде цветочков: красный, синий, зеленый, желтый);
  • крышек по диаметру и цвету соответствующих отверстиям;
  • бабочек больших и маленьких(по цвету соответствуют цветочкам на емкости);
  • большой крышки для емкости со шнуровкой «Солнышко».

Цель: развитие сенсорного восприятия.

Задачи:        

  • Упражнять детей в различении и сравнении предметов по цвету (основные цвета) и размеру (большие и маленькие);
  • Развивать мелкую моторику;
  • Воспитывать желание прийти на помощь.

        Игра предназначена для детей 2 – 3 лет, проводится индивидуально или подгруппой (2 -3 ребенка) в нескольких вариантах.

Дидактическая игра «Найди серединки»

Цель: Продолжать развивать сенсорное восприятие детей, упражнять детей в различении и сравнении предметов по цветуразвивать мелкую моторику (закручивание крышек).

Описание игры: Сначала воспитатель показывает «Цветочную полянку»обращает внимание детей, что цветы разного цвета.

Вот чудесная полянка,

А на ней цветы растут,

Ребята глазками посмотрят

Цветочек красный все найдут.

После того как дети нашли красный цветок, следует обратить их внимание на остальные цветочки: «А  еще, какого цвета растут цветочки на этой полянке?». Детям, которые пока не говорят,  предложить показать цветочек синего (желтого, зеленого) цвета.

После того, как дети показали цветы, воспитатель продолжает:

Подул сильный ветерок (воспитатель дует на цветы).

Подул сильный ветерок,

Серединку потерял цветок (воспитатель убирает серединки у цветов)

Помоги скорей, дружок!

Воспитатель предлагает детям вернуть серединки цветочкам.

Дидактическая игра «Найди бабочке цветочек»

Цель: Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, развивать мелкую моторику (липкая лента).

Описание игры:Большие разноцветные бабочки помещаются внутрь ведерка. Воспитатель открывает крышку и говорит:

Появились перед нами,

Бабочки – красавицы.

Будем вместе помогать,

Цветочек бабочкам искать.

Предлагает детям найти для каждой бабочки свой цветочек – цветочек такого же цвета. Дети располагаютбабочек, а воспитатель спрашивает: «Какого цвета  твоя бабочка? Какого цвета она выбрала  цветок?».Побуждает рассказать о своей бабочке, выстроив фразу: например, синяя бабочка выбрала синий цветочек.

Дидактическая  игра «Большой - маленький»

Цель:Упражнять детей в различении и сравнении предметов по цвету (основные цвета)  и размеру (большие и маленькие), развивать мелкую моторику,  воспитывать  желания прийти на помощь.

Описание игры: Воспитатель рассказывает детям о том, что у больших бабочек есть дети – маленькие бабочки, но они потерялись. И предлагает найти большим бабочкам маленьких. Дети располагают на липкой ленте рядом с большими бабочками маленьких.

Воспитатель спрашивает у детей: «Почему  бабочка  выбрала эту маму?». Если дети затрудняются ответить, комментирует: «Маленькая красная бабочка прилетела к своей большой красной маме». После правильного выполнения задания благодарит детей за помощь от имени бабочек: «Спасибо, (имя ребенка), ты помог мне найти мою желтую (цвет большой бабочки) маму».

Игра        «Лучики для солнышка»

Цель: развитие мелкой моторики.

Описание игры:Воспитатель рассказывает детям, что на полянке все рады и даже солнышко улыбается. Чтобы солнышко ярче светило, можношнурочкомнарисовать лучики. Задача для малышей сложная, поэтому и радость они испытывают сильнее, когда получается попасть в маленькое отверстие и протянуть шнур через неё.

        В процессе игры наши дети быстро запомнили цвета, понятия величины «большой», «маленький»; научились находить предмет по словесной инструкции.Пособие стало многофункциональным. Например, внутрь ведерка можно положить кубики, из которыхв игре с ребятами построить заборчик, чтобы спрятать цветочки от ветра.В перспективе в дидактическом ведерке появятся разноцветные птицы, жучки разных размеров,  паучки со шнуровкой и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста»

В данном документе представлен отчёт по самообразованию «Использование дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» 2014 - 2015 учебный год....

"Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста посредством дидактической игры"

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения....

Статья «Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»

laquo;Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста»...

Использование дидактических игр по сенсорному развитию детей раннего возраста»

Учёные доказали, что наиболее благоприятно развитие ребёнка протекает под влиянием продуманного воспитания и обучения, осуществляемого с учётом возрастных особенностей детей. Ценность раннего обучающе...

Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей раннего возраста.

В статье раскрывается "игра", как основнрй вид деятельности ребенка. Особое место в игре занимают дидактические игры, через которые проходит сенсорное развитие детей раннего возраста. В стат...

Доклад по теме «Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего дошкольного возраста»

Каждый ребёнок от рождения наделён огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и даёт возможность ребёнку достигать больших высот в своём развитии.Период...