Игры с медвежонком Гошей
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)

Соловьева Владлена Витальевна

Конспект индивидуального занятия  для ребенка среднего дошкольного возраста  с дизартирией. В конспекте представлена работа по автоматизации звука Ш. По аналогии можно работать с другими звуками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ind.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ РЕБЕНКА С ДИЗАРТРИЕЙ

составила воспитатель Соловьева В.В.

Логопедическое занятие для ребенка с дизартрией

 возраст – 5 лет

Тема: «Игры с медвежонком Гошей»

Цель: автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, в словах

Задачи:

коррекционно-образовательные:

  • Закреплять правильную артикуляцию звука [Ш]
  • Закреплять умение произносить звук [Ш] изолированно, в слогах и в словах.
  • Упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных.
  • Развивать умение образовывать множественное число имени существительного

                                          коррекционно-развивающие:

  •  Развивать артикуляционную моторику на основе упражнений на верхний подъем языка и вытягивание губ.
  • Развивать слуховое внимание на основе упражнений на проговаривание фонетических единиц и дополнения последнего слова в чистоговорке.

коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать активность и внимательность.
  • Способствовать развитию потребности в речевом общении.

Оборудование:

Плюшевый медвежонок в шапке, ватный шарик, ворота из картона, рюкзачок, предметные картинки с изображением предметов одежды, мяч, зеркало.

Ход занятия:

I организационный момент

- Отгадай загадку, и ты узнаешь, кто пришел к нам  в гости.

 Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

Правильно, это медведь, медвежонок Гоша. А вот и он сам (показывает). Что надето на Гоше? (шапка). Какой первый звук в слове «шапка»? Правильно, Ш. Сегодня мы будем вместе с  Гошей продолжать  учиться  произносить звук Ш.  Сначала  покажем Гоше, как тренировать язычок и губы.

II Основная часть.

Артикуляционная гимнастика

 «Лопаточка». Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

Язык лопаткой положи и под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять. Язык надо расслаблять.

«Чашечка» Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи, а края приподними. 

Получилась чашка, кругленькая чашка.

«Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « тя-тя-тя».

 «Чистим зубки»

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите.

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

«Улыбка». Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

 «Трубочка».

В гости к нам пришел слоненок,

Удивительный ребенок.

На слоненка посмотри,                                                            

Губки хоботком тяни.

Дыхательная гимнастика

 На ровной горизонтальной поверхности располагается ватный шарик. Ребенок должен «забить гол» в импровизированные ворота воздушной струей. (Дуть, не надувая щеки, только сложенными трубочкой губами). Выдох должен быть таким, чтобы изо рта шел ровный воздушный поток).

- Наш Гоша принес шарик, попробуй загнать его в ворота.

Закрепление акустического и артикуляционного образа звука Ш

- Давай посмотрим в зеркало и вспомним, как правильно работают губы и язычок, когда произносишь звук Ш. Поднеси ладонь ко рту и произнеси шшшш. (ребенок произносит)

- Что губы делают? (Губки округлены и слегка вытянуты вперед)

- Что язычок делает? (Широкий язычок наверху образует “чашечку”. Теплая воздушная струя идет по центру язычка)

- Есть ли голосок? (Нет)

Похвалить  ребенка (Как здорово у нас получилось, Гоша обязательно повторит наши упражнения) и произносить вместе с ним звук Ш.

основная часть

проговаривание звука Ш изолированно

- Гоша хотел поиграть с нами в  шарик, но он сдулся. Давай покажем, как воздух выходит из шарика  (ШШ-шш) (Звук произносится тихо, плавно, с переходом на шепот).

- Чтобы Гоша не расстраивался, мы ему подарим мячик, только его надо накачать. Давай накачаем мяч насосом: Ш-Ш-Ш-Ш (звук произносится громко, отрывисто).

- А еще наш гость хочет поиграть в игру «Эхо» Гоша будет называть слоги, а ты будешь их повторять.

проговаривание прямых и обратных слогов со звуком Ш.

Ша – ша – ша        Аш – аш - аш       Ша – ша - шо       Аш – ош - аш                                           

Шо – шо – шо        Ош – ош - ош      Ши – шу - шу       Уш – аш - уш                              

Шу – шу – шу        Уш – уш - уш      Шо – ши - шо       Ош – иш - ош                               

Ши – ши – ши        Иш – иш - иш      Шу – ша - ша       Аш – иш – иш

Проговаривание слогов с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

Ша-ша – ша-ша-ша

Шо-шо – шо-шо-шо

Шу-шу – шу-шу-шу

Ши-ши – ши-ши-ши                                                                        ребенок выполняет задание.

- А теперь научим Гошу играть  в игру «Повтори слово». Проговаривание слов со звуком Ш. Взрослый произносит слова, ребенок повторяет.

  Шапка, шоколад, шум, шина, каша, крыша, лошадка, петушок, мыши, машина, лягушата, шахматы, шофер, шорох, Маша, Даша, тишина.

 Ваш, наш, карандаш, гуляш, ландыш, детеныш, камыш, мышь, финиш, даришь, малыш, кричишь, молчишь.

Шлем, шмель, штаны, швабра, школа, кошка, кукушка, пушка, черешня, чашка, ромашка, рубашка, окошко, подушка, вишня, башня.

Шишки, штанишки, шашки, шалаш, шипишь, шутишь, пишешь, шьешь, шумишь.

- Гоша говорит, что он очень устал, поэтому сейчас мы сделаем веселую зарядку.

динамическая пауза

Мишка косолапый по лесу идет (Руки в стороны, наклоны вправо-влево)

Шишки собирает (Наклоны вперед)

И в карман кладет. (Руки на пояс)

Вдруг упала шишка (Руки вверх, потрясти над головой)

Прямо мишке в лоб. (Обе руки на лоб)

Мишка рассердился (Помахать кулачками)

И ногами топ-топ. (Топаем ногами)

Топай, мишка, (топаем ногами)

Хлопай, мишка. (хлопаем в ладоши)

Приседай со мной, братишка, (приседаем)

Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)

Улыбайся и садись.

- Давай научим Гошу играть в рифмы. Я буду начинать строчку, а ты ее закончи, назови последнее слово.

Ша-ша-ша – очень вкусная (лапша)

Шо-шо-шо - летом очень (хорошо)

Шу-шу-шу - я флажком (машу)

Ши-ши-ши - Миша с Машей (малыши).

Аш-аш-аш - мы построили (шалаш).

Ош-ош-ош – урожай у нас (хорош).

Ыш-ыш-ыш - на реке шумит (камыш).

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала (шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий (шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке (каша).

- А что же мячик у нас лежит без дела, предлагаю поиграть. Я назову слово в единственном числе и брошу мяч, ты  должен назвать слово во множественном числе и бросить мяч мне, например, матрешка – матрешки.

(шина, шапка, шишка, шалун, мышка, каштан, мешок, петушок, пешеход, машина,  малыш, карандаш, ландыш).

«Назови ласково» - Дома медвежонка Гошу ждет мама медведица, давай узнаем, как она ласково разговаривает с Гошей. Я буду называть слово, а ты назови его ласково, например, Гоша – Гошенька.

(шапка – шапочка, шарф – шарфик, шишка – шишечка, штаны – штанишки, шкаф – шкафчик, шар – шарик, картошка – картошечка, чашка – чашечка, мешок – мешочек, вишня – вишенка, башня - башенка)

- Гоша скоро отправится домой, давай поможем ему собраться, найти среди картинок с одеждой те, в названии которых есть звук Ш и сложить к нему в рюкзачок. Ребенок выбирает нужные картинки, называет предмет и складывает картинку в рюкзачок).

(Сапоги, калоши, штаны, носки, галстук, шапка, кофта, рубашка, шарф, пальто, шуба, шляпа, шарф).

III. Итог

Как ты думаешь, Гоша запомнил, какой звук мы сегодня учились произносить? Напомни ему. Понравилось тебе играть с медвежонком Гошей? Какая игра тебе понравилась больше всего? Чем она тебе понравилась? Гоше тоже понравилось играть с нами, и он решил подарить воздушный шарик, чтобы он напоминал тебе, как звучит звук Ш.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Веселый медвежонок"

Сюжетно ролевая игра для детей младших и средней групп.персонажи в игре:Медвежонок - взрослый, или ребенокБелочки - девочкиЗайчики - мальчикиИгру можно использовать для театрализации...

Авторская дидактическая игра "Угощение медвежонка"

Данная игра расширит словарный запас детей по темам: «Фрукты», «Овощи», «Ягоды». Поможет усвоить образование  существительных с уменьшительными  суффиксами и формы словоизменения: окончаний ...

Конспект Квест - игры: «Белый медвежонок» ..

  Игра ведущий вид деятельности .Игра предназначена для развития фантазии , воображения детей. 1.показать детям новый игровой сюжет, рассказать о белых медведях, познакомить с работой...

Квест – игра «Путешествие медвежонка Мишика» с использованием развивающих игр В. В. Воскобовича

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16957394","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"346"}}]] [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16957...

Конспект НОД по ФЭМП в разновозрастной группе младшего дошкольного возраста Тема: «Мы играем с Медвежонком».

Цель:закрепить умения детей различать и называть геометрические фигуры иосновные признаки предметов: цвет, форму, величину.Задачи:-закрепить  умение  различать  и  называть  к...

Проект "Игры с медвежонком"

Проект описывает работу по адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада....

Дидактическая игра "Угостим медвежонка конфетой"

Представляю вашему вниманию дидактическую игру, которая предназначена для детей раннего и младшего возраста.Задачи:- формировать представления о геометрических фигурах, основных цветах, их оттенках.- ...