бульбарная дизартрия
учебно-методический материал по логопедии

Соловьева Владлена Витальевна

Материал содержит описание признаков бульбарной дизартрии и план коррекционно-логопедической работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulbarnayadizartiriya.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

СИМПТОМЫ БУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ И  

ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ РЕЧИ С НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации органов артикуляции. Клинико-физиологические аспекты дизартрии определяются локализацией и глубиной поражения головного мозга: периферических двигательных нервов, ядер периферических двигательных нервов, ядер, располагающихся в стволе и подкорковых отделах, отвечающих за безусловно-рефлекторные речевые реакции. Понятие «дизартрия» объединяет различные нарушения произносительной стороны речи.

         Бульбарная дизартрия характеризуется невнятной речью, которая возникает в результате патологии продолговатого мозга. Обусловлена поражением периферических двигательных нейронов. Поражаются двигательные ядра черепно-мозговых нервов -  языкоглоточного, блуждающего, добавочного, подъязычного. В зависимости от того, какие черепные нервы поражены, симптоматика бульбарной дизартрии будет различной.

Иногда у ребенка присутствуют все проявления: - смазанная, медленная речь при скудной артикуляции; смычные звуки и звук «р» — заменяются щелевыми. Например, вместо «б» дети произносят «в», вместо «п» — «ф». Отсутствуют звонкие согласные. Ударные и безударные гласные произносятся одинаково, лучше всего получается «а». Ритм нарушен, из-за чего произношение невыразительное, монотонное, без динамичности. Экспрессивная речь вызывает сложности. Расстройства глотания — поперхивание с кашлем. В первую очередь появляются проблемы с приемом жидкой пищи и напитков, которые затекают в нос. В дальнейшем становится затруднительным прием твердой пищи. Изменение голоса — снижение громкости, звучности, гнусавость. Слабость мимической мускулатуры или асимметрия лица, если поражение нерва одностороннее.

Неречевые симптомы бульбарной дизартрии: поверхностное и неравномерное дыхание; слабая мимика; избыточное слюноотделение; полный или частичный паралич мышц туловища или конечностей; искаженное восприятие окружающего пространства; невозможность фокусирования взгляда на выбранном объекте из-за поражения глазодвигательных мышц; нарушения эмоционального и психического характера.

Присутствует и неврологическая симптоматика при бульбарной дизартрии. Ребенок может жаловаться на головные боли, головокружение, тошноту, не связанную с приемом пищи, парез руки или ноги, нарушение походки.

         Терапия патологии комплексная, направлена на причину, а также симптоматику бульбарной дизартрии.

Неврологическая помощь заключается в устранении причины нарушений. Основные принципы, определяющие последовательность и систему коррекционно-логопедической работы соответствуют задачам логопедической работы при дизартрии. 

Логопедическая помощь направлена на устранение внешних характеристик бульбарной дизартрии. Логопед помогает разработать артикуляционную мускулатуру, избавиться от дефектов речи, поставить правильное произношение звуков, сделать речь плавной и выразительной. Основная цель работы - улучшение разборчивости речевого высказывания, уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата - спастического пареза, гиперкинезов, атаксии, развитие речевого дыхания и голоса, нормализация просодики, формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи, развитие звукового анализа, нормализация лексико-грамматических навыков экспрессивной речи, развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук. 

При проведении коррекционно-логопедической работы используют следующие методы логопедического воздействия (что можно включить в индивидуальный план коррекционной работы):

- Дифференцированный логопедический массаж. Воздействия на пораженные мышцы носит активизирующий характер процедур. Стимуляция мышц достигается прессорными, поколачивающими и поглаживающими воздействиями. Наиболее эффективен классический ручной, точечный по БАТ.

Ребенок запрокидывает голову, делает ртом движения, будто что-то жует и проглатывает. Рот должен быть закрыт.

Пациент широко раскрывает рот, прижимает язык к верхним зубам, удерживает в таком положении 10 – 15 секунд.

Логопед кладет на губы ребенка небольшие предметы, а тот старается удержать их как можно дольше.

Пациент раздувает и втягивает щеки при закрытом рте.

Описанные упражнения можно делать дома при невозможности регулярного посещения логопеда. Желательно заниматься с ребенком 2 – 3 раза в день.

- Артикуляционные упражнения (комплекс упражнений для нормализации тонуса мышц языка), скороговорки. Артикуляционные упражнения в течение дня желательно несколько раз повторять, а введение в речь (скороговорки) достаточно проговаривать 1-2 раза в день.

1.Рот открыт, губы в улыбке; легко покусывая, помассировать зубами всю поверхность языка, медленно высовывая и затем втягивая его в рот. Затем, «чесать» язык зубами(кусаем язык зубами).

2.Рот открыт, губы в улыбке. Облизывать кончиком языка верхнюю губу, затем нижнюю(облизываем языком слева направо верхнюю губу, а затем нижнюю.)

3.Рот закрыт. Облизывать передние нижние и верхние зубы. Следить, чтобы челюсть и губы не двигались («чистим зубы»).

4.Рот закрыт. Облизывать зубы под губами круговыми движениями языка.

5.Быстро,многократно и резко произносить «т»:т-т-т-т-т-т.

6.Широкий язык присосать к твердому небу, удерживать,затем оторвать со щелчком(щелкаем языком).

7.Рот открыт, губы в улыбке, двигать язык к уголкам рта вправо-влево. Следить, чтобы челюсть и губы были неподвижны, язык не скользил по нижней губе(двигаем языком влево-вправо).

Скороговорки при дизартрии являются фонетическим средством развития подвижности артикуляционного аппарата. При использовании скороговорок придерживаются следующих рекомендаций: работу начинают с простых, коротких, рифмованных фраз («Белые бараны били в барабаны»);соблюдают принцип отбора дидактического материала (в скороговорке не должно быть слов с дефектно произносимыми пациентом звуками; скороговорки лучше использовать в играх.

- Дыхательные и голосовые упражнения. Цель дыхательной  гимнастики: увеличение объема дыхания, формирование плавного и длительного выдоха, нормализация ритма. Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются так называемые классические упражнения, целью которых является координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы.

  • Вдох и выдох через нос. Вдох - глубокий, выдох - длительный, плавный.
  • Вдох через нос, выдох через рот. Зажать нос пальцами, если выдох через рот не получается
  • Вдох через рот, выдох через нос. Для контроля можно подносить к носу или рту зеркало или полоску бумаги.
  • Вдох и выдох через рот. Если упражнение не получается, зажать нос пальцами.
  • Комбинированный вдох. Задержка дыхания, выдох через нос. Задержка дыхания, выдох через рот.

После этого начинается работа по развитию речевого дыхания, которая проводится в следующей последовательности:

  • без участия речи (например,  «Задуй свечу». Сделать вдох, по сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло, по сигналу «Сильный ветер» задуть свечу резким выдохом. «Роза». Сделать вдох и задержать дыхание, понюхать розу);
  • на материале гласных звуков (например, произношение гласного звука на выдохе (2-4 раза): а,о,у,ы,э (шепотом, голосом); произношение двух гласных на одном выдохе (2-4раза):а - э,о -у, и - ы,э- и (шепотом, голосом), затем так же  3 и 4-х; произношение гласных в звукоподражаниях музыкальным инструментам -труба гудит: у-у-у-у-у; предметам – кукла Ляля плачет: уа-уа-уа; пароход гудит: у-у-у-у-у, животным - медведь ревет: а-а-а;голодный волк: у-у-у; явлениям природы -ветер (вьюга) воет: у-у-у; людям – девочка плачет: а-а-а. ,
  • на материале согласных звуков (например, произношение глухих согласных на одном выдохе: ф, с, ш, х; произношение двух согласных на одном выдохе: ф - с, с - ш, ш - с, х – ф, затем так же  3 и 4-х; Произношение согласных в звукоподражаниях предметам (зазвонил телефон: з-з-з-з-з;; качает насос: ш-ш-ш-ш-ш-ш; сдувается шарик: с-с-с-с-с;; животным (мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш; комар летит: з-з-з-з-з; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш;

Для активизации голосовых связок, полезно дать ощутить звучание голоса у логопеда. Ребенок прикладывает руку к гортани логопеда и ощущает напряжение звучащего голоса, возникающую вибрацию. Одновременно учат ребенка на слух различать включение и выключение голоса. Затем учат самого ребенка подавать голос на выдохе. Вначале голосовые упражнения рекомендуется начинать со звука М, так как этот звук прост по артикуляции, но требует активной подачи воздушной струи в полость носа и включения голоса.

1. Произнесение звука [м] кратко при спокойном положении гортани, направляя звук так, чтобы он как бы «ударился» в твердое нёбо и вызвал большую резонацию вышележащих полостей. Когда данное упражнение не вызывает затруднений можно переходить к произнесению слогов ма, мо, мэ, мы…

2. Произнесение пар слогов с ударением на втором слоге: ма-ма, ма-мо, ма-му, ма-мэ, ма-мы; на-на, на-но, на-ну, на-нэ,на-ны. ма-мо  на-но  ма-му на-ну и т. д. и сочетания слогов с перемещающимися ударениями.

3. Произнесение закрытых слогов: мам, мом, мум, мэм, мым.

4. Произнести гласные звуки и их сочетания: а, ао, ау, аэ, аи, аоу, аоэ, аои, аоуэи, аоуи и т.д.

Далее следует закрепление сформированных голосовых навыков. Например, детям можно предложить следующие упражнения:

1.Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо достаточно громко и четко.

2.Дети делятся на пары. Один из пары произносил фразы громким голосом, а партнёр отвечал тихо, словно эхо. Затем партнёры меняются местами. Для упражнения используются фразы из различных сказок.

3.Предлагаем детям как бы «шагать по ступенькам», произнося фразы «Первый этаж, второй этаж…седьмой этаж», постепенно повышая свой голос.

- Исправление произношения звуков речи. Здесь чаще используется смешанный способ с использованием механической помощи, логопедических зондов и метод пассивного формирования артикуляционного уклада, когда логопед с помощью рук, зондов, специальных приспособлений придает губам и языку ребенка нужную позу. Используют вспомогательные предметы: чайная ложка, соска, палочки различного диаметра, трубочки, детские зубные щетки и др. Часто постановку звуков начинают с гласных звуков, губных, губно-зубных звуков, последовательность постановки звуков определяется возможностями ребенка, всегда начинают с более простых по артикуляции звуков и более сохранных движений и звуков наиболее поддающихся коррекции. Обязательно перед вызыванием звука нужно отработать различение данного звука на слух.

- Работа над выразительностью речи.

Детям предлагаются тексты и эмоциональные состояния, которые им следует выразить текстами. Например,

Гнев        - Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Печаль         -  Сачок зацепился за сучок.

Страх         - От топота копыт пыль по полю летит.

Удивление        - У осы не усы, не усищи, а усики.

Радость        - Павка на лавке плетёт лапти Клавке.

Восхищение        -  Идёт козёл с козой, а коза идёт с косой.

И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

речевая карта при дизартрии, при стертой дизартрии

бланки речевой карты при обследовании дизартрии, при обследовании стертой дизартрии...

Дизартрия. Формы дизартрии.

Что такое дизартрия? Формы дизартрии. Система логопедической помощи при дизартрии. Консультативная помощь родителям и педагогам....

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Конспект коррекционного занятия лексическая тема «Космос» с детьми подготовительной к школе группы (диагноз: ТНР:ОНР – III ур.р.р., дизартрия; ФФНР, дизартрия) (с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий)

Конспект подгруппового коррекционного занятия с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме «Космос».Цели:Коррекционно-образовательные·        ...

Дифференциальная диагностика бульбарной и псевдобульбарной форм дизартрии у детей

Материал для логопедов по дифференциальной диагностике бульбарной и псевдобульбарной форм дизартрии у детей...

индивидуальный план работы по коррекции детской псевдо-бульбарной дизартрии.

Примерный план работы по кррекции детской псевдо-бульбарной дизартрии.В плане изложена последовательность этапов работы при коррекции данного нарушения (подготовительный этап и 3 этапа коррекционной р...