Статья "Дидактические игры для преодоления ОНР у дошкольников"
статья по логопедии (старшая группа)

Шапкина Ирина Владимировна

Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится числу наиболее актуальных для современной логопедии.Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с ОНР занимают дидактические игры. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dlya_preodoleniya_onr_u_doshkolnikov.docx13.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для преодоления ОНР у дошкольников

Проблема преодоления общего недоразвития речи у старших дошкольников относится числу наиболее актуальных  для современной логопедии. Анализ научной литературы по проблемам речевой патологии, а также многолетние практические наблюдения показывают, что число детей со сложной структурой дефекта речи в последние годы выросло. На это влияют экологические, биологические, социально – психологические и другие факторы, а также их сочетания. Поэтому очень остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в  работе с детьми дошкольного возраста.

Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с ОНР занимают дидактические игры. Они имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия и т.д. дидактические игры развивают внимание, в том числе речь, наблюдательность, память, сообразительность.

Занятия « Насекомые»

Цель: систематизация представлений о многообразии насекомых.

Задачи:

- активизировать и расширять словарный запас по теме «Насекомые»;

- закреплять навыки и умения в употреблении грамматических форм единственного и множественного числа во всех падежах;

-развивать образное мышление, зрительное восприятие и навыки общения и рассуждения;

- совершенствовать процессы логического и пространственного мышления;

- упражнять в подборе имен прилагательных и глаголов к существительному;

- развивать речь и мелкую моторику рук;

- воспитывать интерес к живой природе и бережное отношение  к ней.

Загадки.

Кузнечик, бабочка, пчела

И муравей, и стрекоза.

Мы даже муху позовем.

Но как мы всех их назовем?

                          ( Насекомые.)

В полосатом платьице

На лугу летает.

Мохнатыми лапками

Пыльцу собирает.

                             ( Пчела.)

Маленькая модница

Села на ладошки

Красненькое платьице

С черными горошками.

                   (Божья коровка.)

Некрасивая я,

Крыльев нет у меня.

Но я в нити завернулись,

В бабочку я превращусь.

                           (Гусеница)

Я по потолку ползу,

Никогда не упаду,

Лапки чищу я всегда,

Там присоски у меня.

                                (Муха)

Он живет  на кружевах,

Он на мух наводит страх,

И хотя не осьминог,

Но имеет много ног.

                                 ( Паук.)

На большой цветной ковер

Села эскадрилья –

Тот раскроет, тот закроет

Расписные крылья.

                                  (Бабочки.)

Чтение произведений

А.Л.Барто  «Жук», В.В. Бианки «Приключения муравьишки», И.К.Крылов « Стрекоза и муравей», К.И.Чуковский « Тараканище», « Муха –цокотуха», А.А. Усачов « Божья коровка»,Л.М. Квитко « жучок»,В.А. Сухомлинский»Пусть будут и соловей и жук»,Е.В. Фейерабенд «Шмель», М.Б. Вехова «Разговор с жуком», В.В. Паспалеева « Пчелка», А.А. Фет « Бабочка»

Игры

«Скажи наоборот»

Взрослый бросает мяч и говорит: « Майский жук большой, а божья коровка…(маленькая).

У жука усы толстые, а у бабочки…(тонкие)

У шмеля спина широкая, а у комара…( узкая)

У мухи крылья короткие, а у стрекозы…( длинные)

Пчела полезная, а муха…( вредная)

«Насекомые малыши»

Взрослый говорит: «Стрекоза», а ребенок называет насекомого в уменьшительно-ласкательной форме: «Стрекозка».

Комар- комарик.

Жук- жучок.

Пчела-пчелка.

Муравей – муравьишка.

Таракан – таракашечка.

Шмель – шмелек.

«Есть – нет»

Взрослый бросает мяч и говорит: « У меня есть комар», а ребенок ловит мяч и отвечает» У меня нет комара»

Пчела – нет пчелы

Жук – нет жука.

Мотылек – нет мотылька.

Муравей – нет муравья.

Таракан – нет таракана.

Шмель- нет шмеля.

Оса - нет осы.

«Кто как передвигается»

Цель: составление сложных предложений со значением противопоставления.

Муравей – ползает, а бабочка ….( летает)

Гусеница ползает, а кузнечик…(прыгает)

Жук ползает, а стрекоза …(летает)

Оса летает, а гусеница ….(ползает)

Паук ползает, а пчела …(летает)

Бабочка порхает, а муха…(летает)

«На лугу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое страх? Причины страха и способы его преодоления у дошкольника.

Определение понятия "страх". Наиболее частые причины возникновения страхов у детей дошкольного возраста. Рекомендации по преодолению стараха темноты у ребёнка....

значение игры в преодолении эмоциональных трудностей

консультация для родителей и педагоговзначение игры в преодолении эмоциональных трудностей...

Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников.

Эссе - Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников....

Игры для преодоления страха темноты

Картотека коррекционных игр для детей дошкольного возраста...

Значение игры для преодоления эмоциональных трудностей дошкольников с общим недоразвитием речи

Материал адресован учителям-логопедам ДОУ, воспитателям и родителям...

Научно- исследовательская работа "Влияние игры на преодоление эмоциональных трудностей дошкольников"

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в и...

"Игры на преодоление коммуникативных трудностей дошкольников"

quot;Игры на преодоление коммуникативных трудностей дошкольников"...