Логопедическое занятие с использованием ИКТ "Семантическое поле слова "Рыба"
видеоурок по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Занятие по развитию семантических полей расширяют словарь ребенка. Развивают падежные конструкции используя ядерное слово рыба. На занятиях с использованием ИКТ дети с большим интересом работают, проявляют заинтересованность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_ryby.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ.

Семантическое поле слова «РЫБА».

ЦЕЛИ :

Образовательные:

Формирование и расширение слова «рыба» и развитие валентности слов:

Развивать падежные конструкции, работая с ядерным словом (словоизменение);

Образование родственных слов;

Расширение словарного запаса -    (слов, обозначающих действие предмета, слов, обозначающих признаки предмета);

Согласование прилагательного с существительным;

Работа над многозначностью слов;

Развитие связной речи.

Коррекционные:

Развитие зрительного восприятия детей на основе упражнений на различение, соотнесение и узнавание.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Развитие слуховой памяти.

Развитие эмоциональности в театрализации.

Воспитательные

Воспитание умения выслушивать до конца товарища, педагога не перебивая его.

Слушать внимательно сценки.

Материал

1Кассеты с музыкой.

2. Картинки для словоизменения 6 штук

3. Кукольный театр (кот и мышка, удочка)

4 Маски большой и маленькой рыбы, крючок-картинка;

5 Картинка «Водоем»

6. Рыбки для водоема

7. Картинки для многозначного слова «Хвост»  5 штук

8 Для игры»Рыбалка» -   веревки для круга ,  «удочка»

9 ИКТ СЛАЙДЫ

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Сценка     «Митькина рыбалка»   (Музыка.  Кукольный театр: кот, мышонок , удочка)

Сегодня мы с вами поговорим о рыбах, а поможет нам компьютер. Чтобы его включить надо нажать столько раз- сколько звуков в слове «Рыба»

дети считают количество звуков-4

2  Знакомство с ядерным словом.

Рыбы одни из самых древних животных на нашей планете. СЛ

 Они появились много миллионов лет назад. Всю жизнь рыбы проводят в воде. Воды на Земле больше чем суши, поэтому самые разнообразные рыбы живут в водоемах.

-А название каких рыб вы знаете?  (СЛАЙД 2)

(Щука. сельдь, ерш, камбала, окунь пескарь,  сом меченосец, склярия,  рыба-меч, золотая рыбка)

3 Работа с ядерным словом. Словоизменение. (КАРТИНКИ)

1недорисованная картинка -Кто нарисован на картинке?

2 аквариумы                          -Кого нет во 2 аквариуме?

3 Много рыбы                        -Кому мы нашли пару

4 Зашумленная рыба             -Кого мы увидели сквозь волны?

5 Через кальку                      -Кем вы любуетесь?

6 По точкам                          -О ком мы будем сегодня говорить?

4 Работа над многозначностью

-Кого или что можно  назвать рыбой?   (СЛАЙДЫ)

-есть рыбы, которые плавают в воде. СЛ

-есть созвездие «Рыбы»                         СЛ

-«рыбой» можно назвать человека по знаку Зодиака СЛ

--Существует позиция в домино с таким названием. СЛ

5 Развитие фонематического слуха

Давайте поселим в  водоем  столько рыбок. сколько слов со звуком Р вы услышите.

ВОДА. РАК. ВОЛНА. ГАЛЬКА. РАКУШКА. ЧАЙКА. МЕДУЗА. ВОДОРОСЛИ. ПЕСОК.

Сколько рыбок мы поселили в водоем.

6 Гимнастика для глаз

Рыбки весело резвятся                                                 рисуют глазами волну

В чистой тепленькой воде                                          вправо-влево

То сожмутся, разожмутся ,                                      частое морганье

То зароются в песке                                                   круговое движенье

7 Образование родственных слов

-как мы назовем маленькую рыбку?                             РЫБКА

-Назовите рыбу ласково?                                                  РЫБОЧКА                                 

-А как назовем большую рыбу?                                      РЫБИНА

- Как называется суп из рыбы?                                       РЫБНЫЙ

-А жир из рыбы какой?                                                     РЫБИЙ

-Как называют человека, который ловит рыбу?        РЫБАК, РЫБОЛОВ, РЫБАЧКА

-Куда ранним утром пошел рыбачек?                           НА РЫБАЛКУ

-Как называют поселок в котором живут рыбаки?    РЫБАЦКИЙ

то делает на рыбалке рыболов?                                   РЫБАЧИТ

8  ПЕСНЯ

9 Закончите строчки стихотворения, подобрав слова в рифму.

Плавники у нас росли бы,

Мы бы плавали как………………. рыбы

Я б хвостом махала гибким

И резвилась словно ……………….рыбка

Вот с крючка срывает крошки

Очень мелкая ………………………рыбешка

Выплывает, корм ища,

пребольшая………………………… рыбища

Эх сорвался мой улов!,

Рассердился………………………… рыболов.-

Рыба не клюет никак,

Видно, я плохой……………………... рыбак

от обиды чуть не плачет,

Но сидит весь день………………….. рыбачит

Рыбаку ужасно жалко,

что не удалась………………………   рыбалка

Мы придумали много слов-родственников,  а без какого короткого слова не было бы этих всех слов?   РЫБА

10 Игра «Рыболов»

А давайте посмотрим какие вы рыболовы   «1,2.3- Рыбка ловись»

Ведущий обводит «удочкой» по кругу, в котором стоят дети.  

Кого задевает становится ведущим.

11 Название слов действий обозначающих, действие предмета.

-Что рыбы делают в воде? СЛ

Ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают, плещутся, дышат, питаются.

Мы  назвали слова-действия

Повторите слова действия с Р  и РЬ.

 Дети называют Ныряют, резвятся, играют, прячутся, выпрыгивают

12 СЦЕНКА « Большая и маленькая рыба»   (Маски Музыка)

-Как вы думаете чем питаются рыбы?

СЦЕНКА

Рыбы питаются растительной пищей, мелкими рачками, а также другими рыбами.

13Согласование прилагательного с существительным.     СЛАЙДЫ

-Где живут рыбы?

В реке живут какие рыбы?   Речные Пресноводные СЛ

В озере?                                      Озерные                        СЛ

В море?                                       Морские                        СЛ

В океане?                                    Океанические             СЛ

В аквариуме                               Аквариумные                СЛ

14 Игра «Море волнуется раз»

15 Работа над многозначностью слов.

 Все рыбы очень разные , но у всех них есть одинаковые части тела.

Что есть у всех рыб?                 Тело, голова, жабры плавники, чешуя, хвост.

Зачем нужны  жабры плавники, чешуя, хвост?

 Но хвост есть не только у рыб.  КАРТИНКИ СЛАЙДЫ

У кого еще есть хвост? СЛ

-у животных;

у самолета;

-у девочек;

-у птичек;

-у кометы.

16 Называние слов признаков предмета. Антонимы.

Давайте с вами поиграем  мы будем придумывать слова наоборот6

Рыба уродливая страшная-………..КРАСИВАЯ

                     медлительная-………..БЫСТРАЯ. СТРЕМИТЕЛЬНАЯ

                тихая, спокойная-………..ИГРИВАЯ, РЕЗВАЯ

           блеклая, невзрачная-……….  ЯРКАЯ

                       одноцветная-…………РАЗНОЦВЕТНАЯ

              задиристая, боевая-………..ОСТОРОЖНАЯ

17  Развитие связной речи.

Ребята , а рыбы умеют разговаривать?

Интересно , а что было бы если рыбы заговорили

РАССКАЗ  за слайдами ребенок озвучивает

18 Словесная логическая задача

Мы сегодня хорошо потрудились  на занятии , но как известно

«Без труда не выловишь и рыбку из пруда»

Как вы понимаете эти слова?

19 ИТОГ

Вам понравилось наше занятие?

И вы мне понравились


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия с использованием метода БОС

Конспект логопедического занятия для детей средней группы с ОНР (конец года). Лексическая тема "Домашние животные". В занятии использую ИКТ - метод БОС (дыхание)....

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода

Конспект логопедического занятия с использованием элементов фонетической ритмики и пальчиковых игр на основе деятельностного метода. Цель: закрепить знания детей по развитию речи и обучению...

Конспект итогового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий "Весенняя звуковая полянка"

В своей работе использую элементы здоровьесберегающих образовательных технологий, которые наиболее значимы  по степени влияния на здоровье и развитие детей. Их применение способствует личностному...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие с использованием коррекционных логопедических игр. Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»

Открытое подгрупповое логопедическое занятие  с использованием коррекционных логопедических игр.  Тема: «Весело играем – звук «Р» мы закрепляем.»...

Конспект логопедического занятия с использованием логопедического массажа и самомассажа "В гости кошка к нам пришла"

В данном конспекте используются приемы логопедическго массажа  и самомассажа....

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ....