Игры для развития лексической стороны речи.
картотека по логопедии (старшая группа)

Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как цвет, форма, живое и неживое, пространственно-временных представлений, антонимы, синонимы и т.д. В процессе игр дети приучаются не только  пользоваться словом, но и активно оперировать им.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_slovenachalo.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОНЯТИЕ О СЛОВЕ 1. «Сколько слов?» Цель: Дать детям понятие «слово». Оборудование: Книга, карандаш, тетрадь и др. Описание игры: Педагог объясняет детям, что все предметы имеют своё название, и называет разные предметы: книжку, карандаш и т.д. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого педагог говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов. Повторите эти слова. (Дети повторяют слова с опорой на предметы.) А теперь внимательно послушайте, сколько я произнесу слов: дом, цветок. (Два слова.) Какое первое слово? (Дом.) Какое второе слово? (Цветок.) А сейчас сами придумайте по одному слову. (Дети придумывают.) Придумайте каждый по два слова». Дети произносят слова, педагог должен следить за тем, чтобы дети не соединяли слова союзом «и». 2. «Кто это? Что это?» Цель: Дать детям понятие «слово», обозначающее живой или неживой предмет. Оборудование: Картинки с одушевлёнными и неодушевлёнными предметами. Описание игры: Педагог обращается к детям: «Вокруг нас много разных предметов. И о каждом предмете мы можем спросить. Я вас буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом «Что это?». Педагог указывает на разные неодушевлённые предметы. Дети отвечают, например: Книга. Игрушка. Стол и т.д. Далее педагог говорит: «А сейчас я вас спрошу иначе. Кто это?» Педагог указывает на одушевлённые предметы: птичку, рыбку, детей – спрашивает у детей: «Как можно спросить? (Кто это?) Я вам буду называть разные предметы, а вы к этим предметам ставьте вопросы». Педагог называет одушевлённые предметы, а дети ставят вопрос «кто?» Таким образом, педагог постепенно подведёт детей к понятиям «живой» — «неживой». Поводя итог, педагог делает вывод: все слова, обозначающие неживые предметы, отвечают на вопрос «что?», а слова, обозначающие живые предметы, — на вопрос «кто?». 3. «Рассмотри картинки» Цель: Закреплять у детей понятия «живой» — «неживой». Оборудование: Предметные картинки, изображающие живые и неживые предметы. Описание игры: Вариант 1. Педагог выставляет предметные картинки и просит детей внимательно их рассмотреть. Затем даёт задание: 1) назвать картинки с изображением живых предметов, поставить к этим словам вопрос; 2) назвать картинки с изображением неживых предметов, поставить вопрос. Например: стол (что это?), кошка (кто это?). Вариант 2. Игра проводится без опоры на предметные картинки. Логопед подбирает разные слова (одушевлённые и неодушевлённые) и называет их вперемешку. Дети должны к этим словам поставить вопросы «кто это?» или «что это?». Наиболее активные дети отмечаются педагогом в конце игры. 4. «Кто что делает?» Цель: Дать понятие о слове, которое обозначает действие. Описание игры: Педагог приглашает одного из детей к доске и даёт ему задание (тихо, чтобы не слышали другие дети): «Саша, рисуй, — и спрашивает у детей: Что делает Саша?» Дети должны ответить одним словом. Затем педагог даёт другие задания ребёнку, а дети называют его действия. Обращаясь к детям, педагог говорит: «Вы назвали много разных слов: «прыгает, играет» (два слова). Какое первое слово?» — «Прыгает». – «Какое второе слово?» — «Играет». Далее педагог говорит: «К словам, которые вы называли и которые называла я, можно поставить вопрос: что делает? Эти слова обозначают действие. Теперь я буду называть слова, а вы будете ставить к ним вопрос». Например: Варит (что делает?), шьёт (что делает?), бежит (что делает?), смеётся (что делает?). 5. «Кто как передвигается?» Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: Предметные картинки. Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют способ передвижения. Например: лошадь – скачет, змея – ползает, птица – летает, рыба – плавает, лягушка – прыгает и т.д. 6. «Кто как голос подаёт?» Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: Предметные картинки. Описание игры: Логопед показывает картинки, изображающие животных и птиц. Например: воробей – чирикает, лягушка – квакает, кошка – мяукает, корова – мычит, медведь – рычит и т.д. 7. «Кто что умеет делать?» Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: Предметные картинки. Описание игры: Логопед предлагает детям картинки с изображением лю-дей различных профессий. Дети называют, кто что делает. Учитель – учит, врач – лечит, повар – варит, строитель – строит, художник – рисует и т.д. 8. «Кто что делает?» Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: Предметные картинки. Описание игры: На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие. Дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой. Например: логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложения. Предлагаются карточки на глаголы: идёт, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползёт, качается и т.д. 9. «Отгадай, что это за животные?» Цель: Учить различать слова, обозначающие действие предмета. Развивать слуховое внимание и память. Описание игры: Логопед называет действия, которые свойственны данному животному. Дети должны отгадать, о каком животном идёт речь. Сторожит, грызёт, лает – кто это? Мяукает, лакает, царапается – кто это? Хрюкает, роет – …? Мычит, жуёт, ходит – … ? Летает, жужжит, жалит – … ? 10. «Назови слово» Цель: Учить детей различать слова, обозначающие предмет, и слова, обозначающие действие. Оборудование: Предметные картинки. Описание игры: Педагог раскладывает на столе предметные картинки, изображающие стол, кошку, бегущего ребёнка, сидящего человек, бабочку, книжку и т.д. Педагог предлагает детям, опираясь на эти картинки, назвать по одному слову, к которому можно поставить вопросы: Кто это? Что это? Что делает? За правильное выполненное задание ребёнок получает картинку. В конце игры подсчитывается количество картинок у каждого из детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра по развитию лексической стороны речи детей дошкольного возраста (6-7 лет).

Мы воспитатели и должны не стоять на месте, а тоже развиваться и идти в ногу со временем. Поэтомку я и придумала сделать игру в виде мини-мультика. каждый герой двигается по щелчку мыши....

Игры на развитие лексической стороны речи

Уважаемые, родители! Данные игры помогут Вам объяснить ребенку смысл слова и обогатят его словарный запас....

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (развитие словаря)Игры на развитие лексической стороны речи детей способствуют формированию у детей таких понятий, как: цвет, форма, живое и не...

Дидактические игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Появившись, слово входит в состав почти всех основных форм психической деятельности ребенка, участвуя в формировании восприятия и памяти, поб...