Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля
статья по логопедии (подготовительная группа)

Побережная Елена Валерьевна

От того, насколько у дошкольника сформированы семантические поля, то есть насколько слова сгруппированы между собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность употребления слов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_semantike_statya.docx255.56 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля

         В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля. Семантические поля —это образования слов, связанных по смыслу (к примеру, поле наименований предметов одежды, поле названий ягод, поле глаголов движения и др.). Внутри семантического поля выделяется центр и периферия (например, в семантическом поле названий цветов ядро составляют наименования основных цветов, периферию — названия оттенков). В семантическом поле представлены родовидовые отношения: одежда — родовое слово; рубашка, платье, шуба — названия видов.

От того, насколько у дошкольника сформированы семантические поля, то есть насколько слова сгруппированы между собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность употребления слов. Таким образом, о достаточной сформированности семантических полей могут свидетельствовать наличие распределения лексики ребенка на смысловые группы и наличие крепких связей между выражающими родовидовые отношения словами (животные — дикие, домашние; дикие животные — лиса, волк, еж и т.д.; домашние животные — кот, пес, корова и т. п.). Организация семантических полей и лексической системности осуществляется за счет укрепления родовидовых отношений между словами одного поля. Работая с ребятами старшего дошкольного возраста, я использую следующие задания, способствующие организации семантических полей и лексической системности.

Игра «Классификация»

Цели. Формирование семантических полей, закрепление понимания родовидовых отношений между словами. Оборудование. Близкие по смыслу предметы (их изображения): тапки, туфли, ботинки, футболка, колготки, носки.

 Содержание. Дети рассматривают, называют предметы (их изображения) и раскладывают их на две группы. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее других выполнит задание.

Игра «Группировка слов» 

Цели. Формирование семантических полей, закрепление понимания родовидовых отношений между словами.

Содержание. Ребенку предлагается выбрать «лишнее» слово в ряду предъявленных. Рассматриваются слова разных частей речи. Существительные: • семантически далекие (кружка, шапка, стакан); • семантически близкие (малина, банан, рябина). Прилагательные. • семантически далекие (круглый, шершавый, квадратный); • семантически близкие (тонкий, маленький, толстый). Глаголы: • семантически далекие (перескочил, перепрыгнул, выпил); семантически близкие (зашел, вышел, залетел).

Игра «Пара к паре»

 Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Содержание. Взрослый произносит словосочетание из двух слов (к примеру, «слабый мороз»). Необходимо предложить другую пару слов противоположного значения (сильная жара). Оба слова первой пары слов составляют антонимическую пару с обоими словами второй пары. Речевой материал: • слабый мороз — сильная жара; • теплая зима — холодное лето; • тихий плач — громкий смех; • поздний вечер — раннее утро; • светлые дни — темные ночи; • добрый друг — злой враг; • легкий взлет — трудная посадка; • долгий подъем — короткий спуск; • медленно одеваться — быстро раздеваться; • ушли рано — вернулись поздно.

 Игра «Сравнение»

Цели. Формирование семантических полей, расширение словаря антонимов. Оборудование. Предметы (их изображения) с противоположными свойствами. Содержание. Взрослый предлагает детям рассмотреть предметы или их изображения, сравнить их и назвать пару слов-«неприятелей». Если дети затрудняются самостоятельно выделить признак сравнения, взрослый указывает на него: «Сравни обруч и кольцо по размеру». Аналогично предлагается сравнить шкаф и тумбу (по высоте), варенье и лук (по вкусу), кресло и диван (по ширине), дуб и березу (по толщине ствола), бабушку и внучку (по возрасту), арбуз и редиску (по весу), пантеру и белого медведя (по цвету), черепаху и тигра (по скорости передвижения), ручей и море (по глубине), кровать и табурет (по мягкости), Золушку и Бабу Ягу (по красоте).

C:\Users\Elena\Downloads\20230313_135918.jpg      C:\Users\Elena\Downloads\20230313_141125 (1).jpg 

                                                                                                        Учитель-логопед Побережная Е.В.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Чайная" Семантическое поле слова ЧАЙ

Конспект индивидуального (подгруппового) логопедического занятия с целью формирования и расширения семантического поля слова ЧАЙ, автоматизации звука "Ч" в слогах, словах, речи....

Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"

Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проя...

Семантические поля как средство развития лексического строя и связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Структура семантического поля выглядит следующим образом:ядерное слово; слова, обозначающие названия действий предметов; слова, обозначающие названия признаков предметов; родственные слова; слов...

Игры и упражнения для формирования семантических полей

В материале предсавлены игры и упражнения для формирования семантических полей, которые могут быть использованы логопедами и воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста....

Игры-пятиминутки, способствующие развитию речевого мышления, ассоциаций, семантических полей и речи детей старшего дошкольного возраста ( 6-7 лет)

  Эти игры не требуют пособий и наглядного материала, не требуют много времени. В них можно играть в ожидании обеда, ужина, окончания дождя, сидя за столом и без него и т.д. Эти игры не то...

Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...

Презентация интерактивной игры: "Формирование ассоциативных связей слов через семантическое поле"

Региональный семинар для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных образовательных учреждений "Пути оптимизации совместной работы учителя-логопеда и педагогов в ДОУ"...