Картотека артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (средняя группа)

Богатырева Лидия Николаевна

Картотека артикуляционной гимнастики для детей в средней группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека артикуляционной гимнастики для детей средней группы

 

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, помогающих улучшить работу органов артикуляционного аппарата.

 Целью таких занятий является:

  • укрепление мышц губ, языка, щек;
  • повышение подвижности челюстей, языка и мягкого неба;
  • развитие координации движения артикуляционных органов;
  • закрепление умения удерживать язык и зубы в нужной позиции.

В результате регулярного выполнения артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается правильное произношение звуков. Если не уделять внимание работе по исправлению недостатков речи, это отразится на грамотности и приведет к проблемам с успеваемостью у ребенка.

Для занятий с детьми дошкольного возраста необходимо выбирать упражнения в игровой форме, которые будут им интересны. Артикуляционная гимнастика может проводиться как индивидуально, так и в группах. Условием проведения артикуляционной гимнастики является использование зеркала.

Наиболее удобное время для ее выполнения — утром, после зарядки, и вечером. Длительность занятия должна составлять не более 10 минут и включать 4 – 5 упражнений.

Дети старшего дошкольного возраста выполняют упражнения быстро и уверенно, хорошо справляются с различными статическими играми.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

«Быстрая змейка» 

Цель: вырабатывать умение делать язык узким и развивать его подвижность.

Описание: Последовательность выполнения представлена в стихах:

Язык в змейку превращается,

Упражнение начинается.

Вот вперед стремится змейка,

Повторить за ней сумей-ка:

То бросается  вперед,

То скорей назад ползет

Вновь движенья повторяются,

Игра в змейку продолжается… (Движения языком вперед изо рта, затем обратно в рот)

Язык змейкой извивается,

Вправо, влево продвигается…. (Движение языком из стороны в сторону)

Змейка всюду побывала,

А теперь она устала.

Уползает змейка в норку,

Чтоб немножко отдохнуть. (Язык убрать в рот)

Отдохнула – снова в путь.

Змейка снова извивается,

К бугорочкам поднимается,

Вправо, влево продвигается. (Движения языком вправо, влево по верхним бугоркам – альвеолам)

Все отлично получается!

Змейке нравится играть

 И движения выполнять.

Станет язычок стараться – Звуки будут получаться.

 «Лягушки улыбаются»

Цель: выработать умение делать оскал зубов, необходимый для произнесения звука [С]

Описание: Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

 а глаза у них, как блюдца.

 Как веселые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.

 Потянули – перестали.

И нисколько не устали.

 «Хоботок»

 Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы (для произнесения звука У)

Описание: Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке [ у]. Дети сидят перед зеркалами. Взрослый произносит стихотворение:

Подражаю я слону:

Губы хоботком тяну…

Даже если я устану,

Их тянуть не перестану.

Буду долго так держать,

Свои губы укреплять.

«Слоненок – лягушка»

Цель: выработать умение четко переключаться с одного движения губ на другое (оскал – трубочка)

Описание: Дети сидят перед зеркалами. Взрослый произносит стихотворение, а дети выполняют движения под зрительным контролем.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я, как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка-дудочка

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять.

«Лопаточка»

Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким.

Описание: Приоткрыть рот, улыбнуться. Широкий, расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз – два – три – четыре – пять!

Язык надо расслаблять.

Язык широкий, гладкий,

получается лопатка.

И при этом я считаю:

раз, два, три, четыре, пять

Язык широкий положи

И спокойно подержи.

Язык надо расслаблять

И под счет его держать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык можно убирать.

«Чашечка» 

Цель: выработать умение делать язык широким, приподнимая края языка и удерживая форму чашечки (для звука [Ш])

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена. В таком положении язык удерживать под счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка.

В рот ее мы занесем

И бока к зубам прижмем.

Мы чаек горячий

Будем пить на даче. Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

«Чищу зубы»

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними и верхними зубами, делать круговые движения зыком.

Описание: Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» сначала нижние, а потом верхние зубы, делая движения из стороны в сторону.

Чищу зубы чисто, чисто

 И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Чищу зубы,

Чищу зубы

И снаружи…

И внутри…

Не болели,

Не темнели,

Не желтели чтоб они.

«Качели»

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать подвижность и гибкость кончика языка, умение им управлять.

Описание:1) Положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет «раз». Поднять язык на верхнюю губу и подержать под счет «два». Повторить еще и еще раз. 2) Положить широкий язык за нижние зубы. Поднять язык за верхние зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться, нижняя губа не должна «подсаживать» язык вверх.

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим

На качелях я качаюсь,

Вверх – вниз, вверх – вниз.

И все выше поднимаюсь,

А потом – вниз ….

«Лошадка»

Цель: укреплять мышцы языка, отрабатывать умение поднимать язык вверх (для звука [Р])

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать широкий язык всей плоскостью к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Щелканье должно быть четким, непохожим на чмоканье. Работает только язык, нижняя челюсть и губы остаются неподвижными.

Я – лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок-цок.

Я копытцем постучу,

Цок-цок-цок-цок

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок-цок.

Посмотри, как я красива:

Цок-цок-цок-цок.

Хороши и хвост, и грива.

Цок-цок-цок-цок.

 Я – лошадка Серый

«Дятел»

Цель: укреплять мышцы кончика языка, выработать подъем кончика языка вверх и умение делать кончик языка напряженным (для звука [Р])

Описание: Улыбнуться, открыть рот шире. Постучать кончиком языка о небо за верхними зубами, отчетливо произнося твердый звук [д-д-д]. Делать удары медленно, постепенно убыстряя темп. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался.

Я по дереву стучу (д-д-д),

Червяка добыть хочу (д-д-д),

Хоть и скрылся под корой (д-д-д),

Все равно он будет мой (д-д-д).

«Грибок». 

Цель: выработать подъем языка, растягивая подъязычную уздечку (для звука [Р]).

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и, прижав (приклеить) широкий язык всей плоскостью к небу, открыть рот шире (под счет от 1 до 5-10). Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к небу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы.

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять –

Гриб мне надо удержать.

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка –

Шляпка на макушке.

Наша Даша в лес пошла,

Наша Даша гриб нашла.

«Иголочка».

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы.

Описание: Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы кончик языка не загибался.

Я иголку острую

 Для шитья готовлю.

 Крепко я ее держу,

Никого не уколю.

Язык в иголку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

 Иголку я могу держать.

Я иголкой острой шью,

 Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

«Лопаточка – иголочка»

Цель: выработать умение четко переключаться с одного движения языка на другое (узкий – широкий)

Описание: Чередование положений языка: широкий – узкий. Упражнение выполняется ритмично под счет  (сначала в медленном темпе)

Язык «лопаточкой» лежит и нисколько не дрожит.

Язык «иголочкой» потом и потянем острием.

«Маляр»

Цель: Отработать подъем языка вверх и его подвижность. Описание:  Улыбнуться, открыть рот, поднять язык к бугоркам – альвеолам. Водить, поглаживая кончиком языка, как кисточкой, по небу вперед-назад. Следить, чтобы кончик языка не высовывался изо рта, а губы и нижняя челюсть не двигалась.

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем,

Поведем вперед, назад –

Наш маляр работе рад!

«Часики».

Цель: выработать подвижность языка, укрепляя его мышцы, и закрепить пространственную ориентировку правой, левой сторон.

Описание:  Открыть рот, слегка улыбнуться. Высунуть узкий язык. Тянуть его попеременно то вправо, то влево. Упражнение выполняется сначала в медленном, а затем в умеренном темпе, с фиксацией положения языка. Следить, чтобы язык не облизывал губы.

Мой веселый язычок

Словно маятник часов:

Вправо - влево, вправо – влево

Он всегда ходить готов.

Влево – вправо, влево – вправо

Мой язык скользит лукаво:

Словно маятник часов,

«Змейка»

Цель: Вырабатывать умение делать язык узким.

Описание: Рот приоткрыть, губы растянуть в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряженный язык. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы кончик языка не загибался. Змейка по лесу ползла,

Язычок свой убрала.

Повстречала вдруг бобра

И ужалила со зла.

Снизу змейка проползала

И язык всем показала.

Потом в ротик убрала

Под скамейку уползла.

«Барабан»

Цель: Вырабатывать подъем языка, умение делать кончик языка напряженным; развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, открыть рот шире. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Произносить медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался.

В барабан мы бьем

 Нашим язычком.

 Громкий, громкий звук,

 Слышен звонкий стук

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д,

Бей, руками помогай: д-д, д-д-д.

Ритм ногами отбивай: д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане: д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет: д-д, д-д-д

 «Заборчик»

Цель: укреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке.

Описание: Зубы сомкнуты. Губы в улыбке, верхние и нижние резцы видны.

Из зубов заборчик строй –

Ровный, белый, не косой.

Зубки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем…

А сейчас раздвинем губы –

Посчитаем наши зубы.

 «Трубочка»

Цель: Укреплять круговую мышцу рта, развивать умение вытягивать вперед округленные губы (для произнесения звука [ У])

Описание: Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке  [у]. Дети сидят перед зеркалами. Взрослый произносит стихотворение:

 Подражаю я слону:

 Губы хоботком тяну.

И на трубочку похожи,

Подудеть в нее мы можем:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Губы сложим в трубочку –

На дудочку похоже.

 Подудеть на дудочке

Без дудочки мы можем:

«Накажу непослушный язык»

Цель: выработать умение, расслабив мышц язык, удерживать его широким.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетания:  пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удержать широкий язык в спокойном положении, рот открыт,   под счет 1-10. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

На губу язык клади,

«Пя-пя-пя» произноси,

Мышцы расслабляются…

Лопатка получается…

Ты под счет ее держи…

До пяти… до десяти…

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

 Губками пошлепаем.

«Язык – силач»

Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот. Опустить широкий кончик языка к нижним передним зубам и упирать язык в зубы.

Язычок у нас силач –

В зубы упирается,

Сильно напрягается,

Горкой выгибается.

Силачу пора на отдых

Чтобы смог он полежать,

Мышцы будем расслаблять

«Вкусное варенье»

Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки. Описание: Слегка приоткрыть рот, улыбнуться. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот. Следить, чтобы язык не сужался. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

«Гармошка»

 Цель: укреплять мышцы языка, растягивая подъязычную связку, закреплять умение подъема языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу. Не отпуская язык, закрывать и открывать рот.

К небу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

 Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

На гармошке мы играем,

Рот мы шире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

«Снегопад» 

Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.

 Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и сдуть с ладони снежинки (рыхлые ватные комочки). Достаточно 3- 5 повторений.. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

«Кто дальше загонит мяч?»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Достаточно 3-5 повторений.  Следить, чтобы дети произносили звук [ф], а не [ х], т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. Нельзя надувать щеки. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

«Листопад»

Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и сдуть со стола листочки (вырезать из тонкой цветной бумаги, разные: дубовые, кленовые, березовые). Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение таких упражнений может привести к головокружению. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.

«Бабочка»

Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха. Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на бумажную бабочку. К бабочке привязать нитку и прикрепить так, чтобы бабочка висела на уровне лица ребенка. Ребенок делает длительный плавный выдох. Достаточно 3-5 повторений. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая. Бабочка-бабочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На березовой ветке!

«Забей мяч в ворота»

Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха.

Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками. Достаточно 3-5 повторений. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая.

«Фокус»

Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по середине языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Достаточно 3-5 повторений. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя.

«Одуванчик»

Цель: выработать длительную, направленную струю воздуха. Описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на отцветший одуванчик так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок делает длительный плавный выдох. Достаточно 3-5 повторений. Следить, чтобы не надувались щеки, для этого их можно слегка придерживать пальцами. Не допускать, чтобы воздушная струя была прерывистая. Одуванчик, одуванчик,

До чего же ты хорош.

Одуванчик, одуванчик,

Ты на солнышко похож.

«Рыбка шевелит губами»  

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Смыкать и размыкать губы.

 «Птенцы»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Широко открывать и закрывать рот.

 «Улыбка»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.            

(удерживать до 10).

«Улыбка-трубочка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Чередовать до 10 раз.

«Бублик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.

 «Шарик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Надуть щёки, сдуть щёки.

«Пятачок»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть вперед губы пятачком и покрутить им вправо-влево, вправо-влево…(8-10 раз).

 «Посчитаем нижние зубки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.

 «Сдуй ватку с ладошки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на ватку или бумажку. Можно сдувать ватку со стола, с ладошки другого ребенка.

 «Котенок лакает молоко»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.

 «Поиграем на губах»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Через губы вдуваем воздух, периодически их смыкая: б-б-б-

 «Крестик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот широко открыть. Высунуть вперед язык и работать им слева-направо (из угла в угол), потом вверх-вниз (к верхней губе, к нижней) (5-6 раз).

«Расческа»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот приоткрыть. Верхними зубами водить по нижней губе (5-6 раз), потом нижними зубами по верхней губе, как бы причесывая (5-6 раз).

 «Загнать мяч в ворота»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно подуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Следить, чтобы не надувались щеки. Их можно придерживать пальцами.

«Кто дальше загонит мяч»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла по середине языка, и сдуть ватку на противоположной стороне стола.

 «Паровозик свистит»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Высунуть вперед край языка и через него подуть на горлышко пузырька.

Пузырек засвистит.

 «Почистим за нижними зубами»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, рот приоткрыть, упереться кончиком языка за нижними зубами и поводить им из стороны в сторону.

 «Киска сердится»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот, зацепить кончиком языка за нижние зубы и, не отрывая его от зубов, выдвигать спинку языка вперед, как кошка выдвигает спинку.

«Парашютик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

На кончик носа положить ватку,
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх.

«Барабанщик»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

«Гармошка»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу), не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

«Блинчик»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Улыбнуться, приоткрыть рот,
положить широкий язык на нижнюю губу.

«Орешки»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики - "орешки".

«Пароход гудит»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, открыть рот,
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

 «Маляр»

Цель: развитие артикуляционной моторики.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

«Поймаем мышку»

Цель: развитие артикуляционного аппарата.

Губы в улыбке, приоткрыть рот,
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвости
к).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....