Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа (для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Зинченко Галина Владимировна

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа

(для старшего дошкольного возраста) ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием различных видов логопедического массажа

(для старшего дошкольного возраста)

ТЕМА: ВЫЗЫВАНИЕ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ.

Учитель-логопед МБДОУ ЦРР №5 :

Зинченко Г.В.

Цели:

развитие мелкой моторики;

формирование направленного речевого выдоха;

подготовка артикуляционного аппарата к вызыванию свистящих звуков;

вызывание свистящих звуков;

обучение самомассажу;

формирование лексико-грамматических категорий: относительные прилагательные, единственное и множественное число существительных;

развитие внимания, памяти, мышления.

Оборудование: бумажные листья клена, березы и дуба; игрушечный резиновый ежик; электрический массажер; массажные зонды; схемы для самомассажа; зеркало для артикуляционной гимнастики; картинка для вызывания свистящих звуков “Чайник”; предметные картинки для игры “Один-много” (лист-листья, куст-кусты, дерево-деревья, гриб-грибы, туча-тучи).

Ход занятия

I. Оргмомент.

Беседа о признаках осени.

Логопед:

- Какое сейчас время года?

- Что происходит с деревьями осенью?

- А какой дует ветер осенью?

II.

1) Дыхательная гимнастика.

Д/и “Осенний ветер”.

Ребенок сдувает с ладошки желтые бумажные листья и называет их (дубовый лист, кленовый лист, березовый лист).

2) Массаж кистей рук (самомассаж с помощью резиновой игрушки и аппаратный массаж).

Логопед:

- Прибежал ежик. Он хочет унести осенние листья к себе в норку. А что будет делать ежик зимой? Зачем он осенью строит норку?

Давай потрогаем, какие колючие у ежика иголки. (Ребенок попеременно то правой, то левой рукой сжимает резинового ежика.)

Затем логопед выполняет аппаратный массаж кистей рук ребенка электрическим массажером.

3) Артикуляционная гимнастика (выполняется перед зеркалом).

Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад свистящих звуков.

“Сказка о веселом язычке”

Жил-был веселый язычок. Как-то раз осенью проснулся язычок, почистил зубки (упр. “Чистим зубки”), причесался (упр. “Причешем язычок” - самомассаж языка). А потом захотелось язычку погулять. Открыл он двери своего домика (выполняются упражнения “Улыбочка” и “Окошко”) и вышел на улицу (упр. “Лопаточка”). Решил язычок сначала на качелях покачаться (упр. “Качели”). Затем прокатился с горки во дворе (упр. “Горочка”). Посмотрел язычок на часы (упр. “Часики”). “Пора идти домой” - подумал язычок и отправился в свой домик (упр. “Окошко” и “Улыбочка”).

4) Зондовый массаж языка.

Логопед:

- А теперь сделаем язычку массаж.

Звучит тема осени из произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Логопед выполняет зондовый массаж языка ребенка.

III. Динамическая пауза

Самомассаж лица.

Этот массаж ребенок выполняет совместно с логопедом с опорой на схемы в стихотворном сопровождении:

Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.
Стала желтою трава,
Разноцветною – листва.

(поглаживание лица по основным массажным направлениям: от середины лба к вискам, от крыльев носа к ушной раковине, от середины подбородка к мочке уха)

Осень в гости к нам пришла,
Сильный ветер принесла.
Листья пестрые летят…
Осень любит листопад!

(спиралевидное растирание лица по основным массажным направлениям)

Осень в гости к нам пришла,
Дождь с собою принесла.
Мелкий дождик моросит,
У деревьев грустный вид.

(вибрация – пунктирование лица подушечками пальцев по основным массажным направлениям).

Точечный массаж (точки, отвечающие за речевое развитие).

Логопед:

- Осень уже поздняя. На улице холодно. Наши ушки замерзли. Давай их погреем.

(Правой рукой беремся за мочку левого уха, левой – за мочку правого. Массируем спиралевидно одновременно обе мочки.)

IV.

5)Вызывание свистящих звуков.

Логопед:

- Пришли мы домой и решили погреться – выпить чаю. Чайник закипел и засвистел. Как свистит чайник?

(Ребенок ведет указательным пальцем ведущей руки по дорожке на предметной картинке с изображением чайника и произносит звук С – кончик языка зажат между зубов, губы – в улыбке. Упражнение повторяется 2-3 раза.)

6)Д/И “Один – много”

Логопед:

- Выпили мы чаю. Согрелись. А теперь давай поиграем с осенними словами. Назови, что нарисовано на картинках:

Лист – листья

Туча – тучи

Дерево – деревья

Куст – кусты

Гриб – грибы.

V. Итог. Оценка деятельности ребенка.

Логопед:

- Наше занятие закончилось. Мы очень многое успели сделать: сдували осенние листья, познакомились с ежиком, погуляли с язычком, сделали язычку массаж, выпили чаю, поиграли с осенними словами.

За это осень подарила тебе один из своих последних цветов (Логопед ставит печать с изображением цветочка в тетрадь ребенку).

Цель данного занятия – показать основные виды логопедического массажа. Совсем не обязательно использовать такое количество массажей на одном занятии. Достаточно одного-двух видов массажа. Например, вы можете предложить ребенку выполнить самомассаж кистей рук, а затем провести зондовый массаж языка. Все зависит от степени выраженности речевого нарушения, длительности занятия и этапа логопедической работы.

В заключении хочется отметить, что результативность логопедического массажа для коррекции звукопроизношения очевидна. Однако, массаж не только улучшает произношение, но и положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"

Логопедическое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста "Звук Р"  можно проводить как в индивидуальной форме, так и в подгрупповой, а элементы ...

Конспект подгруппового занятия с использованием здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Что нам осень принесла?»

Тема:  Рассказывание на тему «Что нам осень принесла?». Рисование по замыслу.Цели: продолжать расширять и обогащать знания детей об овощах, учить различать их по вкусу, цвету, форме; подвес...

Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».

Тема:  Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».Цели: учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев, кра...

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением общее недоразвитие речи

Конспект подгруппового логопедического занятия по профилактики дислексии и дисграфии с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением...

Презентация на тему "Использование различных видов гимнастики в здоровьесбережении детей дошкольного возраста"

В презентации представлены различные виды гимнастики для детей дошкольного возраста, направленные на развитие движений и пространственных представлений....