Программа по формированию пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями
рабочая программа по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бексе Чечек Ендановна

Система пространственных представлений начинает своё формирование уже в раннем возрасте, возможно даже до момента рождения. Недостаточная сформированность пространственных и квазипространственных представлений особенно отчетливо проявляется в школьном возрасте. Она напрямую влияет на уровень актуального речевого и интеллектуального развития ребёнка, проявляясь в нарушениях графической деятельности, чтении, письме, сформированности математических операций, нарушениях различных видов мышления (абстрактно – логического компонента речемыслительной деятельности).

Пространственные представления развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников, например при помощи программно-модульного комплекса «Баланс».

Применение современных инновационных разработок и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципах биоуправления позволяют добиться устойчивого результата и ускорить процессы развития пространственных представлений.

Специально разработанный программно-модульный комплекс Баланс позволяет проводить анализ траектории перемещения центра равновесия, отражает способность сохранять правильную осанку и управлять вертикальным положением тела в разных ситуациях.

Во время занятий развивается чувство координации, равновесия и вертикальной устойчивости, закрепляется навык сохранения правильной осанки и опороспособности за счет возможности контролировать положение своего тела и своевременно устранять ошибки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное учреждение  детский сад «Солнышко»

Утверждено                                                                                                                 Согласовано

Заведующим МДОУ                                                                                 Заведующим по СПС:    

детский сад «Солнышко»:                                                               Глухова А.М____________

Хазиева Ж.В._____________                                                         «____»___________2021 г.

«____»___________2021 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                           

Программа

по формированию пространственных представлений

у дошкольников  с речевыми нарушениями

Составила

учитель-логопед:

Бексе Ч.Е.

Аксарка-2021

Пояснительная записка

Система пространственных представлений начинает своё формирование уже в раннем возрасте, возможно даже до момента рождения. Недостаточная сформированность пространственных и квазипространственных представлений особенно отчетливо проявляется в школьном возрасте. Она напрямую влияет на уровень актуального речевого и интеллектуального развития ребёнка, проявляясь в нарушениях графической деятельности, чтении, письме, сформированности математических операций, нарушениях различных видов мышления (абстрактно – логического компонента речемыслительной деятельности).

Пространственные представления имеют уровни формирования. Уровни не просто «надстраиваются» друг над другом в процессе развития, но пересекаются во времени, пересекаясь и «встраиваясь» друг в друга (Н.Я. Семаго и М.М. Семаго).

1 уровень - Представления о пространстве собственного тела (телесность, схема тела). Ребенок сначала учится ориентироваться на собственном лице: глазки, носик и т.д. Затем в частях тела и после на руке.

2 уровень – Представления о физическом пространстве. Взаимодействие с внешним пространством (пространство окружающих предметов по отношению к телу ребёнка, взаимоотношения между двумя или несколькими предметами). Сначала формируются представления вертикали («верх – низ»), затем представления горизонтали («от себя») вперёд, затем о правой и левой стороне. Наиболее поздно формируется понятие «сзади».

3 уровень – Уровень вербализации пространственных представлений. Пространство речи и языка. Имеется два подуровня: понимание и использование в речи предлогов и слов, обозначающих «физическое пространство» и так называемые квазипространственные представления – речевая и языковая компетентность ребенка. Для организации психологического сопровождения  на данном уровне важно знание специалистом возрастных нормативов понимания и использования предлогов и временных последовательностей в речи.

4 уровень – Пространство межличностных отношений ребенка. Оно зависит и опирается на все сформировавшиеся всей нижележащие структуры пространственных представлений, включая и начальный уровень – телесный – представление о собственном теле.

 К типичным недоразвитиям детей дошкольного возраста с ОНР Е. В. Мальцева, Р. Д. Тригер, Н. А. Никашина, А. В. Ястребова относят несформированность у них элементарных процессов восприятия, а также недоразвитие широкого круга пространственных представлений, что эти авторы считают препятствием для дальнейшего развития у детей высших психических функций и выделяют в качестве одной из важнейших причин неготовности их к включению в учебную деятельность.

Дети, у которых не сформированы пространственные представления, не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных.

В ходе выявления особенностей пространственных представлений у дошкольников с ОНР в сравнении с их сверстниками с нормальным речевым развитием было установлено, что дошкольники с ОНР слабо ориентируются в схеме собственного тела и в соотнесении окружающих предметов со схемой своего тела; демонстрируют в целом более низкий уровень сформированности навыка узнавания предлогов и понятий, отражающих пространственные представления, чем дети контрольной группы; демонстрируют низкий уровень способности создать пространственный образ.

Итак, к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. Пространственные представления должны отражаться в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади, впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив, левая, правая, верхняя, нижняя и др. Недостаточное развитие пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи может привести к нарушениям письменной речи при их поступлении в школу.

Пространственные представления развиваются в условиях разнообразных видов деятельности дошкольников, например при помощи программно-модульного комплекса «Баланс».

Применение современных инновационных разработок и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципах биоуправления позволяют добиться устойчивого результата и ускорить процессы развития пространственных представлений.

Специально разработанный программно-модульный комплекс Баланс позволяет проводить анализ траектории перемещения центра равновесия, отражает способность сохранять правильную осанку и управлять вертикальным положением тела в разных ситуациях.

Во время занятий развивается чувство координации, равновесия и вертикальной устойчивости, закрепляется навык сохранения правильной осанки и опороспособности за счет возможности контролировать положение своего тела и своевременно устранять ошибки.

Использование анимационных сюжетов в качестве сигналов обратной связи существенно повышает мотивацию и эффективность сеансов биоуправления по опорной реакции, превращая однообразные тренировки в увлекательный процесс.

Мощным средством формирования пространственных представлений являются игры, включенные в программу модульного комплекса Баланс.

Своевременная и эффективная помощь ребенку в формировании пространственных представлений является условием успешной адаптации к новым условиям обучения.

Цель программы:

- Создание условий для формирования пространственных представлений у детей имеющих речевые нарушения.

Задачи:

- развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей с ОНР. 

- развивать зрительно – моторную координацию;

- формирование предпосылок пространственных представлений, в том числе пространственно-временных.

Принципы построения программы:

  1. Принцип развивающего обучения.
  2. Принцип учета возрастных и  индивидуальных особенностей ребенка.
  3. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  4. Принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются.
  5. Принцип возрастания сложности.
  6.  Принцип доступности.
  7. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
  8. Деятельностный принцип.

                  Этапы реализации программы:

Этап

Цель

Мероприятие

Срок

Организационный

Создание необходимых психолого-педагогических условий. Подготовка программы и оборудования.

Подготовка программы и оборудования. Диагностическое исследование уровня сенсомоторного развития.

Сентябрь

Содержательно-практический

Реализация программы

Занятия по программе

Октябрь-Май

Оценочный

Оценка динамики Изменения сенсомоторного развития детей.

Диагностика

Май

Планируемые результаты программы:

- развитие пространственной ориентировки, пространственных представлений и формирование пространственно-временных последовательностей;

– развитие и совершенствование речи ребенка;

– ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении и других видах детской активности.

– у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

Основные методы программы учителя-логопеда:

- Метод двигательных ритмов. Направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений,  внимания. Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног. Это повышает развитию речи детей с ОНР.

- Релаксационный метод. Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и речевых реакций, что придает психомоторному и речевому развитию ребенка. Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует  снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциации сенсорной информации от самого тела.

-Метод развития пространственных представлений. Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Медленное выполнение движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

- Конструктивно-рисуночный метод. Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-моторные координации.

Содержательный раздел

Содержание коррекционной работы обусловлено особенностями сенсомоторного развития детей с речевыми нарушениями, спецификой недостатков их эмоционального развития и требует обязательного дифференцирования индивидуализации. Основными критериями дифференцировании и индивидуализации содержания требования выступают, с одной стороны, педагогически значимые личностно-психологические различия детей, с другой – задачи коррекционной работы, а также специфика сенсорных стимулов.

Предлагаемые игры и игровые задания в данном модульном комплексе направлены на развитие речемоторных функций, пространственных представлений, а также определенных личностных качеств (нравственно-волевых, самоконтроля, самоорганизованности, навыков общения). Сложность предлагаемого материала от занятия к занятию возрастает. В то же время в пределах одного занятия игры и задания подобраны так, чтобы сложные чередовались с легкими с периодическими повторами данных игр на занятиях.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения  с уклоном на речевое развитие и коррекции, с учетом возрастных особенностей. Системно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития произвольного внимания через использование различных видов игр на данном тренажере, свойственных данному возрасту.

Программа является коррекционно-развивающей для детей с ОНР в возрасте от 5-7 лет.

Цикл занятий рассчитан на учебный год, занятия ведутся с октября по май, 1 раз в неделю, всего 34 занятий с продолжительностью 30 минут. Существует 2 уровня прохождения программы – для детей старшей (5-6) и подготовительной к школе (6-7) группы.

Занятия проводятся индивидуально с детьми-логопатами.

Содержание коррекционной программы учителя-логопеда

для детей с речевыми нарушениями в возрасте 5-7 лет

Месяц

 Занятия

Задачи

Формы занятия

Октябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №1

Знакомство с оборудованием;

Развитие невербального и

вербального общения;

Снятие телесного и эмоционального напряжения

Развитие речи

Развитие пространственной ориентации

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. Ритуал прощания

Октябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №2

Знакомство с оборудованием;

формирование коммуникативных навыков. Осознание ребенком своих положительных качеств;

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. Ритуал прощания

Октябрь

Коррекционно-развивающий комплекс №3

Закрепление и обобщение знаний о программно-модульном комплексе Баланс.

Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования.

- развитие связной речи,

- развитие понимания обращенной речи;

 1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. Ритуал прощания

«Пожелание»

Октябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №4

Развитие зрительной памяти, мышления, внимания.

Развитие коммуникации, моторики.

Развитие пространственной ориентации.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. Ритуал прощания

Ноябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №5

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие пространственных представлений.

Развитие памяти, мышления.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. игра «Башня» (первый уровень)

4. Релаксация

5. Ритуал прощания

Ноябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №6

Развитие невербального общения.

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Развитие мелкой и общей

моторики.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Башня» (второй уровень)

5. Ритуал прощания

«Комплимент»

Ноябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №7

Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, речи,  мелкой моторики пространственной ориентации,

зрительно-двигательной

координации.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Башня» (третий уровень)

5. Ритуал прощания

«Комплимент»

Ноябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №8

Расширение  и углубление

представлений детей о

доброжелательном отношении к окружающим.

Развивать пространственные представления.

Развитие мелкой и общей моторики

Развитие самостоятельной активной и пассивной речи

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Метка»

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Декабрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №9

Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, речи,  моторики.

Развитие мышления, внимания.

Развитие пространственных представлений.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Ловец»

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Декабрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №10

Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания, графо-моторных  навыков и пространственной ориентации.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Контуры»

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Декабрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №11

Развитие способности понимать эмоциональное

состояние самого себя.

Развитие пространственной ориентации.

 1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Коридоры»

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Январь

Коррекционно-развивающий

комплекс №12

Развивать зрительную память, мышления, внимания.

Развитие коммуникации,

Моторики.

Развитие пространственных представлений.

        

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Платформа» (второй уровень)

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Январь

Коррекционно-развивающий

комплекс №13

Развитие мышления.

Развитие коммуникации,

Развитие эмоционально-волевой сферы.

- развитие связной речи,

- развитие понимания обращенной речи;

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Платформа» (третий уровень)

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Февраль

Коррекционно-развивающий

комплекс №14

Развивать внимание, память, мышление.

Развитие пространственной ориентации.

- развитие способности самоконтроля за речью.

 1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Видеоплеер» (первый уровень)

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Февраль

Коррекционно-развивающий

комплекс №15

Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.

Развитие зрительной памяти.

Развитие мышления,

Внимания, моторики.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «видеоплеер» (второй уровень)

5. Ритуал прощания

Февраль

Коррекционно-развивающий

комплекс №16

Развитие  мелкую и общую

моторику.

Развитие навыков самосознания.

- развитие связной речи

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Видеоплеер» (третий уровень)

5. Ритуал прощания

Февраль

Коррекционно-развивающий

комплекс №17

 

Развитие зрительной памяти.

Развитие мышления.

Развитие пространственной ориентации

- развитие самостоятельной активной и пассивной речи

 1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Платформа» (третий уровень)

5. Ритуал прощания

«Комплимент»

Март

Коррекционно-развивающий

комплекс №18

Развивать мелкую и общую

моторику.

Развивать навыки самосознания.

Развитие связной речи

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Платформа» (третий уровень)

5. Ритуал прощания

«Комплимент»

Март

Коррекционно-развивающий

комплекс №19

Развитие позитивного отношения к себе, умения взаимодействовать.

Развитие самостоятельной активной и пассивной речи

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Телевизор»

5. Ритуал прощания

Март

Коррекционно-развивающий

комплекс №20

Развивать навыки самосознания.

Развитие слухового восприятия, внимания.

Развитие моторных навыков, пространственной ориентации

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Раскраски»

5. Ритуал прощания

Март

Коррекционно-развивающий

комплекс №21

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания.

Развитие пространственной ориентации.

Развитие связной речи, умение поддерживать диалог.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Ленивец»

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Апрель

Коррекционно-развивающий

комплекс №22

Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания, графо-моторных  навыков и пространственной ориентации.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Блоки»

5. Ритуал прощания

«Пожелание»

Апрель

Коррекционно-развивающий

комплекс №23

Формирование пространственно-временных последовательностей.

Развитие моторики.

Развитие эмоционально-личностной сферы.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация

4. игра «Лабиринт»

5. Ритуал прощания

Апрель

Коррекционно-развивающий

комплекс №24

Развитие коммуникативной.

Развитие зрительной памяти.

Развитие внимания, пространственных представлений.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация, игра «Здравствуй»

4. игра «Фруктопад»

5. Ритуал прощания

Апрель

Коррекционно-развивающий

комплекс №25

Развитие коммуникативных навыков. Развитие навыков самосознания.

Развитие внимания, пространственных представлений.

 

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация, игра «Найди предмет, который я загадала»

4. игра «Кристаллы»

5. Ритуал прощания

Май

Коррекционно-развивающий

комплекс №26

Развитие коммуникативных навыков, навыков самосознания, уверенности в себе. Развитие мышления, внимания.

Развитие моторных навыков.

Развитие связной речи, умение поддерживать диалог.

1. Внесение в картотеку ребенка

2. Прохождение калибровки

3. Релаксация, игра «Найди предмет, который я загадала»

4. игра «Кафе»

 «Штриховка»

5. Ритуал прощания «Пожелания на лето»

Содержание коррекционной программы учителя-логопеда

для детей с речевыми нарушениями  в возрасте 6-7 лет

Месяц

 Занятия

Задачи

Формы занятия

Октябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №1

Закрепление и обобщение знаний о программно-модульном комплексе Баланс.

Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования.

1.Приветствие

Знакомство с оборудованием.

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация

5. игра «Метка» (первый уровень)

6. Ритуал прощания

«Пожелание»

Октябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №2

Закрепление и обобщение знаний о программно-модульном комплексе Баланс.

Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования.

1.Приветствие

Знакомство с оборудованием.

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация

5. игра «Метка» (второй уровень)

6. Ритуал прощания

«Пожелание»

Октябрь

Коррекционно-развивающий комплекс №3

Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентирования.

Развитие связной речи, умение поддерживать диалог.

1.Приветствие

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, игра «Подбери парные карточки»

5. игра «Метка» (третий уровень)

6. Ритуал прощания

«Пожелание»

Октябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №4

Развитие зрительной памяти, мышления, внимания.

Развитие коммуникации, общей моторики.

Развитие пространственной ориентации.

 1.Приветствие

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, игра «Найди отличия»

5. игра «Платформа»

6. Ритуал прощания

Ноябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №5

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие пространственных представлений.

Развитие памяти, мышления.

Развитие самостоятельной активной и пассивной речи

1.Приветствие «Комплимент»

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, игра «Обозначь, одинаковые фигуры»

5. игра «Видеоплеер»

6. Ритуал прощания

«Пожелание»

Ноябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №6

Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Развитие мелкой и общей

моторики.

1.Приветствие

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Подбери парные карточки»

5. игра «Башни»

6. Ритуал прощания

Ноябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №7

Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления, речи,  мелкой моторики пространственной ориентации,

зрительно-двигательной

координации.

1.Приветствие

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, игра «Что слева, что справа»

упражнение «Плывем в облаках»

5. игра «Блоки»

6. Ритуал прощания

Ноябрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №8

Формирование доброжелательного отношения к окружающим. Формирование пространственно-временные последовательности.

Развитие диалоговой речи

1.Приветствие «Комплимент»

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Кто стоит слева/справа от меня…»

5. игра «Видеоплеер»

6. упражнение «Закончи предложение»

7. Ритуал прощания

 

Декабрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №9

Формирование позитивного

отношения

Развитие пространственной ориентировки.

 развитие связной речи,

- развитие понимания обращенной речи;

1.Приветствие «Я тебе рад!».

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, Задание «Отгадай предмет, по описанию»

5. игра «Кристаллы»

6. Игра «Левая и правая»

7. Ритуал прощания

Декабрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №10

Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы, моторных  навыков и пространственной ориентации.

1.Приветствие. Игра «Здравствуй»

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, игра «Найди отличия»

5. игра «Башни»

 Упражнение «Штриховка»

6. Ритуал прощания Игра «Азбука эмоций»

 

Декабрь

Коррекционно-развивающий

комплекс №11

Развитие способности понимать свое эмоциональное

состояние

Развитие пространственных представлений.

Развитие самостоятельной активной и пассивной речи        

1.Приветствие

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация,  игра «Выложи фигуры так, как только что видел»

5. игра «Телевизор»

6. Ритуал прощания

«Пожелание»

Январь

Коррекционно-развивающий

комплекс №12

Развитие коммуникации, эмоционально-волевой  сферы,

общей моторики.

Развитие пространственных представлений.

Развитие диалоговой речи        

1.Приветствие: Здравствуй, с разными эмоциями.

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация,  игра «Слушай хлопки»

5. игра «Лабиринты»

Задание  «Найди по плану игрушку»

6. Ритуал прощания

Январь

Коррекционно-развивающий

комплекс №13

Развитие слухового восприятия, мышления.

Развитие коммуникативных навыков

Развитие пространственных представлений, моторики.

 1. Приветствие. Здравствуй, друг

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация,  игра «Слушай ритм»

5. игра «Фруктопад»

Задание «Найди предмет, который я загадала»

6. Ритуал прощания

Февраль

Коррекционно-развивающий

комплекс №14

Развитие  коммуникации, умения сотрудничать.

Развитие  речемоторных навыков.

Развитие слухового и зрительного внимания, зрительной памяти, мышления.

1. Приветствие. Здравствуй, друг

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация,  игра «На что похоже?»

5. игра «Кафе»

Задание «Доскажи словечко»

6. Ритуал прощания

Февраль

Коррекционно-развивающий

комплекс №15

Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.

Внимания, моторики.

Развитие связной речи.

1. Приветствие.

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, игра «Мы похожи»

5. игра «Ленивец»

Задание «Доскажи словечко»

6. Ритуал прощания

Февраль

Коррекционно-развивающий

комплекс №16

Развитие коммуникации.

Развитие  мелкой моторики.

Развитие слухового и зрительного внимания, речи.

1. Приветствие.

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Доскажи словечко»

5. игра «Лабиринты»

Упражнение «Необычная радуга»

6. Ритуал прощания

Февраль

Коррекционно-развивающий

комплекс №17

 

Развитие коммуникативно-эмоциональной сферы.

Развитие пространственно-временных последовательностей. Развитие навыков речевого анализа.

1. Приветствие «Я тебе рад!».

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Угадай месяц по описанию»

5. игра «Раскраски»

6. Игра «Левая и правая»

7. Ритуал прощания

Март

Коррекционно-развивающий

комплекс №18

Развитие коммуникативных навыков.

Развитие графо-моторных навыков

развитие связной речи,

- развитие понимания обращенной речи;

1. Приветствие «Я тебе рад!».

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация. Игра «Дорисуй узор»

5. игра «Коридор»

6. Игра «Справа, слева, выше-ниже, нарисуешь, как услышишь»

7. Ритуал прощания

Март

Коррекционно-развивающий

комплекс №19

Развитие позитивного отношения к себе, умения взаимодействовать.

Развитие графо-моторных и пространственно-ориентированных навыков.

1. Приветствие «Поздоровайся ласково!»

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Рисуй зеркально»

5. игра «Контуры»

6. Задание «Найди ошибки»

7. Ритуал прощания

Март

Коррекционно-развивающий

комплекс №20

Формирование отношения умения сотрудничать.

Развитие графо-моторных навыков, пространственной ориентации, ситуативной речи.

1. Приветствие «Поздоровайся ласково!»

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Разнеси по местам»

5. игра «Аэрохоккей»

6. Игра «Левая и правая»

7. Ритуал прощания

Март

Коррекционно-развивающий

комплекс №21

Развитие коммуникативной и эмоциональной сферы.

Развитие пространственной ориентации, графо-моторики.

1.Приветствие. Здравствуй, с разными эмоциями.

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, игра «Чем похожи, чем отличаются»

5. игра «Ловец»

6. Задание «Штриховка»

7. Ритуал прощания

Апрель

Коррекционно-развивающий

комплекс №22

Формирование пространственно-временных последовательностей и ориентировок.

Развитие навыков речевого анализа.

1. Приветствие «Я твой друг и ты мой друг».

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Найди фигуры по описанию»

5. игра «Ленивец»

6. Задание «Нарисуй двумя руками»

7. Прощание

Апрель

Коррекционно-развивающий

комплекс №23

Формирование пространственно-временных последовательностей.

Развитие моторики.

Развитие графо-моторных навыков

1. Приветствие «Я твой друг и ты мой друг».

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Чего тут не было»

5. игра «Ловец»

6. Задание «Закончи предложение»

7. Прощание

Апрель

Коррекционно-развивающий

комплекс №24

Развитие коммуникативной сферы.

пространственных представлений.

Снятие эмоционально-психического напряжения.

1. Приветствие «Мы лучшие друзья».

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Опиши любимую игрушку»

5. игра «Кристаллы»

6. Задание «Найди лишний предмет»

7. Прощание

Апрель

Коррекционно-развивающий

комплекс №25

Развитие коммуникативных навыков.

пространственных представлений.

Развитие самостоятельной активной и пассивной речи        

1. Приветствие. Здороваемся мимикой

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация. Игра «Собери букет»

5. игра «Ленивец»

6. Задание «Сочини сказку по серии картинок»

7. Прощание

Май

Коррекционно-развивающий

комплекс №26

Развитие коммуникативных навыков, навыков самосознания, уверенности в себе.

Развитие моторики рук,

связной речи, обогащение словарного запаса.

1.Приветствие - обними соседа!

2. Внесение в картотеку ребенка

3. Прохождение калибровки

4. Релаксация, задание «Рисуем пожелания!»

5. игра на Балансе по выбору ребенка

6. Мешочек из слов «Добрые пожелания на лето»

 7. Прощание

Список литературы:

1. Беззубцева Г.В., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М. Издательство «Гном и Д», 2003.

2. Вайнер М. Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 96с.

3. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Развитие и уточнение  пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М.: Школьная Пресса, 2003. – 80 с., ил.

4. Иншакова О.Б., Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. М., 2005

5. Кигпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. – Журнал Дошкольное воспитание №2, 2001.

6. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов. М., 2000.

7. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6 – 8 лет.- М., 2004.

8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.

9. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2003г

10. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекцитя в детском ворзрасте, М. 2003г

11. Чистякова  М.И. Психогимнастика, М. 1995г.

12. Шорыгина Т.А. Учимся ориентироваться в пространстве: материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. М., 2006

13. О. Б. Иншакова. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет в 2х частях. Издательство Владос, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта.

Консультация для педагогов на тему: Содержание   и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта....

Формирование пространственных представлений у детей с нарушениями речи.

Как развивать пространственные представления, почему это важно....

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом

Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом...

«Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом».

laquo;Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»....

Выступление на родительском собрании в группе компенсирующей направленности «Роль дидактической игры в формировании пространственных представлений у детей с нарушенным слухом»

Конспект ООД "Конструктивно-модельная деятельность" ОО "Художественно -эстетическое развитие " Комната для зайки" для детей с нарушенным слухом 1 -2 года обучения...

Консультация для педагогов : «Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»

laquo;Содержание и методика работы по формированию пространственных представлений у дошкольников с нарушениями интеллекта»...