"Диагностика и совершенствование речи детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Близниченко Ольга Сергеевна

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста

Необходимо использовать в работе с детьми разные направления и приёмы для активизации речевой активности, реализовывая их через систему психолого-логических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

Основными приёмами активизации речевой деятельности и поведения детей являются : - подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры, игры - драматизации; - логопедическая ритмика, действия под музыку; - проблемные ситуации; - комментированное рисование; - психотерапевтические приёмы (психологические тренинги); - введение игровых персонажей; - постановка вопроса; - подстановка недостающего слова - подбор синонимов и антонимов; - развитие невербальных средств и другие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы и приемы активизации речевой деятельности детей дошкольного возраста Необходимо использовать в работе с детьми разные направления и приёмы для активизации речевой активности, реализовывая их через систему психолого-логических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

 Основными приёмами активизации речевой деятельности и поведения детей являются : - подражательная деятельность, этюды, подвижные и дидактические игры, игры - драматизации; - логопедическая ритмика, действия под музыку; - проблемные ситуации; - комментированное рисование; - психотерапевтические приёмы (психологические тренинги); - введение игровых персонажей; - постановка вопроса; - подстановка недостающего слова - подбор синонимов и антонимов; - развитие невербальных средств и другие.

 Цель - активизация речи на основе закономерностей познавательной деятельности и личностно ориентированного подхода, как основа развития компенсаторных механизмов. Для активизации речевой деятельности можно выделить три блока методов, направленных:

 I блок - на активизацию самой деятельности детей, которая способствует речевой активности.

II блок - на активизацию компонентов речевой деятельности.

III блок - на активизацию речи в разных видах деятельности. Большое внимание необходимо уделять развитию невербальных проявлений активности детей, поскольку доверительная коммуникация - основа для вербальной. Учитывая что, активизация речевой деятельности невозможна без активизации её основных компонентов, большое место отводится словесным методам.

Одним из них является беседа.  Беседы имеют важное значение для развития связной речи, для выработки навыков речи в коллективе. Ценность беседы в том, что взрослый в ней учит ребёнка логически мыслить, рассуждать. Беседы имеют место в процессе накопления детьми знаний - во время наблюдений, экскурсий, а так же, когда получают новый опыт. Материал разумнее давать в повествовательной форме, используя приём добавления новой информации. Эта информация даётся небольшими частями - сегментами. Такой приём называется «сегментация речи».

Важной формой речевой работы с детьми являются ситуации общения. Ситуации общения могут возникнуть как естественно, так и запланировано. Например, игровая ситуация с куклами: «Я должен спросить маму». При этом вопросительно - ответные конструкции обладают наибольшей коммуникативной активностью, поскольку стимулируют и побуждают детей к речевой деятельности. Они заставляют ребёнка думать, отбирать и комбинировать информацию для ответа. Необходимо помнить, что ситуации должны быть не слишком сложными и вызывать интерес.

 Особая роль отводится словесным играм.

Цель - обогащение словарного запаса («Кто где живёт», «На что похоже», формирование грамматически правильной речи. Например, «Скажи какой? Какая? Какие, «Кто скажет больше», «Что из чего», «Слова приятели», «Скажи наоборот», интонационной выразительности: Игра «Солнышко» (зазывно, побудительно) на развитие фонематического восприятия, «Звуки перепутались», «Подскажи словечко», расширение предложения и развитие связной речи, игры «Закончи предложение», «Неожиданный финал», «Импровизация», «Сочиним историю, «Сказка по кругу». Ценность таких игр заключается в том, что дети не только получают и анализируют языковую информацию, но и оперируют ею что. несомненно, стимулирует их собственную речевую активность.

Для активизации речевой деятельности обучение осуществляется с помощью наглядного материала. Наглядным материалом служат не только картинки, но и натуральные предметы и игрушки. Наглядность способствует доступности, последовательности, даёт детям наиболее полное представление о реальных объектах и совокупности их свойств как на занятиях так и на прогулках и экскурсиях. Помогая максимально использовать речевую активность детей, Требования к наглядному методу обучения предполагают разнообразие, сменяемость и эстетическую выдержанность.

Очень эффективным методом активизации речевой деятельности является моделирование. Он является промежуточным между наглядными и словесными методами.

Метод моделирования позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи разные конструкции предложений, описывать предметы, составлять различные виды рассказов: описательные, по картинкам, по личному опыту, а так же с элементами творчества. Используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи (, и,,

 Схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, стимулированные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа. Моделирование помогает детям овладеть языковыми средствами и речевыми навыками, на основе которых возможно построение связных развёрнутых высказываний. III.

 Если говорить об активизации речи в других видах деятельности, то ведущей деятельностью ребёнка является игра. Игра - метод и способ обучения. Во всех видах игр - активизируется речь. Остановимся на некоторых из них. Подвижные игры помогают пробудить активность у пассивного ребёнка, учат подчиняться определённым правилам, формируют стремление к лидерству, развивают ловкость и быстроту реакции. Различные варианты игр «Жмурки», «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Серебряный пояс» помогают почувствовать себя в роли лидера, что несомненно влияет на формирование адекватной самооценки. Игры предполагаются соответственно особенностям детей. Робкие и заторможенные назначаются ведущими (лидерами, а гиперактивным, подбираются более спокойные роли.

Положительная эмоциональная обстановка обеспечивает психологическое благополучие детей, что служит стимулом для активации поведения и речи детей. Работа по активации речи в игре и общении предполагает введение сложных игр - драматизации, инсценировок, творческих, сюжетно - ролевых игр, игр -импровизаций.

 Приёмами стимулирующими активную речь у детей является возможность принять участие в инсценировке, перевоплотиться в другой образ с помощью костюмов и грима, использование элементов декорации, сюрпризного появления игрушек, персонажей. В начале обучения это сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», где дети могут сами проявить инициативу, принять на себя понравившуюся роль. Затем постепенно усложняется речевой материал в незнакомых сказках, потешках, стихах, преподносимых педагогом, давая детям возможность самим произвести с ними действия. Театр ложек: «Колобок», верховой театр: «Лиса, заяц и петух», кукольный театр: «Красная шапочка», «Дюймовочка» и т. д. В ходе игры дети учатся владеть речью. Внимание привлекается к осознанию сказанных слов, интонации, темпу речи, модуляции голоса. Таким образом, использование различных игр, является одним из путей для активации речи детей. Следующий вид деятельности - изобразительная. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, имеет большое значение для активизации умственного и речевого развития. На занятиях рисованием можно предложить детям разнообразный наглядный материал, обозначая его словами, рассказывая о действиях, которые можно производить с предметами, учить различать и употреблять слова, обозначающие признаки предметов и признаки действий. Так же можно заниматься с детьми комментированным рисованием, где дети учатся комментировать изображаемое, задавать вопросы, употреблять побуждение. Речевая активность в результате использования подобного вида занятий' повышается. Во время занятий рисованием имеются большие возможности для создания «проблемных ситуаций». Например, специально «забывая» положить лист бумаги некоторым детям им приходиться просить недостающее, возникают ситуации обращения, привлечения внимания, просьбы, благодарности, отказа, то есть проявлять речевую инициативу. На занятиях по продуктивной деятельности предполагается, помимо индивидуальной работы, коллективное изготовление поделок, рисунков, что ставит их в ситуацию необходимости согласовывать свои действия с действиями других детей, учит доброжелательному поведению по отношению к партнёру по деятельности.

Для развития коллективного творчества можно использовать рисуночные игры: «Нарисуй узор», «Наша группа».

 При работе над формированием адекватной самооценки используются игры: «Рисуем эмоции пальцами», «Моё настроение», «Моя семья».

Таким образом, организация различных совместных видов деятельности стимулирует активную речь, поскольку деятельность бывает интересной и значимой для детей, а её успешность достигается с помощью речевых действий.

Поэтому у каждого ребёнка появляется стремление к речевым высказываниям.

 Вывод: Разнообразие методов и приёмов, используемых целенаправленно на активизацию речевой деятельности детей, обеспечивает интересное речевое общение, стимулирует проявление собственной активности каждым ребёнком с речевым недоразвитием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных метод...

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной....

Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста

Подобран материал для обследования речи, а так же критерии оценивания выполненного задания....

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...

Маршрут профессионального и личностного совершенствования педагога.«Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством приёмов мнемотехники»

Моя цель:Создать условия для повышения своего творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков.Задачи:Изучение педагогической ...

Совершенствование речи детей старшего дошкольного возраста

Приемы для усовершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...